Расследование

Эмилю Лотяну запретили снимать фильм о легенде французского сопротивления

22.11.2013
{Эмилю Лотяну запретили снимать фильм о легенде французского сопротивления} Молдавские Ведомости
Она родилась 101 год назад в Кишиневе, где о ней, к сожалению, мало знают. Во Франции подвиг нашей землячки в борьбе с фашизмом оценен по достоинству на самом высоком уровне.
 
4 октября в одном из скверов Парижа была открыта мемориальная плита в честь героини французского сопротивления Ольги Банчик. Собралось более 70 известных политиков, депутаты парламента, вице-мэр Парижа и посол Республики Молдова во Франции Олег Серебрян. «Это первый случай, когда публичное место в Париже носит имя человека, родившегося в Республике Молдова», - отметил дипломат. В Кишиневе о событии никто не узнал.
 
Девушка, которая не хотела шить одеяла
 
Ольга Банчик (настоящее имя Голдэ) родилась в Кишиневе, столице Бессарабской губернии, 10 мая 1912 года. Она была шестым ребенком в бедной еврейской семье. С 11 лет - ученица в мастерской по пошиву одеял и набивке матрасов. С 12 лет работает. В 1926 году присоединилась к организованному рабочему движению,  участвовала в забастовке, была арестована. В 1932 году стала членом молодежной организации коммунистической партии Румынии и переехала в Бухарест.
 
В 1933 году Ольгу арестовали за участие в несанкционированной демонстрации, в течение нескольких месяцев она отбывала наказание в женской тюрьме Мисля. Спустя несколько лет Банчик эмигрировала во Францию. Там она включилась в движение по переправке оружия республиканцам Испании и вышла замуж за румынского писателя и политического активиста Александру Жара (настоящая фамилия - Аврам, 1911-1988 годы).
 
По некоторым данным, Банчик познакомилась с будущим мужем еще в Румынии, и они вместе переехали в Париж. В 1939 году у них родилась дочь Долорес, названная так в честь Долорес Ибаррури.
 
На кухне Пьеретт делали взрывчатку
 
После оккупации Франции фашистами Ольга Банчик под псевдонимом Пьеретт включилась в движение Сопротивления. С 1942 года она - в рядах организованной другим бессарабским евреем, Борисом Голбаном (настоящая фамилия Брухман, 1908-2004 годы), иммигрантской группы организации французских вольных стрелков и партизан (Francs-Tireurs et Partisans de la Main ďŒuvre Immigrée, или сокращённо FTP-MOI — ФБСП МОИ), которую с августа 1943 года возглавлял Мишель Манушьян (Мисак Манукян, 1906-1944).
 
Банчик была связной группы, участвовала в более чем ста партизанских акциях, занималась изготовлением и переправкой взрывчатки. К концу 1943 года ослабленная повторными облавами группа Манушьяна распалась. 16 ноября 1943 года Банчик была арестована и передана гестапо. Арестовали и 22 других участника группы, включая Манушьяна.
 
Пропагандистские плакаты того времени (так называемые красные афиши) изображали участников группы Манушьяна коммунистическими террористами из числа нацменьшинств (группа включала 11 евреев, 5 итальянцев, 2 французов, 2 армян, одного поляка и одного испанца). «Процесс 23-х» так и вошел в историю под названием «L’Affiche Rouge» («Красный плакат»)…
 
Фашистская гильотина
 
Несмотря на пытки, Банчик отказалась назвать какие-либо имена, и 21 февраля 1944 года на открытом суде, куда были приглашены многие французские знаменитости, вместе с Манушьяном и 21 другим участником группы была приговорена к смертной казни. Все мужчины были расстреляны, Банчик – единственную женщину – переправили в Штутгарт, где на тюремном дворе в день ее рождения обезглавили.
 
По пути в Штутгарт 9 мая 1944 года в вагоне Банчик написала адресованное в Красный Крест прощальное письмо дочери (которую под именем Долорес Жакоб укрывала у себя французская семья) с припиской:
 
«Уважаемая мадам! Я прошу вас быть столь любезной и передать это письмо после войны моей маленькой девочке Долорес Жакоб. Это последнее пожелание матери, которой осталось жить лишь 12 часов».
 
Выброшенный через вагонное окно клочок бумаги был найден крестьянами и опубликован после войны. Вот его текст в переводе на русский.
 
