Закон

Экс-примара преследуют неприятности на автодорогах

03.06.2011
{Экс-примара преследуют неприятности на автодорогах} Молдавские Ведомости
 
Дорин Киртоакэ и Дорожная полиция
 
Многие помнят, как четыре года назад, вскоре после избрания примаром, в отношении Дорина Киртоакэ были применены административные санкции за нарушение скоростного режима. Тогда он был оштрафован на незначительную сумму, однако долгое время тянул с ее выплатой.
 
В январе 2008 года столичный градоначальник снова попал в полицейские сводки, став участником ДТП. Его автомобиль Toyota-Camry, за рулем которого находился сам Киртоакэ, в двух кварталах от мэрии столкнулся с двумя другими машинами. Все три автомобиля получили серьезные повреждения, хотя никто из людей серьезно не пострадал. По выводам сотрудников Дорожной полиции, примар проигнорировал знак «Уступи дорогу» и на оживленном перекрестке спровоцировал аварию.
 
После этого за нарушение правил дорожного движения Дорина Киртоакэ лишили водительского удостоверения на один год. Кстати, впоследствии молдавские папарацци неоднократно заставали примара «на месте преступления» - вопреки запретам полицейских он садился за руль своего авто.
 
Некоторые обстоятельства той аварии до сих пор покрыты мраком. По данным полиции, Киртоакэ был обязан немедленно пройти тест на алкоголь, но отказался это сделать, сославшись на то, что опаздывает на заседание городской администрации. Вопреки предписаниям закона, он явился в полицию лишь через несколько часов после ДТП для сдачи теста на присутствие алкоголя в крови.
 
После того как руководство МВД сменилось, сюжеты из серии «Дорин Киртоакэ и Дорожная полиция» продолжились, однако с тех пор взаимоотношения мэра с блюстителями законности стали носить этакий игривый характер.
 
Полгода назад градоначальник сел за руль снегоуборочного грузовика, не имея соответствующей водительской категории. Полицейские посчитали, что он не имел права управлять спецтехникой в центре города: одно неверное движение, и жертв было бы не избежать.
 
Киртоакэ признал свою вину, согласившись на составление протокола и оплату штрафа – 1000 леев. В следующий же раз, когда он в нарушение закона уселся за руль троллейбуса, полиция лишь публично его пожурила.
 
В кулуарах МВД говорят, что стражей правопорядка проинструктировали: не должно быть никакого негатива со стороны полиции об этом кандидате на кресло столичного мэра. 
 
Под покровом ночи
 
На этом фоне вполне правдоподобно выглядит история, которая на протяжении последних нескольких недель муссируется в Интернете. Все началось с того, что на Youtube появился видеосюжет с показаниями одного из свидетелей дорожного инцидента, затем пошли публикации в молдавской прессе. Речь идет о том, что якобы в ночь с 21 на 22 апреля под утро все та же Toyota-Camry, управляемая Дорином Киртоакэ, сбила на пешеходном переходе молодого человека. ДТП произошло на отрезке возле дома 2/2 на бульваре Мирча чел Бэтрын в секторе Чеканы. По показаниям свидетелей, водитель выглядел нетрезвым, а машина значительно превысила скорость.
 
Через несколько минут к месту происшествия подъехал темный BMW, на котором пострадавшего с несколькими ушибами и переломами доставили в Больницу скорой медицинской помощи. Далее, согласно версии некоторых молдавских СМИ, происшествие получило неожиданный (или все-таки вполне предсказуемый?) оборот. История болезни, заведенная в больнице, была переписана, и теперь значится, что пациент получил травмы … при падении с высоты. Позаботились и о том, чтобы в полицейских рапортах не было данных об этом дорожном инциденте. Потерпевший отказался от всех претензий, и, говорят, что остался не с пустыми руками.
 
