Политика

Дело гостиницы «Дачия», или Месть президента

10.02.2012
{Дело гостиницы «Дачия», или Месть президента} Молдавские Ведомости
 
- В 2003-2004 годах вы, представляя интересы собственника гостиничного комплекса «Дачия» в качестве адвоката, давали интервью газетным изданиям, в которых излагали свои версии национализации. Напомните предысторию приватизации гостиницы.
 
- В 1999 году гостиничный комплекс был приватизирован совместным предприятием Selicat-Mix. За ним стоял украинский предприниматель Валерий Горбатюк. После того как была достигнута договоренность, что гостиница будет реализована ему и только ему, в состав SRL Selicat-Mix был введен основным учредителем 80-летний отец Горбатюка. Прежде он работал таксистом в Бельцах и, естественно, не имел никакого понятия о бизнесе. Большого желания приватизировать гостиницу Горбатюк не имел, но ему было обещано, что после покупки гостиницы он сможет купить и Бельцкий вино-коньячный комбинат. Предприниматель согласился, о чем впоследствии не раз пожалел.
 
Гостиница была продана Горбатюку за 20 150 000 леев. Как обычно делается в подобных случаях, деньги для покупки SRL Selicat-Mix занял у внешнего партнера. В этом качестве выступала австрийская фирма Горбатюка Kungan Overseas Corp. Впоследствии кредитор переуступил свои права другой фирме Горбатюка, но уже бельгийской - Vicol nv. Ее владельцами по учредительным документам в тот период были Горбатюк и его супруга Виктория. В результате этой схемы процент по кредиту освобождался от налогообложения в Молдове. На момент вынесения решения Экономической апелляционной палатой РМ 6 июня 2003 года и передачи гостиницы государству эта сумма составила 1 669 029 долл. США.
 
Замечу, что решение суда от 6 июня 2003 года по национализации гостиницы было полностью выполнено. Гостиница перешла государству, а Горбатюку были возвращены 20 150 000 леев. Получая же гостиницу обратно в 2009 году после решения ЕСПЧ, Горбатюк выплатил государству чуть более 300 тыс. евро, то есть около 5 млн леев. Это за семиэтажное-то здание в центре Кишинева, площадью 4,5 тыс. кв. м с земельным участком в 0,21 га!
 
Суд принимал решение с учетом убытков, которые гостиница (то есть Горбатюк) понесла за шесть лет, прошедших после незаконных решений молдавских судов. Таким образом, государство потеряло за счет незаконных судебных решений свыше 15 млн леев. Вот цена необдуманного указания руководства республики о национализации гостиницы, предпринятой в 2003 году.
 
-   Каким образом именно Горбатюку удалось приобрести «Дачию»? Ведь гостиница была выставлена на продажу официально через конкурс.
 
- Да, гостиница была выставлена на приватизацию в соответствии с Законом «О программе приватизации на 1997-1998 годы» через Департамент приватизации. Он создал конкурсную комиссию. Условия конкурса были опубликованы в газете «Независимая Молдова». 23 января 1999 года конкурсная комиссия объявила победителя – СП Selicat-Mix, которое было единственным претендентом на приобретение недвижимости. В соответствии с действовавшими правилами проведения конкурсов в такой ситуации конкурс следовало отменить и объявить новый. Но, как мне рассказывал в приватных встречах сам Горбатюк, деньги решают все. Чтобы гостиница была продана Selicat-Mix, ему пришлось заплатить в виде взяток более 300 тыс. долл. США различным должностным лицам.
 
- Но если были выплачены такие деньги, почему в 2003 году возник вопрос о национализации гостиницы?
 
- В 1999-м у власти были одни политики, а в 2001 году пришли другие. И у них были свои интересы и виды на молдавскую экономику. В стране в то время было еще немало лакомых кусков, на продаже которых можно было неплохо нажиться. В их числе был и Киевский винный завод. Вот тогда и встретились для приватной беседы лидер фракции ПКРМ Воронин и предприниматель Горбатюк.
 
Их первая встреча произошла еще до избрания Воронина президентом страны. Она состоялась в той самой гостинице «Дачия». За шумным застольем, обслуживание которого было доверено непосредственно директору гостиницы Сирицану, будущий президент рассказывал своему новому другу о своих планах, о своем видении госустройства, о том, кто будет избран спикером, кто - премьер-министром. В свою очередь Горбатюк предложил Воронину отдать ему Киевский винный завод, а получаемую от реализации продукции завода прибыль делить между собой пополам - 50 на 50. Воронин согласился.
 
К слову, здесь же – в «Дачии» - на дне рождения Воронина Горбатюк преподнес ему подарок - швейцарские часы стоимостью 35 тыс. долл.
 
Сделка по Киевскому винному заводу состоялась после избрания Воронина на пост президента. Завод был передан в управление одной из горботюковских фирм, которая его благополучно обанкротила, а затем Горбатюк стал его полноправным собственником. Он создал на базе молдавского завода предприятие «Княжий град», которое продолжало выпуск винной продукции и одновременно наладило выпуск широко известной водки «Мерная».
 
