Закон

Дети как жертвы правовой системы

05.11.2010
{Дети как жертвы правовой системы} Молдавские Ведомости
Статистика свидетельствует о том, что ежегодно жертвами и свидетелями насилия в Молдове становятся порядка 130 детей. Многие несовершеннолетние проходят по уголовным делам в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых: только в этом году были приняты судебные решения по 40 таким делам. При этом реальная ситуация с защитой прав детей во всех случаях оставляет желать лучшего.

Дети в конфликте с законом
 
Эти несовершеннолетние, пожалуй, являются самой уязвимой категорией из всех, соприкасающихся с молдавскими правоохранительными органами. Уголовная ответственность в нашей стране наступает с 16 лет, а за некоторые преступления – с 14-ти. Максимальное уголовное наказание для лица, не достигшего 18-летнего возраста, составляет 15 лет, в то время как даже «негуманный» советский Уголовный кодекс ограничивал эту планку сроком в 10 лет тюрьмы. По общему правилу, дела, по которым проходят несовершеннолетние, не предаются огласке и рассматриваются на закрытых судебных заседаниях. Правда, на деле еще до судебного заседания пресс-центры правоохранительных органов, больницы скорой помощи и пожарной службы через официальные сообщения разглашают фамилии, имена, возраст и место жительства несовершеннолетних правонарушителей, и дальнейшие анонимные сообщения прокуратуры о передаче дела в суд и закрытые судебные заседания должного эффекта уже не дают. Ведь никаких санкций за такое оглашение не предусмотрено. Хотя международное законодательство требует их наличия в законах страны.
 
Уголовный и уголовно-процессуальный кодексы предусматривают массу льгот для несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом. Их допрос должен проводиться в присутствии адвоката и одного из родителей, в случае ареста они содержатся отдельно от взрослых преступников, а отбывают наказание в специальных учреждениях для несовершеннолетних. И, конечно, в специальных условиях. Назвать эти условия льготными сегодня не поворачивается язык: стоимость питания несовершеннолетнего заключенного в день составляет 13, 69 леев. Такая же ситуация и с соблюдением других норм.
 
Несовершеннолетние жертвы насилия   
 
Если следовать определениям, утвержденным международными нормами, то насилие – это не только физическое воздействие, или, проще говоря, побои. Еще оно бывает психологическим, экономическим, сексуальным. И во всех этих смыслах, конечно, наиболее уязвимы дети, лишенные родительской заботы. Такие несовершеннолетние в большинстве случаев попадают под опеку «со знаком минус», вслед за этим практически всегда становясь жертвами всех видов насилия. Перестали быть новостями сообщения о несовершеннолетних девочках – жертвах трафика; информации о том, как 15-16 летние девочки принудительно, под страхом увечья или смерти, оказывают сексуальные услуги. Не избегают этой участи и мальчики. Свежи еще воспоминания о громком деле с иностранцем, который приезжал на секс-экскурсиии в молдавские села. Кроме того, постоянно подвергаются насилию дети, живущие со взрослыми бомжами, и вытащить их из этого бесправия у государства иногда просто не хватает ресурсов.
 
Другая категория, не менее обширная – это дети, страдающие от внутрисемейного насилия. Мальчики и девочки часто не подозревают, что то, что проделывают с ними дома родители или другие родственники – является уголовным преступлением. Учитывая при этом высокую виктимность (ощущение себя жертвой – прим. автора) большинства молдавских женщин, легко понять, почему правоохранительные органы уже устали призывать обращаться к ним за защитой от подобных злоупотреблений. Закон о предотвращении и борьбе с насилием в семье работает уже более двух лет, но количество обращений по-прежнему невелико. За последний год было зарегистрировано около 300 жалоб, из которых обращения детей-жертв насилия можно пересчитать по пальцам.
 
Не вызывает оптимизма и другая статистика: по таким жалобам было возбуждено 24 уголовных дела, в том числе 5 дел об убийстве, 4 – об изнасиловании, остальные - по фактам нанесения телесных повреждений. Аналогичной была и ситуация до принятия этого закона: насильников сажали за решетку лишь тогда, когда дело доходило до неоспоримых доказательств уголовных преступлений. То есть ничего толком не изменилось, не говоря уже о печальном факте, который признают даже специалисты: в 70% случаев пострадавший отзывает поданную жалобу по принуждению агрессора.
 
Дети – свидетели преступлений
 
О защите свидетелей преступлений в принципе у нас говорят много и часто. Правда, дело в нужном направлении так и не сдвинулось. Соответствующий закон предусматривает, что свидетели в этом смысле имеют право претендовать на следующие меры: защита идентификационных данных; применение специальных способов допроса; изменение места жительства, места работы или учебы; изменение внешности; установка системы охранной сигнализации в жилище или месте нахождения лица; изменение номера телефона; обеспечение охраны имущества. О специальных мерах защиты несовершеннолетних свидетелей в законе нет ни слова.
 
Впрочем, не работает этот закон и для взрослых: свидетели в нашей стране были и остаются самыми незащищенными участниками процесса. Что говорить о детях, если даже взрослого свидетеля в отсутствие мер защиты запугать легко и просто?
 
Кроме того, в отношении детей, дающих свидетельские показания, часто не соблюдаются предусмотренные УПК РМ способы допроса. Следователи, пытаясь получить максимум доказательств по делу, нередко наносят ребенку-свидетелю психологическую травму, нередко нарушая элементарное правило присутствия на такой беседе законного представителя ребенка (родителя или опекуна), что существенно осложняет последствия. Часто забывается и о том, что несовершеннолетний потерпевший не обязан принимать участие в очной ставке с подозреваемым. Кстати говоря, ранее во время любых  допросов несовершеннолетних необходимо было также присутствие психолога, но позже это правило отменили. Очевидно, посчитав, что права наших детей в этих случаях достаточно защищены.
 
Соглашения правоохранительных органов с Национальным центром по предупреждению злоупотреблений в отношении детей предусматривают «сотрудничество по вопросам продвижения интересов ребенка в рамках правовой системы». Контрактующие стороны предложили «найти новые процедуры заслушивания детей в рамках рассмотрения уголовных дел», в том числе оборудовать для этого специальные помещения, обучать сотрудников по особенностям «детских» допросов, изменить законодательство в пользу детей и подростков, сталкивающихся с нашей несовершенной правовой системой.
 
Неплохо было бы, чтобы эти планы реализовались: может хоть тогда работники правоохранительных органов перестанут пополнять число тех, кто наносит детям физические и душевные травмы.
Анна Литвиненко

Комментарии (1) Добавить комментарии