Спорт

Ион Лукьянов:

30.07.2009, 23:47
{Ион Лукьянов:} Молдавские Ведомости
Спорт- Ион, поздравляем тебя со столь впечатляющим результатом. Чем этот старт отличался от предыдущих?

- Наверное, тем, что мне особенно хотелось выиграть. Ведь это был мой последний шанс победить на всемирной Универсиаде.

- Вы заканчивали вуз и прекращали быть студентом.

- Дело не в этом. Я учусь на втором факультете МолдГУ – сначала окончил юридический, а теперь занимаюсь психологией. Так что я намерен и дальше учиться и стремиться получить второе высшее образование. Но мне 28 лет - это предельный возраст для участников Универсиады. Поэтому в Сербии у меня был последний шанс. И я рад, что мне удалось победить.

- Как у вас раньше складывались отношения со всемирными студенческими играми?

- До этого были три Универсиады, на которых я был близок к победе, но так и не смог выиграть "золото". В 2003 году было пятое место в Южной Корее. В 2005-м я занял второе место в Турции. Еще через два года в Таиланде я показал более высокий результат, это был не только личный рекорд, но и рекорд республики, но в итоге - только "бронза". Хотя тот старт позволил мне "отобраться" на Олимпийские игры в Пекине. В беге на длинные дистанции так бывает, что посредственные секунды могут принести победу, а выдающееся для тебя время даже оставить за пределами тройки призеров. Все зависит от конкретного расклада сил участников, от климатических условий.

- Как вы на этот раз построили борьбу за высшую ступеньку пьедестала почета?

- В этот раз я заставил себя не думать о высоком результате, а внимательно вести тактическую борьбу за первое место, не лидировать со старта, держаться в группе, а, главное, найти случай для решающего "выстрела", то есть момента, когда начнешь финишировать. Надо застать соперника врасплох, уготовить ему роль догоняющего. Удалось ли мне это сделать на этот раз? И да, и нет. Мой главный соперник, победитель двух последних Универсиад Халил Аккас из Турции тоже организовал мощный спурт почти одновременно со мной, то есть за 300 метров до финиша. Он был в этот момент лидером забега и соответственно не пропустил мою атаку, когда я поравнялся с ним. И даже после финиша Халил победно воздел руки к небу и бурно радовался своей очередной победе. Я же с удивлением смотрел на него, так как был уверен, что на этот раз обогнал. Табло долго держало нас в напряжении, так как информация о результатах финального забега на нем никак не появлялась. Оказалось, что это был редчайший случай для нашей дистанции - 3000 метров с препятствиями – все решил фотофиниш! Я опередил турка всего на одну сотую долю секунды! И вот стадион встретил овацией мою победу! Пришла моя очередь танцевать, а Халил упал без сил.

- Разве фотофиниш столь редок в ваших отношениях со знаменитым турком?

- Да, припоминаю, подобное уже было и на Универсиаде на родине моего соперника в Измире. Но тогда расклад сотых долей секунды был в его пользу.

- Что для вас значит победа на Универсиаде?

- Эта победа для меня была важна в психологическом плане. Тренер Михаил Кравцов от работы со мной отказался еще в прошлом году, в октябре. Как говорится обычно при разводе, не сошлись характерами. В прессе появились намеки на то, что Лукьянову пора завершать карьеру в большом спорте. Действительно, я уже подумывал о том, чтобы повесить шиповки на гвоздь, так как меня не приглашали на сборы, всячески игнорировали. Отношения с Федерацией стали натянутыми. Возникла тревога о будущем. В этот трудный момент меня поддержал мой первый тренер Валерий Иванович Жосан. Во многом благодаря его стараниям столь значительная для меня и для страны победа состоялась. Он настоял, чтобы я за деньги спонсоров поехал на сборы.

- В такие моменты жизни, когда приходит долгожданный успех, наверное, хочется оглянуться назад и поблагодарить за то, что судьба распорядилась так, а не иначе. Итак, почему легкая атлетика? Почему стипль-чез?

- В легкую атлетику я пришел незаметно для самого себя. Словно, это она меня выбрала. Вообще-то, будучи в шестом-седьмом классе, я ходил тренироваться на борьбу, так как мой отец был известный борец. И мы, трое братьев, вначале пошли по стопам отца. Но мои занятия прервала травма. Год прошел без активных занятий спортом, так в баскетбол иногда поигрывал. Затем решил поступать в Кишиневский лицей спортивного профиля. Подумал, что на борьбу пройти не получится из-за травмы. На футбол был конкурс неимоверный. Решил попробовать свои силы в легкой атлетике. С первого раза не получилось. Но я по натуре упорный в достижении поставленной цели. Вставал в шесть утра, чтобы пробежать кросс. Не обходился без тренировки и вечером. Мое трудолюбие оправдалось. На очередных вступительных экзаменах я всех обогнал. Мой тренер Николай Шерпу тогда прямо сказал, что возьмет меня в ученики, даже если я провалюсь на экзаменах по общеобразовательным предметам. Но я все сдал на "отлично".