Видя, что дела на предприятии идут успешно (а в зимние периоды выпуск продукции достигал 4 млн бутылок в месяц), где-то в конце 2002 года Воронин поинтересовался у Горбатюка, когда же он начнет получать причитающиеся ему дивиденты. Однако в ответ услышал, что никто ему ничего не должен, так как полученный завод якобы был в состоянии банкротства, и украинский партнер на свои деньги приобрел новое оборудование, наладил производство вина и водки…
 
Услышанное взбесило Воронина, и он тогда же потребовал от Генпрокуратуры РМ начать процедуру национализации гостиницы Горбатюка в Молдове. С этого момента Горбатюк стал личным врагом президента. Тогда же, по совету своего старого бельцкого приятеля Владимира Моложена (бывший министр информационных технологий и директор Registru. - Прим. «МВ»), опасаясь быть арестованным, Горбатюк отказался от поездок в Молдову.
 
Примерно в 2006-2007 годах «Княжий град» было продан Горбатюком Симферопольской компании «Союз-Витант». За 20 млн евро. Вот какова стоимость Киевского винного завода, которая была подарена Ворониным Горбатюку. Такой суммы недосчитался бюджет страны в результате их совместной сделки.
 
Обо всех этих обстоятельствах мне лично рассказывал Горбатюк во время наших многочисленных встреч на Украине. Он с 2003-го по 2009-й в Молдове не был ни разу, хотя в Кишиневе жили его родители. 
 
Во время одной из встреч Горбатюк упомянул и о подаренных Воронину часах. То ли в шутку, то ли всерьез заметил, что молдавский винный завод в Киеве обошелся ему в 35 тыс. долл., стоимость того подарка.
 
- Он наверняка рассказывал и о подробностях знакомства с Ворониным.
 
- До отъезда в Киев в начале 90-х годов Горбатюк жил в Кишиневе. Родом он из Бельц. Не один год прослужил в органах КГБ республики. После развала Союза стал работать у известного бизнесмена Бирштейна. На его деньги развернул бизнес на Украине. Впоследствии, как и в случае с Ворониным, отказался делиться с Бирштейном получаемыми от бизнеса дивидендами, за что из партнера превратился во врага.
 
Это характерная черта Горбатюка: если есть хоть малейшая возможность не расчитаться с партнером, он ею обязательно воспользуется. Такие качества, как порядочность, честь, верность слову, атрофированы у него начисто.
 
С Ворониным Горбатюка свел бывший начальник райотдела КГБ в Унгенах Андрей Хомич. Он, как и Горбатюк, сейчас живет в Киеве. После развала СССР, Хомич какое-то время занимал должность заместителя руководителя украинской службы безопасности.
 
Воронин познакомился с Хомичем во время работы в Унгенах, и даже породнился с ним, став крестным его сына. А Горбатюк знал Хомича по совместной работе в Бельцком горотделе КГБ.
 
Кстати, основным направлением деятельности Горбатюка в органах КГБ была работа на себя. Таких именуют емким словом «крот».Пользуясь удостоверением работника КГБ, он занимался решением личных проблем, в частности, добыванием дефицитных по тем временам товаров и снабжением ими нужных людей, в том числе руководства КГБ, которое прикрывало и «направляло оперативную деятельность» Горбатюка.
 
Хомич и организовал ту первую встречу Горбатюка и Воронина в гостинице «Дачия». Для этого он специально приезжал в Кишинев. Уже впоследствии, рассорившись с Горбатюком, Воронин отказался от каких-либо контактов с кумом.
 
- Кроме национализации гостиницы «Дачия», предпринимались ли еще какие-либо действия для возврата Молдове Киевского завода?
 
- Как рассказывал Горбатюк, в 2003 году Воронин, дав Генпрокуратуре указание по изъятию гостиницы «Дачия», распорядился и о том, чтобы госорганы, отвечающие за госимущество, предприняли меры по возврату завода. Такой иск действительно был предъявлен в судебные инстанции Украины (по месту нахождения предприятия), но успеха не принес. Правительству Молдовы в удовлетворении исковых требований было отказано. Для этого, по словам Горбатюка, ему тоже пришлось потратиться. И значительно. Но доходы от продаж водки «Мерная» с лихвой покрыли все затраты. 
 
- Как проходила защита интересов Горбатюка, связанных с национализацией «Дачии», в Страссбургском суде?
 
- Жалоба в ЕСПЧ была подана 4 января 2004 года. После прохождения всех судебных инстанций в Молдове и получения решений, которые удовлетворили исковые требования Генпрокуратуры и признали незаконным договор купли-продажи гостиницы от 18 февраля 1999 года.
 
