Расследование

Кишиневские летчики

20.11.2013
{Кишиневские летчики} Молдавские Ведомости
А потом имеют с ними проблемы. Хотите доказательств? Тогда послушайте одну старую кишиневскую историю.
 
1.Это случилось в начале лета 1950 года. А 1 сентября того же года я стал кишиневцем, поступив на первый курс госуниверситета. И все мои новые знакомые (Яша – буфетчик заведения напротив второго корпуса, колоритная личность; о нем - в другой раз; парикмахеры - чуть ли не единственные тогда знатоки литературного румынского) на все лады пересказывали всем происшествие с летчиком и самолетом.
 
Итак, один кишиневский пилот подозревал молодую супругу в неверности. Был ли он в действительности рогоносцем или же стал жертвой своей фантазии - неясно. Но однажды после двух стаканов вина летчик самовольно поднял в воздух свой самолет (аэропорт был тогда на Рышкановке) и "поехал домой" - проверить, как дела.
 
Дом его находился в конце улицы Пушкина, которая тогда упиралась в Ильинскую улицу (нынешний бульвар Космонавтов, примерно в районе ломбарда). Ревнивец стал кружить над домом. Вся детвора, да и взрослые тоже, высыпали на улицу. Самолет пикировал, снижаясь до высоты 10 метров, и громко тарахтел над крышами домов.
 
А жены не видно было. Ушла на базар, подумал авиатор и направил свой самолет туда.
 
Центральный рынок выглядел тогда иначе. Во-первых, простирался до центрального бульвара. На углу стоял цирк, а на другом – большой деревянный цилиндр, внутри которого мотоциклисты показывали свои трюки прямо на стене. На другом углу, снизу, вдоль Армянской была огромная толкучка (с трофейными товарами, довоенными и дореволюционными книгами, жуликами и фокусниками). Наконец, в четвертом углу стояли ряды телег с быками. Неимоверно колоритный пейзаж! Замечательные времена!
 
Наш воздушный ас описал несколько кругов, привлек внимание и продавцов, и покупателей, а потом стал выполнять «восьмерки», «бочки» и даже «мертвые петли».
 
Народ ужасался и ликовал. А жену пилот так и не увидел. Пошла, наверное, погулять на бульвар, решил он. В те времена молодежь и бездельники каждый день фланировали вдоль центральной улицы. Все старые роскошные здания были в руинах, но на первых этажах работали магазины. В витринах стояли красивые мотоциклы и радиолы, висели дамские манто… 
 
Самолет пролетел несколько раз от вокзала до мединститута и обратно. Неверной не было видно.
 
Все-таки она дома со своим хахалем, твердо решил муж. И придумал, как наказать пару.
 
Пилот поднял самолет в небо, прицелился и направил прямо в собственный дом.
 
Машина была типа «ПО», учебно-тренировочная. Легкая, из фанеры, клеенки и тонких трубочек. Здание было двухэтажным.
 
Итоги: самолет разбился вдребезги, зданию причинен незначительный ущерб, жены не было дома, а сам летчик, естественно, погиб.
 
Его похоронили на центральном кладбище, а к памятнику прикрепили пропеллер. Могила была на два шага дальше нынешних могил Иона и Дойны Теодорович.
 
Вот и все.
 
2. Прежде, чем принести эту заметку в редакцию, я позвонил своему университетскому другу Сереже Ревенко.
«Она была ему не женой, а любовницей. А ее дом стоял на углу улицы Пушкина и Харлампиевской, ныне улица Александру чел Бун, - сказал мой одногрупник. - Я жил недалеко, по Прункуловской, и даже немножко был знаком с дамой сердца этого авиатора. Тогда еще долго весь город судачил по поводу этой действительно романтической истории».
 
3. Живы еще многие свидетели этого происшествия, родственники его участников. Я был бы рад получить от них какие-то уточнения. Другие источники подробностей – архивы нашего аэропорта и министерства внутренних дел.
 
4. Другой случай «воздушного хулиганства» произошел в Бельцах около 1960 года. Некий работник аэродрома не имел никакой летной подготовки, но его часто брали с собой другие летчики - нести почту, помогать при опрыскивании полей. И ему показалось, что управлять самолетом совсем просто. Конструкторы обо всем позаботились. Действительно, надо влево - поверни руль влево, а если вправо – то и руль вправо. А если надо поднимать самолет выше, то тяни руль на себя, если снижаешься – толкать рулевое управление вперед. Что тут сложного?
 Замечательно!
 
И вот герой однажды пригласил друга покататься над городом. Оба, чуть подвыпившие, сели и без труда взлетели. Развлекались, прочертив воздушное пространство несколько раз по диагонали.
 
Воздух пьянит. Это знают и пассажиры, и летчики. А тут двойное опьянение – и от вина, и от полета.
 
Но все хорошее как-то должно закончиться. Друзья вспомнили, что надо приземляться. А это более сложное искусство. Надо уметь на глаз определять высоту, угол наклона, расстояние до зданий и т.д..
 
Наши герои решили, что лучшее место для приземления – подальше от аэропорта и даже от зданий и деревьев. Они вспомнили, что за пригородом Пэмынтень есть обширное кукурузное поле – отличное место для посадки авиалайнера типа «кукурузник».
 
Самолет получил незначительные повреждения (пробита клеенка, что-то там покосилось). Наши герои отделались испугом и царапинами. Правда, они задели линию электропередачи, сбрили несколько деревянных столбов. Но в общем – ничего.
 
Аэродромный специалист получил три года за «воздушное хулиганство». Еще долго бельчане гордились своими земляками.
Аурел МАРИНЧУК

Комментарии (0) Добавить комментарии