«Моя любимая дочурка, моя сладкая крохотная любовь!
Твоя мама пишет это последнее письмо, моя любимая доченька; завтра в 6 утра, 10 мая, меня больше не будет.
 
Не плачь, моя любовь; твоя мама уже тоже не плачет. Я умираю со спокойной совестью и твердым убеждением, что завтра твоя жизнь и твое будущее будут счастливей, чем у твоей мамы. Ты не будешь страдать. Гордись своей мамой, моя любовь. У меня всегда перед глазами твой образ.
 
Я буду верить, что ты увидишь своего папу, у меня есть надежда, что его постигнет иная судьба. Передай ему, что я всегда думала о нем, как я всегда думала о тебе. Я люблю вас обоих всем сердцем. Вы оба мне дороги. Мое милое дитя, твой папа теперь для тебя и твоя мама. Он тебя сильно любит. Ты не почувствуешь утрату матери. Мое милое дитя, я заканчиваю это письмо с надеждой, что ты будешь счастлива всю жизнь, с твоим папой, со всеми.
 
Целую тебя всем сердцем, много-много.
Прощай, моя любовь.
Твоя мама».
 
Бухарест стер память о героине…
 
Муж Ольги Банчик писатель Александру Жар после войны вернулся в Румынию и продолжил успешную литературную карьеру. В 1956 году он вместе с драматургом Михаилом Давидоглу и литературным критиком Ионом Витнером подвергся критике со стороны видного идеолога румынской компартии Мирона Константинеску за «интеллектуально-либеральные тенденции» и «буржуазный идеализм». Жар выступил против партийного надзора над литературой; Давидоглу и Витнеру вменялось в вину то, что они не смогли его вовремя осудить.
 
Несколько улиц, а также стадион, университетский городок, школы, кинотеатр и микрорайон в различных городах Румынии носили имя Ольги Банчик. Большинство были переименованы в 1989 году, в том числе и в Бухаресте. Были удалены почти все мемориальные таблички в ее честь. Попытка удалить последнюю мемориальную доску на улице Полонэ в Бухаресте в 2005 году вызвала протест со стороны известного литератора Бедроса Хорасанджяна и пока не увенчалась успехом.
 
… Но во Франции Ольгу помнят и чтут
В городке Витроллес на юге Франции одна из улиц до сих пор носит имя Ольги Банчик.
 
В 1959 году известный румынский скульптор Александру Чукуренку создал скульптурная композиция «Olga Bancic pe eşafod» («Ольга Банчик на эшафоте»), которая находится в национальном музее искусств Румынии в Бухаресте.
 
В 1976 году известный режиссер Фрэнком Кассенти во Франции снял художественный фильм «L’Affiche Rouge» (Красный плакат), в котором роль Ольги Банчик сыграла польская актриса Майя Водецка. А вот знаменитому Эмилю Лотяну, который принес в 1969 году на киностудию сценарий об Ольге Банчик, снимать о ней фильм запретили. Все бессарабские коммунисты-подпольщики в СССР были репрессированы. 

Образ Банчик запечатлел в искусстве известный в Молдове композитор и педагог, профессор Соломон Лобель, создавший в 1975 году Шестую симфонию «Памяти жертв фашизма».
Лобель родился и получил музыкальное образование в Румынии, участвовал в работе подпольной коммунистической организации, в 1940-м был арестован, после освобождения бежал в Бессарабию.
 
26 октября 1999 года Высший совет памяти при президенте Франции специальной церемонией почтил память Ольги Банчик вместе с пятью другими героями французского Сопротивления.
 Подготовил Николай ПАВЛОВ

Комментарии (3) Добавить комментарии

  • x

    OCHEN INTERESNYI, TROGATELNYI TEXT. SPASIBO VSEM, KTO POMNIT ANTIFASHISTOV BESSARABIINU A коммунисты-подпольщики DE-FAKTOVO MNOGOM STALI JERTVAMI NEDOVERIYA I TUPOI JESTOKOSTI NEBLAGODARNOGO STALINSKOGO REJIMA...

  • x

    Антонеску и только Антонеску.ну и Гимпу с Гуцу,на худой конец-вот настоящие герои

  • x

    коммунисты-подпольщики не были репрессированы,по кр.мере-ВСЕ.Просто стаж подпольный не шел в общий стаж КПСС.При Горбачеве это устранили.