То, что эти решения были незаконными и подлежали отмене, не вызывало никакого сомнения. Одним из аргументов судебных решений было то, что при продаже гостиницы не было получено разрешение Госканцелярии, на балансе которой находилась «Дачия». Но она была включена в список предприятий, подлежащих приватизации под N395,1 (приложение N1 к закону «О программе приватизации на 1997-1998 годы»). Студенту 4-го курса юрфака понятно, что в согласии Госканцелярии нет необходимости, когда высший орган страны – парламент - принял решение о продаже объекта собственности. При этом Генпрокуратура не приводила в своем исковом заявлении главный аргумент незаконности продажи гостиницы - нарушение конкурсной процедуры при продаже, а фактически отсутствие самого конкурса.
 
Защита интересов Горбатюка в ЕСПЧ проходила в обычном режиме. Необычными, впрочем, как и всегда, были действия самого Горбатюка. Паралельно с рассмотрением дела ему удалось наладить тесные контакты с депутатом Парламентской ассамблеи Совета Европы от Бельгии господином Горисом. Именно он после конфиденциальных встреч с Горбатюком стал всячески лоббировать его интересы, поднимать вопрос о имеющихся в Молдове нарушениях в отношении иностранных инвестиций.
 
Так, в документе за N10113, принятом ПАСЕ 8 апреля 2004 года, значится вынесенное г-ном Горисом предложение для рекомендации Комитету по соблюдению обязательств и нарушениям государств-членов Совета Европы (наблюдательный комитет) о защите иностранных инвестиций в РМ. Оно было принято в расчет при подготовке доклада на тему «Соблюдение обязательств и нарушения в РМ».
 
К моменту знакомства с Горисом у Горбатюка уже был бельгийский паспорт, поэтому встречи с евродепутатом не составляли проблем. Естественно, что услуги Гориса по продвижению интересов Горбатюка на столь высоком уровне носили не безвозмездный характер. Об этом неоднократно упоминал  сам Горбатюк.
 
- С вашей точки зрения, возможно доказать незаконность передачи Ворониным Горбатюку Киевского винзавода и возвратить его Молдове?
 
- Не вижу особой сложности в этом. Имел место факт незаконной передачи имущества стоимостью в миллионы леев. Причем решение о приватизации завода парламентом не принималось. Возникает вопрос, как в течение короткого времени собственность государства перешла в руки частного лица?
 
Думаю, что на эти и другие вопросы прокуроров должны дать ответы лица, отвечавшие в те годы за госимущество. И они должны указать, от кого поступило указание о передаче завода? Почему завод был передан именно фирме Горбатюка? Почему не проводился конкурс по передаче? Поступили ли в бюджет деньги от продажи завода? Вопросов, уверен, будет более чем достаточно.
 
Наверняка, в рамках уголовного дела, возбуждение которого естественно напрашивается, можно будет досконально доказать незаконность сделки между Ворониным и Горбатюком по передаче Киевского винзавода. Впоследствии можно будет опротестовать и решение украинских судов, вплоть до обращения в Страсбургский суд. Да, на это уйдет время, но игра стоит свеч. Так Горбатюк вернул себе гостиницу. Почему это не сделать государству по отношению к своей собственности, тем более что возможностей у него гораздо больше.
 
Впрочем, следует оговориться. Все это возможно только при одном условии. Если будет объективное следствие по делу и объективное судебное разбирательство. Если деньги, которые Горбатюк обязательно выделит на «похороны» дела, не затмят глаза прокурорам и судьям. Если в Молдове, по примеру соседней Украины, найдется свой судья Киреев (дело Юлии Тимошенко), который при вынесении решения будет руководствоваться исключительно законом и материалами дела. Хотя лично мне в это не верится. Между планами и концепциями по борьбе с коррупцией и самой борьбой лежит пропасть.

Комментарии (3) Добавить комментарии

  • x

    повторите для молодых и забывчивых ваши статьи от 98-99г по Петрол банку,Нефтегаз,Банка де Економий.все тот же период.А фамилии известны.а в чем вина Воронина?перечитай статью-та же вина,как и у Лучинского,и у их предшественника-плюс премьеры и спикеры в доле.

  • x

    Неплохая статья, жалко что с опозданием. Наглядный пример, как проводилась приватизация и распродавалась государственная собственность в Молдове. И платил Горбатюк в Министерствах, судах -молдавским бюрократам , которые "не берут" взяток в леях. А сколько такой собственности ушло не счесть: заводы, гостиницы Кодру, Турист, Националь, здания в Кишиневе, являющиеся исторической ценностью города. Зато появились МИЛЛИОНЕРЫ с миллиардной собственностью. И во всех случаях продажи предприятий или их рейдерского захвата никто не хотел слышать пострадавших, решался вопрос методом: кто больше даст. Вот так проходила приватизация в Молдове.А сейчас на очереди Термоком, Молдтелеком... и появятся новые собственники из оффшоров. Налоговикам лучше заняться происхождением денег в оффшорах и как они появляются в стране. Покупаешь завод, гостиницу, докажи, откуда деньги.

  • x

    Из статьи следует, что Горбатюк - обычный жлоб и кидала, которому место на нарах. Вот против него и нужно возбудить дело как в Украине, так и в Молдове. А в чем вина Воронина? Где доказательства его вины?