Закон

Дело о лопнувшем банке набирает обороты

18.11.2011
{Дело о лопнувшем банке набирает обороты} Молдавские Ведомости
 
Судья Конституционного суда (КС) Дмитрий Пулбере заявил, что «Нацбанк имел право изъять лицензию, чтобы избежать паники и защитить права вкладчиков». «Закон предусматривает, что изъять лицензию у банков может не только судебная инстанция. Процедура ликвидации банка не нарушает права собственности акционеров банка, а потому акционеры не могут быть жертвами нарушения прав акционерного общества», - отметил он.

При этом Пулбере подчеркнул, что даже если будет доказано, что НБМ отобрал лицензию незаконно, процесс ликвидации банка уже необратим. Единственное, на что могут в этом случае рассчитывать акционеры - это возмещение материального ущерба, нанесенного АО.
 
Отметим, что осенью этого года большую часть долговых обязательств, принятых на себя Banca de Economii после ликвидации Инвестприватбанка, взяло на себя государство. Минфин выпустит и передаст Banca de Economii государственные облигации на сумму 437 млн леев. Чтобы покрыть эту дополнительную ношу, которая ложится на казну, были приняты поправки в Закон о государственном бюджете на 2011 год, согласно которым внутренний государственный долг по состоянию на 31 декабря 2011 года будет увеличен с 5,6 млрд леев до 5,97 млрд, а общий государственный долг по состоянию на тот же период - с 20,6 млрд до 20,97 млрд леев. По официальным данным, с начала работы ликвидатора за счет реализации активов Инвестприватбанка в течение двух лет Banca de Economii было возмещено около 123 млн леев.
 
Лицензия у Инвестприватбанка была отозвана 19 июня 2009 года. Тогда его совокупный капитал опустился ниже допустимой отметки. На тот момент активы банка составляли 914 млн леев, или 3,7% активов банковской системы Молдовы. Общее сальдо депозитов превысило 900 млн леев, из которых более двух третей - вклады физических лиц. Свыше 75% ресурсов Инвестприватбанк направлял на строительство элитного жилья, покупку земли и объектов недвижимости, в то время как допустимая норма составляет 30%.
 
Другим нарушением, выявленным НБМ, было то, что банк привлекал на рынок вклады на короткий срок (1 месяц, 1-3 месяца и 3-6 месяцев), в то время как кредиты предоставлял долгосрочные.

Одновременно с отзывом лицензии административный совет НБМ распорядился о введении внешнего управления и ликвидации финансового учреждения. Вскоре после этого компании, владеющие 55% акций Инвестприватбанка, обратились в суд с иском против Нацбанка. В суде акционеры потребовали отменить распоряжение НБМ об отзыве у банка лицензии и все изданные на его основании документы. Кроме того, истцы настаивают на возмещении им ущерба в 45 млн евро и 228 млн леев.
 
По итогам разбирательства суд отверг все доводы акционеров банка. Согласно вердикту суда, акционеры могут рассчитывать на активы, которые останутся после удовлетворения требований кредиторов. Но это решение не устроило акционеров. В итоге слушания переместились в Коллегию по гражданским и административным делам Высшей судебной палаты. Здесь и возник вопрос о неконституционности правовых норм, которые при первом рассмотрении иска были проигнорированы.
 
Вместе с тем недавно появилась информация о том, что в ходе следствия по делу румынского олигарха Сорина Овидиу Вынту выяснилось, что Инвестприватбанк использовался румынскими предпринимателями для отмывания денег. Следователи представили схему, показывающую, как коммерческие и финансовые предприятия выводили средства из компании PSV. Эта компания изначально являлась одним из подразделений Petrom, а позднее была выделена в самостоятельное предприятие Petromservice.
 
Согласно представленной информации, мажоритарный акционер PSV Ливиу Лука добился заключения контракта с компанией Stonecom LTD, принадлежащей Сорину Овидиу Вынту, о выделении крупного кредита. В 2007 и 2008 годах кредит в 30 млн евро был перенаправлен из Stonecom LTD другим юридическим лицам, в том числе в компанию Bluelink Communicazione Limited, а из нее в молдавский Инвестприватбанк. Всего в Молдову было направлено около 305 тыс. евро, которые затем перешли к Сорину Вынту или его приближенным.
 
Чтобы не возвращать деньги, юридические лица, бравшие кредит, ликвидировались, как только средства уходили дальше по разработанной схеме.

Возможно, со временем всплывет еще немало интересных деталей по делу давно лопнувшего банка.
Ирина Красильникова

Комментарии (0) Добавить комментарии