Все уже давно привыкли, что со стороны политических конкурентов можно услышать какие угодно нелицеприятные эпитеты – и «вор», и «мошенник», и «контрабандист», и «главный преступник». В последнее время не скупятся на «комплименты» в отношении своих коллег даже партнеры по Альянсу за европейскую интеграцию. Мы бы не хотели навешивать на экс-примара каких-либо ярлыков, все-таки есть такое понятие, как презумпция невиновности, и есть соответствующие структуры, у которых, в отличие от журналистов, гораздо больше возможностей для расследования.
 
Но что удивительно, представители правоохранительных органов, которых можно считать компетентными в этом деле, не идут на контакт с прессой. Правда, один из сотрудников прокуратуры рангом повыше все же согласился поговорить на эту деликатную тему, оговорившись, что беседа возможна лишь вне стен прокурорского ведомства.
 
Один звонок – и проблема закрыта
 
«Нет никакого смысла обращаться за разъяснениями к рядовым прокурорам, - говорит наш собеседник. – Все подобные проблемы разрешаются на самом высоком уровне. О них может быть осведомлено только первое лицо и максимум один-два сотрудника, которые были вовлечены в устранение последствий. Крайне маловероятно, чтобы кто-то из них пошел на контакт со СМИ – поймите, у людей есть семьи, дети, желание продвигаться по служебной лестнице. Никому не хочется в один день быть уволенным по статье, а то и оказаться на скамье подсудимых по надуманному обвинению.
 
Я не могу вам сказать наверняка, имел ли место случай с Киртоакэ, однако то, что такие вещи происходят – факт. Правоохранительные органы вынуждены закрывать глаза на некоторые дела, которые имеют место на самом высоком уровне. Это, кстати, одна из причин, по которой сегодня развернулась борьба вокруг реформирования юстиции и контроля над органами правопорядка. Один звонок помогает разрешить куда более сложные ситуации, чем та, о которой вы говорите».
 
По словам нашего собеседника, чтобы Генеральная прокуратура начала расследование, необходимо получить заявление со стороны пострадавшего или других лиц, вовлеченных в этот инцидент. Если нет таких обращений, никто не обязан реагировать. Конечно, когда идет речь о возможной причастности к преступлению высокопоставленного чиновника, такие случаи явно вступают в противоречие с государственными и общественными интересами. Если в прессе появляется подобная информация, люди вправе рассчитывать, что правоохранительные органы тщательно проверят факты, изложенные в публикациях, чтобы убедиться: виноват или нет. И известен не один факт, когда Генеральная прокуратура инициировала проверки в отношении первых лиц государства, которых публично, в том числе через прессу, обвиняли в совершении преступлений. Правда, ответ по результатам расследования всегда был один: «изложенные сведения не подтвердились». В Молдове, где политические партии публично делят сферы влияния в правоохранительном и судебном секторе, иного итога и быть не может, когда идет речь о лидерах правящей коалиции.
 
Однако здесь есть один нюанс: чтобы заняться изучением обстоятельств скандального инцидента, прокуратуре надо начать уголовное преследование. Без этого правоохранители будут ограничены в применении оперативных мер. А возбуждение накануне местных выборов уголовного дела, в котором фигурирует электоральный конкурент, пусть даже без процессуального статуса, поставит крест на его мечтах о мэрском кресле. Может быть, поэтому молчит прокуратура, никак не реагирует на слухи ни сам Киртоакэ, ни его коллеги по Либеральной партии и Альянсу за европейскую интеграцию? А ведь оставление без внимания публикаций, вызвавших большой общественный резонанс, снижает доверие общества к властям и правоохранительным органам, значительно сказываясь на их репутации.
 
Андрей Мындру

Комментарии (2) Добавить комментарии

  • x

    я думаю Киртоке должно быть стыдно за такой беспредел,,дыма без огня небывает. иначе бы уже давно проорал на прессконференции, что его облгали и устроили инсинуации..

  • x

    На х...р этого Шумахера прыщавого