Расследование

Катакомбы Манук-бея в Хынчешть оказались легендой

12.07.2013
{Катакомбы Манук-бея в Хынчешть оказались легендой} Молдавские Ведомости
3 июля состоялась публичная презентация проекта «Открытие туристического маршрута Vama Veche Lăpușna» с восстановлением исторического объекта - особняка Манук-бея в городе Хынчешть. Все работы по проекту будут финансироваться за счет национального фонда регионального развития. Участникам, в числе которых были и лидеры армянских общин, был показан фильм «Манук-бей», повествующий об истории и корнях этого культурного памятника.
Обнаружено всего 20 метров подземных галерей
Особняк Манук-бея в Хынчешть - жемчужина Молдавской архитектуры XIX века. Когда-то здесь были роскошная резиденция с зимним садом, красивые фонтаны, небольшие озера, стеклянные галереи соединяли корпуса дворца… Уникальный объект пережил десятилетия пренебрежительного отношения, но организаторы и исполнители проекта обещают его восстановить.
 
«Ведутся раскопки, - рассказал Влад Ворник, генеральный директор национального археологического агентства. – Здание и подвал окружены  легендами. Проведенные работы доказали, что часть этих легенд – сказки. Подвалы тянутся всего на 20 метров, есть, правда, несколько погребов и тоннель, который связывает дом княгини Долгоруковой и армянскую церковь».
 
Если верить ученым, катакомбы и сокровища Манук-бея – миф. А ведь их искал еще Котовский. Внук Манук-бея Григорий Иванович, полный тезка Котовского, был его крестным отцом и работодателем Ивана Котовского, который работал механиком на принадлежавшем князю Манук-Бею винокуренном заводе.
 
Помещик – крестный красного командира
Григорий рано потерял родителей. Во время годичной болезни Ивана Котовского Манук-Бей выплачивал своему работнику жалование и оплачивал визиты врачей. Потом пожалел сироту и помог Григорию Котовскому поступить в 1895 году в кишиневское реальное училище. Парнишка хулиганил и через три месяца был с позором изгнан. Манук-бей не бросил крестника, устроил в кокорозенское сельскохозяйственное училище, платил стипендию и оплачивал пансион, обещал направить его на высшие сельскохозяйственные курсы в Германию…  
 
Известно, что Григорий Котовский, уже будучи на нелегальном положении, постоянно с какой-то непонятной навязчивостью, рискуя свободой, возвращался в усадьбу Манук-бея, где его караулила полиция. Что он там искал? Возможно - клад? Ходили слухи, что в лабиринтах подземелий Манук-бей спрятал сокровища, вывезенные из Турции. В галереях между тремя церквями еще в 50-х были скульптуры, указывающие направления ходов. 
 
Клад Котовский все-таки нашел. В 1918 году он вывез из Одессы, в которую вступали войска интервентов, всю наличность и золото, хранившиеся в городском банке. Ходили слухи, что эти сокровища Котовский спрятал в одесских катакомбах – уж не под влиянием ли рассказов о лабиринтах Мунук-бея?
 
«Наши исследования дадут возможность  ответить на главные вопросы: как сохранились конструкции, какие реставрационные работы необходимо предпринять для восстановления усадьбы в таком виде, в котором она была создана, - рассказал Влад Ворник. -  Планировали закончить работы к концу июля, но помешала погода. Восстановление комплекса, возможно, начнется с дома княгини Долгорукой».
 
Если бы не Манук-бей – молдаване взяли бы Москву
Имя Манук-бея Мирзояна навсегда вошло в историю Молдовы. 16 (28) мая 1812 года Михаил Кутузов и Ахмед-паша в Бухаресте подписали соглашение с Османской империей, которое завершило русско-турецкую войну 1806-1812 годов. Переговоры были закончены за месяц до нашествия Наполеона на Россию, в котором Турция уже не могла принять участие. Если бы не Бухарестский договор – скорее всего, молдаване в 1812 году брали бы Москву в составе многонациональной армии французского императора! Порта уступила России восточную часть Молдавского княжества. Территория за Прутом осталась под турецким господством. Так Молдова была разделена. Произошло все при непосредственном участии Манук-бея Мирзояна.
 
«Манук-бей был обвинен турками в предательстве, в 1815 году переехал в Сибиу, позже - в Кишинев, - рассказывает научный сотрудник музея в Хынчешть Татьяна Лисовская. - Он получил за заслуги орден Святого Владимира III степени и присягнул на верность России. В Молдове за 300 тысяч золотых лей купил у титулярного советника Ионицэ Ямади поместье в Хынчешть, ставшее родовым. Для строительства нужно было много леса, поэтому армянин и присмотрел имение в южных Кодрах, близ Прута. В вотчину Хынчешть тогда входило около 40 сел».
 
Есть ли наследники у армянского вельможи?
Строительство поместья продолжили сын Мурат (Иван) и внук Григорий, основавший хынчештский винзавод. «Охотничий замок и дворец проектировал и строил в 1891 году знаменитый Александр Бернардацци, стены дворца и потолок расписывал Иван (Ованес) Айвазовский», - удивила нас хранительница руин Татьяна Лисовская.
 
Есть ли у Манук-бея потомки, которые могли бы претендовать на наследство? Есть копия завещания 1815 года, по которому наследники – старшие сыновья потомков – имеют право владеть имуществом только в том случае, если примут имя Манук-бей. Никто из потомков никогда не приезжал в Хынчешты и не предъявлял претензий на наследство – ни итальянская княжна Елизавета Шентони, ни немецкая баронесса Ольга Хотсфелд-Трахтемберг. Хотя правнук последней, канадский архитектор Петер фон Корф, не без гордости говорит о своих армянских корнях.
 
Если будет восстановлен исторический комплекс Манук-бея - будет внесен огромный вклад в развитие туризма и тем самым – в региональную экономику. Вместе с дом -музеем Антония Плэмэдялэ в Столниченах исторический комплекс Манук-бея поможет создать национальный туристический маршрут.
Фото: Agentia de Inspectare si Restaurare a Monumentelor din RM
Василиса Фрунзе

Комментарии (0) Добавить комментарии