Расследование

Кишиневский процесс

03.02.2012
{Кишиневский процесс} Молдавские Ведомости
 
Он открылся 6 декабря 1947 г. в зале Государственного русского драматического театра. На скамье подсудимых находились бывший военный комендант и начальник гарнизона Кишинева, генерал-майор немецкой армии С. фон Девиц-Кребс, обер-лейтенант Х. Клик, зондерфюрер (в зависимости от занимаемой должности, это звание могло соответствовать последовательно нескольким армейским – от унтер-офицера (зондерфюрер G) до подполковника (зондерфюрер B), и присваивалось только гражданским лицам. – Прим. Р.Ш.) В. Гайсельгардт, полковник румынской армии Д. Мариною, офицеры румынской жандармерии – капитан А. Бугнару, лейтенанты И. Журя, И. Деметриан, Р. Шонтя, В. Маринаш, П. Шувар.
 
Председателем суда был полковник юстиции Зонов, членами суда – подполковники юстиции И. Алексеев и С. Фомичев, прокурором – генерал-майор юстиции В. Израильян, адвокатами – Попов-Юдинов, Серебряков, Мандривный, Коваль, Фурс.       
 
С. фон Девиц-Кребс был обвинен в том, что в течение трех месяцев пребывания на посту военного коменданта Кишинева (29 мая – 21 августа 1944 г.) лично руководил массовыми убийствами (более 2000 чел.), истязаниями и ограблениями жителей города, военнопленных, приказывал принудительно направлять их на строительство оборонительных укреплений, а также во взрыве и уничтожении ряда предприятий города: трамвайного парка, хлебопекарен, водопровода, жилых кварталов города.
 
Фон Девиц-Кребс, признавая свою ответственность за происходившее, пояснил, что исполнял приказы Гитлера, который являлся верховным главнокомандующим, и как военный, не имел права их ослушаться. Кроме того, он верил, что Гитлер наведет порядок и восстановит великую Германию. Он признал, что подписал приказ об уничтожении ряда городских объектов, но его исполнением занимался обер-лейтенант Клик. Последний, кроме этого, был обвинен в насильственном сгоне жителей города на строительство оборонительных укреплений.
 
Обвинения в адрес полковника Д. Мариною заключались в организации массовых убийств жителей Молдовы, Черновицкой области, г. Бердянска, Крыма, грабежах нескольких монастырей, в том числе Цыганештского, а также в том, что он принимал во всем этом личное участие. Ту ее часть, которая касалась Черновицкой области, неожиданно поддержал бывший подчиненный Мариною, лейтенант Е. Ковор.
 
Жандармские офицеры Журя, Деметриан, Шонтя, Маринаш, Шувар, являвшиеся подчиненными помощника командира батальона Бугнару вместе со своим бывшим начальником были обвинены в том, что в поиске советских партизан они арестовывали и подвергали пыткам жителей сел центральной части Молдовы и в Одессе. Кроме того, Деметриану было предъявлено обвинение также в том, что он еще в 1941 г. арестовывал жителей Одесской области Украины, а также Молдовы, и отправлял их на работу в Германию.
 
Зондерфюрер Гайсельгардт обвинялся судом в том, что он с помощью солдат доставил в село Ново-Князевка из Украины более 300 жителей, создал там трудовую колонию, начальником которой и был назначен; а при отступлении почти всех рабочих послал в Германию и ограбил жителей села.
 
Общий ущерб различным учреждениям Кишинева был исчислен в 1 383 345 000 рублей, жителям Кишинева – в 206 887 546 рублей.
 
Приговором Военного трибунала Одесского военного округа С. фон Девиц-Кребс, Х. Клик, В. Гайсельгардт, Д. Мариною, Р. Шонтя, А. Бугнару, И. Журя, И. Деметриан, ввиду последовавшей в 1947 г. отмены смертной казни, были приговорены к 25 годам исправительно-трудовых лагерей каждый, а П. Шувар и В. Маринаш – к 20 годам.
 
Следует заметить, однако, что показания, которые давались обвиняемыми в ходе суда, во внимание не принимались и не публиковались в открытой прессе. Таким образом, жители республики были лишены возможности узнать, какие же аргументы приводили в свое оправдание бывшие офицеры германской и румынской армий. По неизвестным причинам материалы этого судебного процесса не опубликованы даже по сей день.
Руслан Шевченко, доктор истории

Комментарии (0) Добавить комментарии