История

Еще раз о законах и беззаконии

16.12.2011
{Еще раз о законах и беззаконии} Молдавские Ведомости
Когда-то, изучая в университете латынь, я запомнил постулат «Дура лекс сед лекс», то есть «Закон суров, но это закон». Наши современники, вернее, та часть людей, которые законы и в грош не ставят, предпочитают другие постулаты. Например, «Закон что дышло, куда повернул, туда и вышло». Или придумывают и того круче: «Закон - это телеграфный столб, перепрыгнуть нельзя, но обойти можно». Вот так и поступают у нас со многими толковыми законами, в том числе и с законом о кино.
 
Проработав в системе молдавской кинематографии почти 60 лет на различных должностях – от директора кинотеатров и управляющего кинопрокатом республики до научного сотрудника Академии наук и университетского профессора, я на собственной многолетней практике смог убедиться, как важно, чтобы самое массовое из искусств управлялось и развивалось грамотными людьми как из числа творческих работников, так и менеджеров, болеющих за развитие и процветание этого искусства, имеющего огромное влияние на эстетическое и нравственное воспитание людей.
 
К сожалению, приходится констатировать, что на нынешнем этапе развития киноискусства в мире, с точки зрения нравственности, кино во многом остается на том уровне, о котором А. М. Горький говорил еще на заре кинематографа, познакомившись с первыми кинолентами в заштатном кафе-шантане на нижегородской ярмарке у Шарля Омона.
 
Вот как описывает М. Горький в «Нижегородском листке» N182 от 4 июля 1896 года свои впечатления от первых киносеансов: «Дадут, например, картину «Она раздевается» или «Акулина, выходящая из ванны» или «Она надевает чулки». Можно также сфотографировать бой канавинского мужика со своей женой и дать публике под названием «Прелести семейной жизни».
 
На нынешнем этапе развития кино, когда «Акулина, выходящая из ванны», уже никого не волнует, есть картинки и покрепче. Многие государства стараются при помощи законов вернуть кино в русло разумного, доброго, вечного. Такие попытки часто наталкиваются на штыки коммерческих интересов. Это особенно хорошо представил в своей статье «Как убивали закон о кино» П. М. Паламарчук.
 
Я бы даже сказал «Как четвертовали закон о кино», отрубив ему сначала руки, потом ноги, а напоследок лишив головы, то есть самой сути его первоначального содержания. Де юре такой закон на бумаге, хоть и в кастрированном виде, существует, но так и не разработан механизм его реального действия в самых важных направлениях, без которых возродить национальное кино невозможно.
 
Во всех развитых странах мира, и в первую очередь в европейских государствах, существует правило отчислять определенный процент от проката зарубежных картин на развитие национальной кинематографии, создание отечественных картин. У нас этого пока нет. За последние годы от проката зарубежных картин в фонд развития национального кино не перечислено ни одного бана. Почему? Это невыгодно нынешним владельцам киносети, которые свои дивиденды тратят на все что угодно, только не на развитие молдавской кинематографии.
 
Она им вообще не нужна. Имя лучшего из режиссеров молдавского кино присвоено не киностудии, как это сделали на Украине, дав киевской киностудии имя режиссера А. Довженко, а кинотеатру, где молдавские фильмы показывают раз в году и только на одном сеансе. Бедный Лотяну! Он и не предполагал, создавая своих «Лэутар», что его имя будет так беззастенчиво прихватизировано.
 
Буксующий по всем статьям, изуродованный до неузнаваемости закон о кино требует безотлагательной реанимации и введения в действие в первоначальном виде. Иначе мы рискуем вообще остаться без национальной кинематографии, которая уже в первые годы своего существования сумела пробиться на мировой экран и получила немало наград на зональных, союзных и международных кинофестивалях.
 
Уже сейчас раздаются отдельные голоса: «А зачем нам вообще собственная киностудия? Обойдемся без нее». Пока еще ее держат на голодном пайке, практически в законсервированном состоянии, но уже есть попытки включить киностудию «Молдова-филм» в очередь на приватизацию. Конечно, сначала, как водится в таких случаях, довести ее до банкротства, чтобы потом купить подешевле. И вовсе не для того, чтобы организовывать там производство картин. Лакомым кусочком является обширная территория студии - с развитой инфраструктурой и богатейшей фильмотекой картин, созданных еще в советский период. Этого допустить нельзя.
 
Поэтому вопрос о реанимации закона о кино остается первостепенной задачей нашего общества.
 
Виктор АНДОН, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РМ

Комментарии (0) Добавить комментарии