Так в мою жизнь вошла легкая атлетика. Первый успех не заставил себя ждать. Вскоре буквально ворвался в число участников Олимпийского фестиваля европейской молодежи в Португалии. К тому времени мне исполнилось 15 лет, а в лицее я проучился всего год. Там мне удалось занять шестое место именно в стипль-чезе. У меня сразу стал получаться этот вид бега: у юниоров дистанция бега с препятствиями - 2000 метров. Постепенно приходил опыт.

Соревнуясь по юниорам, я всегда входил в шестерку сильнейших участников на европейских стартах. В 1998 году я, правда, изменил стипль-чезу на дистанции 3000 метров гладким бегом и занял третье место. Тогда в Москве я выиграл у очень сильных сверстников из Эфиопии, Ирана, Кении. Мне не повезло. Юниоры следующего за мной поколения были заметно слабее, и чемпионы побеждали с результатами много хуже, чем были ранее у меня. Признаться, я не отчаивался таким раскладом: верил, что если я не сумел выиграть среди юниоров, то обязательно выиграю в забегах взрослых. Так и получилось. Так что, виват, стипль-чез!

- Итак, юниорский период позади. Дистанция стипль-чеза развернулась перед вами во всей своей сложности. Да и соперников прибавилось - атлеты всех возрастов.

- Первый год по взрослым для меня был 2004-й, олимпийский, собравший лучших спортсменов планеты в Афинах. На отборочных состязаниях я установил рекорд Молдовы, выполнив квалификационный норматив для поездки на Игры. В предварительном забеге в греческой столице я был только 20-м и в финал Олимпиады не попал. Но мне не нравится роль спортсмена-туриста. Всегда ставлю перед собой труднодостижимую, но важную цель. Вот и в Афинах решил, что к следующему олимпийскому старту в Пекине подготовлюсь так, чтобы обязательно пробиться в число финалистов.

- И вам это удалось!

- В трех предварительных забегах участвовали 45 атлетов. Четвертое место в каждом забеге гарантировало выход в когорту лучших. Но я занял лишь седьмое в самом быстром забеге, очутившись среди трех счастливчиков, которые отбирались по показанному в полуфинале времени. Забавно, что среди 15 финалистов я оказался единственным представителем белой расы. Два формальных француза были этническими марокканцами. Остальные бегуны и вовсе представляли другие континенты, а не Европу. Среди финалистов не было признанных лидеров европейского стипль-чеза - испанцев, россиян. Коллеги удивлялись, как вдруг финалистом стал спортсмен из бедной страны, в которой трудно создать условия для современной подготовки. На Родине мне могут предложить скромный медосмотр, подлечить травмы, подсказать, как регулировать нагрузки, чтобы не "переборщить", и все.

- В финале не помешал легендарный пекинский смог?

- Нет, я его не почувствовал. Видимо, хозяева сделали все, чтобы воздух стал чистым. Было солнечно, но при этом прохладно. Люблю выступать в азиатских странах. Там ко мне приходит особое вдохновение. В Пекине я пробежал за 8.18,97. В итоге, мне удалось занять 12-е место, что можно считать высоким результатом. Однако, все, что я показал в Пекине, было оценено разве что небольшой группой специалистов, а в Молдове в целом этот результат остался без особого внимания и вознаграждения, так как правительство решило поощрять материально только за места с первого по восьмое. Лишь по итогам сезона Агентство спорта внесло меня в список десяти лучших спортсменов страны.

- Ваши результаты на международной арене и без того высокие и стабильные могли быть еще выше, если бы вы готовились в хороших условиях?

- Да, о слабой медицине, о финансовой лихорадке, которая сопутствует нашей жизни, мы уже говорили. Но и нормального стадиона в Молдове нет. Дорожки на столичной арене "Динамо" вряд ли могут обеспечить серьезный тренировочный процесс. Нет даже хотя бы одной с нормальным покрытием. Нынешнее же - век минувший. Так что в нашем распоряжении - аллеи в парках да тропинки в лесных массивах. За рубежом столько хороших стадионов, что на их дорожках с удовольствием занимаются не только спортсмены, но и обычные граждане, следящие за своим здоровьем. Вот меня и спасают только сборы.

- И затем вы отправляетесь в Берлин на чемпионат мира?

- Да, 16 августа - предварительный забег.

- Дата для вас счастливая. Ведь год назад в Пекине как раз в этот день и проводился финал.

- Будем надеяться. Это мой второй чемпионат мира. В Хельсинки выступил не очень удачно. Сейчас в Берлине соберется та же самая компания, что в Пекине. Ставлю себе задачу не только пробиться в финал, но и выступить лучше, чем на Олимпиаде в прошлом году. Международная федерация учредила крупные денежные призы для первых восьми атлетов. Для того чтобы занять заветное восьмое призовое место, надо будет потеснить многих атлетов всех континентов. Но если не ставить перед собой высоких целей, зачем выходить на дорожку? Успех на Универсиаде в Белграде подтвердил этот принцип.


Алексей Попов

Комментарии (2) Добавить комментарии