Закон

Год правовых перемен

31.12.2010
{Год правовых перемен} Молдавские Ведомости
 
С одной стороны, судебная система, прокуратура и Центр по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией действительно стали работать транспарентней - «запестрили» пресс-конференциями, заявлениями, приглашениями прессы на судебные заседания и прочими мероприятиями. С другой стороны, нетрудно заметить, огласке предаются дела определенного типа. Это так или иначе наводит на мысль о политической борьбе, под знаком которой прошел весь 2010 год.
 
Законы и правовая система
 
Никогда за столь короткое время не было модернизировано и принято такое количество нормативных актов. Новые власти хватались буквально за все: реформа полиции и адвокатуры, создание новых отделов в прокуратуре, полная и не во всем удачная модернизация системы исполнительного производства… Законодательный процесс обрел редкую для нашей страны живость, что неминуемо несет в себе далеко не только рациональное зерно. Увы, поменять все, сразу и совершенно успешно не удавалось еще никому. В итоге, все отрасли правовой системы сегодня находятся в состоянии некоторого хаоса. Или проще – адаптации к новым нормам. Что значительно облегчает любые другие «перемены».
 
Странная тенденция просматривается в принятии решений по «показательным» уголовным делам. За их развитием следит и общество, и пресса, но принять меры оказывается непросто даже под неусыпным надзором.
 
Становятся очевидными все новые проблемы. Еще не забыт основной «правоприменительный пример» этого года. В правовом и стремящемся в Европу государстве председатель Высшей судебной палаты во всеуслышание осуждает освещение в прессе проигранных в Евросуде дел. Его за это пытаются наказать, и попытки эти похожи скорее на пинг-понг, чем на применение закона.
Конституционный суд по этому поводу высказаться отказывается и в спешке принимает постановление о том, что «частные» дела такого рода в его компетенцию не входят. А в декабре, когда все «улеглось», КС признает свое собственное постановление неконституционным. Чудеса!
 
«Громкие» преступления
 
Бизнесмен Андриан Никифор убил на дискотеке человека, после чего выяснилось, что он – владелец самой крупной в стране коллекции огнестрельного оружия. Дома у него нашли 101 единицу оружия, и все – легально хранимые. Было много шуму, обещали разработать и принять новый закон об оружии, который «запретит и улучшит». Говорили весной, но воз и ныне там.
 
А пока суд рассматривает дело А. Никифора, сам он недавно снова «засветился в прессе», на этот раз по делу сотрудников ПУ № 13, где находится под арестом. Внутреннее расследование Департамента пенитенциарных учреждений, закончившееся аккурат в начале декабря дисциплинарным наказанием 15-ти сотрудников, проводилось по случаю «доставки» спиртного в камеру А. Никифора. За 10 литров обнаруженного алкоголя уволили заместителя дежурного офицера, остальным объявили выговоры и строгие предупреждения. Также в камере арестованного нашли запрещенный к использованию в тюрьме мобильный телефон.
 
Такими же темпами развиваются многие дела, по которым, учитывая их общественный резонанс, следовало бы быстрее принимать решения. Это и заказное убийство бизнесмена Игоря Басараба в парке на Рышкановке, и уголовное дело о «техасских парнях», разъезжавших по Кишиневу, постреливая в женщин из пневматического пистолета, и несколько дерзких ограблений, и многое другое. Все, что там происходит, укладывается в емкую формулировку «еще идет следствие».
 
А контрабанда сигарет? Участившиеся случаи, которые фиксируют наша, и, что важно, румынская таможни, говорят о том, что не так все просто в этой сфере. За год только с нашей стороны зафиксировано 280 случаев контрабанды табачных изделий. «Урожай», который собрали румынские правоохранительные органы, не меньше. Но власти особых мер не принимают – будто не видят сводок и не слышат обвинений в том, что «контрабанда сигарет им выгодна».
 
«Апрельские» дела
 
Не обойти вниманием и «показательные» дела по событиям прошлого апреля. Обвиняемыми являются тогдашние высшие чины - экс-министр МВД и экс-генеральный комиссар Кишинева. Демократично? Конечно. Да только обвинение по этим делам, учитывая новые свидетельские показания, похоже, рассыпается на глазах.
 
