Закон

Дело Макены передано в суд

17.06.2011
 
На самом деле история с передачей этого материала в суд началась в конце апреля этого года. Только тогда в суд была передана лишь часть материала - уголовное дело, касающееся одного случая шантажа.
 
Шантажировали осужденного за торговлю людьми Степана Чеботаря. Согласно материалам дела, к нему в камеру из другого пенитенциарного учреждения перевели двух человек. Новые сокамерники угрожали Чеботарю, били, требовали 14 тыс. евро, которые якобы составлял его карточный долг Владимиру Москальчуку. На самом деле, согласно материалам уголовного дела по обвинению этих двоих в шантаже, Макена, узнав, что у С. Чеботаря есть крупная сумма денег, просто решил завладеть ею. Теперь широкая общественность узнала, что деньги эти предназначались для «общака» преступной группировки.
 
Осужденный на 20 лет Чеботарь обратился с жалобой к прокурору, по факту было возбуждено уголовное дело, а у заключенного начались проблемы: так, по данным Департамента пенитенциарных учреждений, в новогоднюю ночь его снова сильно избили, он попал в больницу, а полиция по этому случаю инициировала еще одно уголовное преследование.
 
Когда первое дело о шантаже было передано в суд, о нем заявили правозащитники. Так, Тудор Чорап, вице-председатель Независимого центра по расследованиям и защите прав человека, был возмущен тем, что обвиняемыми по делу проходят лишь заключенные, а о сотрудниках тюрьмы или Департамента пенитенциарных учреждений не сказано ни слова. По словам правозащитника, раз в материалах дела написано, что «В. Москальчук воспользовался своим криминальным авторитетом и организовал перевод двух заключенных из одной тюрьмы в другую», то обвинение должно быть предъявлено и сотрудникам ДПУ.
 
Начальник отдела уголовного преследования Генеральной прокуратуры Виорел Морарь пояснил тогда для «МВ», что в суд передано не все дело, а только его часть. «Шантаж С. Чеботаря – лишь один из небольших эпизодов, которых в деле множество», - прокомментировал тогда прокурор.
 
Сегодня эта информация подтвердилась: в Апелляционную палату переданы доказательства еще по семи эпизодам шантажа. По информации Генеральной прокуратуры, оба дела будут объединены в одно производство, и Апелляционная палата рассмотрит их вместе.  
 
На этот раз обвиняемых не двое, как по делу Чеботаря, а девять человек. Все они были членами преступной группировки, которая действовала в тюремной больнице «Прункул». И хотя, согласно собранным доказательствам, группировка подчинялась Москальчуку, в ПУ №16 ею руководил заключенный Лилиан Кирика. Все обвиняемые ранее осуждены за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.
 
«Группировка определяла заключенного, у которого были деньги, либо он мог взять их у родственников или друзей, - говорит прокурор В. Морарь. - А затем под любым предлогом вымогала их. Причиной шантажа мог быть проигрыш в карты, «неправильное» поведение в отношении других заключенных и многое другое. Суммы – самые разные: от нескольких сот до нескольких тысяч евро или долларов. Всего пострадало семь человек». Все преступления, вменяемые сегодня Москальчуку и соучастникам, совершены в течение 2009-2010 годов.
 
В этот раз прокуратура официально заявила, что преступникам помогали сотрудники Департамента пенитенциарных учреждений. «В отношении двух сотрудников ДПУ возбуждено уголовное дело по статьям «Превышение служебных полномочий» и «Соучастие в шантаже». Есть доказательства, что обвиняемые помогали шантажистам – переводили их из одной камеры в другую, обеспечивали доступ к жертвам, не применяли защитных мер, о которых просили пострадавшие», - сказал Виорел Морарь, подчеркнув, что речь пока идет о предполагаемой, а не доказанной вине.  
 
Месяц назад ДПУ отвергал даже саму возможность такой причастности и в официальных ответах утверждал, что никакой информацией не располагает, никаких служебных расследований по этому поводу не проводилось. Теперь официальная версия гласит, что сотрудники, которым предъявлены обвинения, были уволены из ДПУ еще в апреле прошлого года после проведения служебного расследования. Источники в прокуратуре сообщают, что один из обвиняемых занимал в департаменте высокую должность – был начальником отдела.  
 
Статья обвинения «Организация преступной группировки» предполагает наказание в виде лишения свободы на срок до 20 лет либо пожизненное заключение, статья Уголовного кодекса «Шантаж» - лишение свободы на срок до 15 лет.
 
По информации прокуратуры, за последние десять лет Владимир Москальчук создал в различных пенитенциарных учреждениях страны несколько подобных группировок – так что это уголовное дело – явно не последнее, которое будет по этому поводу передано в суд. По крайней мере, в мае этого года по делу Москальчука насчитывалось более 30 обвиняемых, причем не только в шантажах, но и в организации убийства.
 
Существует веская причина, по которой такие дела передаются в суд «постепенно»: когда свидетелями по делу проходят заключенные, расследование продвигается медленно – из-за того, что ни сотрудники ДПУ, ни сами осужденные не желают озвучивать, что в молдавских тюрьмах среди заключенных есть определенная иерархия. Другой причиной «разделения» именно этого дела называют тот факт, что власти не хотели допустить, чтобы В. Москальчук вышел на свободу – поэтому и старались побыстрее передать в суд хотя бы те эпизоды, по которым уже собраны доказательства.
Анна Литвиненко

Комментарии (0) Добавить комментарии