Думитру Матковски будет похоронен в субботу в родном селе Вадул Рашков
"Матковски был человеком, который любил культуру, любил быть окруженным людьми, он был человеком необыкновенной души, - рассказал художественный руководитель национального академического ансамбля народных танцев "Жок" Владимир Курбет. - Я его очень хорошо знал. С ним всегда можно было поговорить, поделиться, обсудить свои невзгоды, и все решалось. Поэт был частым гостем на концертах "Жок". "Он очень часто ходил на наши представления. Всегда восхищался нами, хвалил".
17 мая 1989 года Матковски стоял рядом со своей машиной в неположенном месте – на проезжей части кишиневской улицы Гренобля, разбираясь с другим водителем, с которым у него произошел дорожный конфликт. В это время по направлению к двум машинам ехал автобус. Внезапно водителя укусила оса, он непроизвольно дернул руль и наехал на Матковски.
Несмотря на то, что вся кишиневская автобаза, где работал мужчина, признанный виновником ДТП, собирала деньги на лечение поэта, несмотря на то, что коллектив поручился за шофера, последнему дали максимальный срок заключения, которое он отбывал в Крикова. Попав под амнистию, водитель освободился, но не пробыл дома и недели, так как, по требованию Матковски, президент Мирча Снегур распорядился не применять закон об амнистии к данному конкретному лицу, и осужденный вернулся в колонию, где работал кочегаром и где стал фактически инвалидом.
Сам Матковски после ДТП впал в кому и перенес 20 операций. Врачи в числе факторов, приведших Матковски к заболеванию, назвали также «плачевные условия жизни» поэта, который, с их слов, жил в квартире на восьмом этаже одного из домов, называемых "Воротами города" (бульвар Дачия), в то время как ему нужен был свежий воздух.
По мнению друга семьи поэта Яноша Цуркану, в последние годы МАтковски был очень обеспокоен происходящим в политике и обществе: "Самым печальным временем в его жизни стали последние годы, когда он увидел, что ничего не делается, а то, за что он боролся и на что надеялся, уничтожается. Его очень беспокоило происходящее с народом. Он ушел с печалью в сердце, потому что его страна была несчастна. В течение всей жизни Матковски не имел иной поддержки, кроме его таланта. Мы познакомились с ним на отдыхе, на морском побережье, и даже в те дни он продолжал работать".
Парламентарии почтили минутой молчания память Матковски. Депутат Ион Хадыркэ предложил объявить день похорон поэта днем национального траура. "Настало время печали, перестало биться сердце поэта Думитру Матковски, - сказал он. - Это тяжелая утрата для народа. Он хранил пламя национального достоинства. С 70-х и по сей день пьесы Матковски были на афишах национального театра, его романы переведены на многие языки. Публицистика Матковски привнесла новый дух в движение за национальное освобождение. Трагическая авария в мае 1989 года, из-за которой, скорее всего, и возникла опухоль мозга, серьезно сказалась на личности поэта. Никита Стэнеску говорил, что поэт – это пятно говорящей крови, и Матковски был с ним согласен. Я думаю, что траур должен быть на всем румынском пространстве".Новости по теме
- Вчера, 10:44
- 18.11, 12:12
- 17.11, 18:30
- 17.11, 15:01
- 17.11, 14:24
- 16.11, 06:11
- 11.11, 17:00
- 11.11, 15:12
- 07.11, 20:07
- 06.11, 19:09
Комментарии (5) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 10:44
- 18.11, 12:12
- 17.11, 18:30
- 17.11, 15:01
- 17.11, 14:24
- 16.11, 06:11
- 11.11, 17:00
- 11.11, 15:12
- 07.11, 20:07
- 06.11, 19:09
Его прекрасная песня "Рвдуйтесь, друзья" - вершина творчества. В остальном, увы, был неадекватен. Теперь он встретится с высшим судом. Надеемся, что судьи там простят его за непрощение им несчастного водителя и за прочие вещи... Земля пухом, Дмитрий.
все румынское пространство умещается в буфете союза писателеи рм, на пяца чентрала в пределах негорумына оноже и на 256 секторе кладбища святого лазаря.
Пал еще один замучнныи советским режимом и сталинскои цензурои - член КПСС, член союза писателеи МССР, получившии в 80-е з-х комнатную квартиру и ездившие в свое село на " Волге", бедныи молдавскии интеллегент чабанскои диаспоры, стучавшыи на своих румынских собратьев и моему напарнику по кабинету и этажем выше в отдел защиты конституционного строя, Киш.КГБпо ул. Киевскои...Рабочее дело ДПОП, с его рукописями осталось в архиве..
Еще хотелось бы узнать, будет ли траур на всем румынском пространстве.
Непонятно одно: если его сборник был запрещен цензурой, как же тогда он стал редактором разных газет? То есть партия его простила?Или он заверил партию, что это не повторится, и пообещал быть пай-мальчиком?