Дело об убийстве посмертно награжденного В. Бобока тоже рассматривается в странном контексте. Вроде бы высших чинов обвиняют в служебной халатности, повлекшей смерть человека, но за это преступление к ответственности не привлекают. А обвиняется в убийстве лишь один полицейский - Ион Пержу, который не раз говорил о своей «неугодности» бывшим коллегам и начальству.
 
По закону, да и по здравому размышлению, если уж виноваты, то все.
 
Впрочем, ни одно из «показательных» дел так и не было доведено до финала хотя бы в первой инстанции. Несложно представить себе, сколько времени пройдет, прежде чем правоохранительные органы все-таки разберутся, кто и в чем виноват.
 
Примеров можно привести множество, особенно в контексте недавних выборов: уголовные дела «росли как грибы после дождя» и тщательно «пиарились» электоральными конкурентами. Продолжений этих дел мы не знаем, и вопрос - узнаем ли. Потому что даже обычному человеку понятно, что такой инструмент как уголовное право, не предназначен для предвыборной борьбы. Другое у него назначение – охранять законопослушных граждан от преступников. А об этом, похоже, в суматохе перемен подзабыли.
 
Остается надеяться, что неутешительные события, происходящие в правовой сфере на протяжении последнего года – лишь результат «переходного периода» в политике и в применении законодательства. И мы успешно переживем его в следующем году: без непрерывных перемен и прочих «недоработок», от которых все уже давно устали.
 
«Новогодние» преступления и надежды
 
В преддверии Нового года нельзя не коснуться темы фальсификатов и контрабандных товаров, которые накануне праздников обычно пытаются массово завезти в Молдову. В этом году полицейские сводки не пестрят, как обычно, информацией о задержании подобных нарушителей. А, между тем, водка, коньяк и особенно шампанское «традиционно» готовятся нашими гражданами в домашних антисанитарных условиях – но не для себя, конечно же, а для продажи на рынках по нереально низкой цене.
 
Не секрет, что эта «продукция» представляет серьезную опасность для здоровья, точно так же как уже появившиеся на рынках «домашние» копчености. Увы, фальсификата накануне праздников меньше не стало, только вот где чрезвычайно уместные в это время полицейские рейды?
 
Не особенно «светятся» последние пару месяцев случаи контрабанды окорочков и прочих частей неизвестного происхождения кур, которые моментально сметаются с прилавков. Кстати, в постановление правительства от 2006 года, запрещающее импортировать замороженное и охлажденное мясо, внесли изменение - приравняли мясо, хранящееся при температуре от -4 до +4 0С к свежему, и теперь говорят, что «мясному рынку станет легче». Но не пострадают ли от этого граждане – вопрос открытый.
 
На рынках вновь активизировалась продажа запрещенной к реализации некачественной пиротехники, а люди вовсе не покупают петарды в авторизированных магазинах. И это не все примеры.
 
Возникает резонный вопрос: почему же вокруг «классических новогодних» преступлений в этом году нет обычного ажиотажа? Ведь речь идет о нанесении ущерба здоровью граждан? Ответ лежит на поверхности – во «времена перемен» власти всегда заняты более важными делами.
 
Анна Литвиненко

Комментарии (5) Добавить комментарии

  • x

    кто расскажет ,зачем это прокуратура вводит новую структуру слежки за интернетом . кого ловить собираются ... комментаторов и патриотов ЦВЕТУЩЕЙ МОЛДАВИИ ???

  • x

    Prohojii, vi znaete, cto Nikifor soboi predstavliaet i kakim bilo ubiistvo? Uveren, cto prikroiut delo i vipustiat

  • x

    а кто вам сказал, что за неумышленное убийство не сажают? тоже уголовная ответственность, а срок зависит от обстоятельств, может быть условный, а может и реальный... а насчет конституц.суда я согласен, что глупость написана. но это не трагедия -журналисты тоже люди и могут ошибиться.

  • x

    A po-moemu, vse verno napisano. U nas - zakon cto dislo Slisal, Nikifora za NEumislennoe ubiistvo posadeat, cto govoriti ob ostalnom? Nichemu ne udivleaus

  • x

    Г-жа Литвиненко, Вы сами поняли, что написали по поводу Конституционного суда? Одно постановление к другому не имело непосредственного отношения, и тем более не влечет его неконституционности. И это не единственный Ваш прокол. Со всем уважением к редакции МВ, данная публикация поверхностная и непродуманная, как будто впопыхах написанная после предновогодних возлияний.