Закон

Дядя Ваня и тетя Галя: история одной экспансии дошла до ЕСПЧ

24.04.2013
22 февраля в нашей газете был опубликован материал «Последнее дело Павла Жевердана». В нем мы рассказали о том, как в декабре 76-летний адвокат Павел Жевердан, наводивший в 80-90 годах страх на коррумпированных высокопоставленных чиновников, осуществил, казалось бы, невозможное. Решением суда он вернул внуку дом деда со всем двором и постройками, расположенными в центре Кишинева по улице Коробчану, 19.
 
Здания были национализированы в начале 40-х, когда в Молдове установилась советская власть. В освободившиеся помещения стали заселять людей. Сейчас в девяти квартирах дома и в постройках проживают около 40 человек, статус которых так и не определен. Люди опасались перспективы быть выброшенными на улицу. Новый хозяин зданий Владимир Павлович разъяснил ситуацию. По его мнению, столичная примэрия вводит в заблуждение общественность, утверждая, что людей могут выкинуть на улицу.
По словам Павловича, жиличка тетя Галя (по просьбе женщины ее фамилию не указываем), рассказывая о подробностях судебной тяжбы, которая, якобы довела ее мужа до больницы, забыла рассказать о том, как ее муж в октябре 1995 года увеличил жилплощадь семьи с 45,7 до 112 квадратных метров. В случае выселения им квартиру такой площади не видать.
21 сентября 1995 года мэрия Кишинева приняла решение № 29/7, на основании которого руководитель муниципального управления образования А.Мокряк издал приказ, в котором, в частности, указывалось, что «до 15.11.1995 год детскому творческому центру сектора Буюкань необходимо освободить помещения в доме № 17 по ул. Коробчану. Переезжая, детский центр освобождал одновременно и часть помещений в доме № 19. Вот тут-то начал действовать и муж тети Гали - дядя Ваня. Прорубив проем в свой стене и заложив проем на стыке домов 17 и 19, он незаконно захватил освобождающуюся площадь. Именно освобождающуюся, а не освободившуюся. Так оперативно все сделал, что работникам центра приходилось выносить оставшееся имущество через парадную дверь дяди Вани.
«При молчаливом согласии чиновников примэрии два с половиной года семья тети Гали пользовалась незаконно захваченной площадью, после чего, не без помощи мэрии, узаконила захват, - рассказал Павлович. - Обращаю особое внимание на то, что решение мэрии было вынесено в тот период, когда в суде рассматривалось дело о возвращении дома законному наследнику, что предает ему статус незаконного. Кстати, еще до обращения в суд мой отец просил мэрию вернуть только основной дом № 19 по улице Коробчану. Не дождавшись ответа, пошел в мэрию, где ему предложили отказаться от просьбы и написать новое заявление - о возврате только части дома, которую занимал детский центр. Чиновники говорили, что якобы легче будет переселить только детский центр. Отец доброжелательно пошел навстречу. Но примэрия бездействовала, а тетя Галя и дядя Ваня в это время осуществляли свою экспансию».
В начале марта 1996 года Павлович-старший познакомился с известным адвокатом Павлом Жеверданом, который стал представлять его интересы в суде по иску о возврате всего дома. «Узнав, что детский центр давно переехал и что мэрия обманула его, отец увеличил исковые требования, потребовав вернуть все, что принадлежало репрессированному деду, - рассказал Павлович. - В том числе домостроения, зарегистрированные по данному адресу».
Владимир Павлович считает безосновательными опасения жильцов. Бездомными они не останутся – закон стоит на страже их интересов. Люди подлежат выселению с обязательным предоставлением местными властями другой жилплощади согласно санитарным нормам.
«Примэрия утверждает, что у нее нет ни свободных квартир, ни денег, - говорит истец. - Ей вторят как министерство юстиции (ответившее на мою петицию, адресованную президенту страны), так и прокуратура всех уровней. Но выделение другой жилой площади этим гражданам и фактический возврат принадлежащих мне де юре домостроений – мое законное право, гарантированное Конституцией и Европейской конвенцией по правам человека».
Не за горами, заверил Павлович, и решение ЕСПЧ по поводу неисполнения решения, о чем известно и примэрии, и правительству.  Чем дальше будет откладываться возврат дома - тем дороже это обойдется бюджету.
Николай Менюк

Комментарии (1) Добавить комментарии