Политика

Главная ярмарка ноября

26.11.2010
Центр политической жизни – осенний Кишинев – визуально замусорен, медийно загажен, не теряет оптимизма, но ждет с нетерпением. В конце концов, и в прошлом ноябре никто не предполагал, что с Новым годом нас будет поздравлять такой неожиданный выбор судьбы.
 
Пройдемся напоследок по центру столицы. Визуальный ряд выглядит, прямо скажем, квёло.
 
Либералы машут руками, призывают сказать «последнее прости» прошлому, бедности, коммунистам… На плакатах – молодой и усталый Дорин Киртоакэ смотрит снизу вверх, вызывая в памяти длинный ассоциативный ряд, в котором не последнее место занимают его рассуждения насчет женитьбы на примэрии.
 
С каким прошлым предлагают проститься либералы? Михал Федорович, как его называют совершенно не прокоммунистические молдавские политологи, плоть от плоти и суть советской эпохи.
 
Она у него, конечно, вывернута наизнанку по-либеральному: Гимпу утверждает, что все, что было белым – на самом деле черное, и идет дальше, говоря, что черным было все.
 
Не по Сеньке шапка сравнивать, но все же: отыскать черты почти всех советских лидеров в нынешнем полу-правом Гимпу несложно. Ленин говаривал, что расстреливают мало – и Гимпу намекал о виселицах для ненавистного режима. Сталин выкорчевывал интеллигенцию – и Михай Гимпу вполне способен иссушить мозг многим литературоцентричным коммунистам. Хрущев гулял по кукурузе – и у главы либералов вертолет в поле забарахлил. Ну, а Брежнев… Советский Союз развалился бы гораздо раньше, будь Брежнев столь же эксцентричен, как Гимпу.
 
Антиподы – коммунисты, напротив, не присутствуют на биллбордах. Не то, чтобы экономят – пытаются выделиться еще и этой подчеркнутой аскезой. Они снимают фильмы, нагнетая географическо-метеорологические страсти, ежедневно проводят пресс-конференции и брифинги, ходят из дома в дом. В моем дворе речи толкал Александр Банников – владелец «Тины» и экс-директор Агентства по кадастру. ПКРМ говорит о контрабанде сигарет, о прогнившем режиме, отражает атаки конкурентов и ни словом не упоминает о возможных компромиссах. Вероятно, никто их искать не собирается.
 
Фотошоп играет в нынешней кампании ведущую роль. Сперва рекламисты убрали морщины, оставленные политикой, с лица Мариана Лупу, потом сделали молодым, стройным и более высоким Валерия Пасата, затем засиропили Серафима Урекяна вместе с его маленькой внучкой, занявшейся политикой.
 
Апофеозом стали плакаты Владимира Филата, прижимающего руку к сердцу на фоне чумазого электората. Сердце бьется в ритме либерально-демократических ценностей, дома для пострадавших построены, встреча с Путиным укрепила рейтинг.
 
След штемпеля «Votat» останется не только в паспортах и бюллетенях.
 
Я не устаю повторять - результаты выборов 5 апреля и 29 июля 2009 года одинаковы. С точностью до депутата. И не было никаких коммунистических фальсификаций. Порукой тому вовсе не кристальная честность молдавского ЦИКа, а простая логика.
 
5 апреля три партии, которые потом вступили в Альянс за европейскую интеграцию, получили на троих 41 мандат. Потом они проигнорировали не слишком элегантное пропихивание на пост президента Зинаиды Гречаной и добились роспуска высшего законодательного органа.
 
На выборах 29 июля ЛП, ЛДПМ и АНМ получили 40 мест в парламенте. За эти 40-41 мандат они борются и теперь. Все остальное отойдет чуть левее.
 
Однако третьи грабли будут решающими, скорее, для электората, чем для политического класса. Тот давно демонстрирует во всей красе прелести процесса становления недоразвитых элит на постсоветском пространстве под влиянием европейских ценностей. Как бы там не прикрывались Россией коммунисты, а меморандум Козака не был подписан по звонку с Запада.  
 
Нет, экзамен конца ноября будет держать не партийная братия. Это испытание для общества, с огромным количеством уравнений конечного курса алгебры, помноженной на изрядный кусок философии. Кого отправить во власть? Кому отдать голос? Имеет ли он вообще значение? И что будет со страной?
 
Провал конституционного референдума – последний тревожный звонок. Когда электорату становится откровенно наплевать, существует вероятность скатывания в такое состояние общества, в котором 7-апрельские пляски покажутся обычным пикником.
 
Избирательный бюллетень-2010 еще будет изучаться и политологами, и социологами, и нумерологами. Двадцатка независимых кандидатов симметрично расположилась напротив двадцатки цвета партийной эволюции Молдовы, упирающейся в  вершины полета идеологической фантазии и денег.
 
Не зря в последнее время все больше говорится о необходимости перехода к смешанной системе выборов, когда половина состава депутатского корпуса составляют победители-одномандатники. Чтобы была система противовесов общества олигархической структуре власти.
 
Законодательство в Молдове за двадцать лет писанины создали либо просто плохое, либо – неработающее. А значит, республике необходима масштабная чистка хвостов: сколько можно Конституционному суду пытаться истолковывать десятки лакун, лавируя между двумя моделями политического развития и становясь заложником узкопартийных интересов?
 
Правила игры следует устанавливать куда более четко. Не радует только, что это задача как раз для будущего парламента. А когда он приступит, собственно, к законотворчеству – вопрос не для слабонервных.
 
Тадеуш Барбэалбэ

Комментарии (2) Добавить комментарии