Кому помешали талоны?
16.02.2010
До настоящего времени торговля нефтепродуктами регулировалась регламентом, утвержденным постановлением правительства № 1117 от 22.08.02, где указано, что при покупке горючего на автозаправочных станциях (АЗС) покупатель может рассчитываться, как наличными, так и талонами. Там же была представлена форма отчетности в соответствии с которой АЗС представляли отчеты для уплаты налогов государству. Эта форма была удобна для всех сторон - покупатель получал скидку при покупке, а продавец - деньги авансом. Неожиданно Минфин усмотрел в данной схеме лазейку для ухода от налогов, и решил ее упразднить, заменив талоны на более прогрессивные пластиковые корпоративные расчетные карточки.
Согласно данным министерства, талоны наносят ущерб государству, не являются ценными бумагами и могут быть легко подделаны. Внедрить свое предложение представители министерства решили в самые сжатые сроки. А подумать о том, что цена их инициативы может оказаться неподъемной для значительной части продавцов нефтепродуктов, чиновники попросту не удосужились.
Исполнительный директор Союза «Importcompetrol» Виктор Гицу считает главной сложностью перехода на корпоративные карточки дороговизну системы обслуживания карточек. Стоимость каждой системы составляет 16 тысяч евро, а установить их придется на каждой АЗС. Это очень значительные суммы для тех, кто, к примеру, работает в селе и имеет две или три станции. Для крупных корпораций эти деньги не столь существенны, они вполне могут себе позволить подобные траты. Таким образом, создаются условия для вытеснения с рынка части конкурентов, которые просто не сумеют выполнить условия постановления, и окажутся вынуждены продать свои заправки монополистам.
«Претензии к тому, что талоны легко могут быть подделаны – полностью безосновательны, поскольку они имеют порядка восьми степеней защиты, - отметил Гицу, - К тому же, если кто-то купил у нас на заправках бензин по поддельным талонам, это наша головная боль. Кстати говоря, мы вполне контролируем ситуацию, и можем легко отследить фальсификаторов, поскольку на АЗС регистрируется номер заправленной машины и номер талона, который был предъявлен. С помощью карточки отследить подобные махинации намного сложнее, а украсть ее могут также, как и талоны».
Необходимость предложенных модификаций Минфин аргументирует не только тем, что талоны можно украсть или подделать. По мнению министерства, реализация нефтепродуктов по талонам приносит ущерб госказне на 237 млн. леев. «Но откуда взялась такая сумма?» – недоумевают владельцы АЗС.
Ежегодно в Молдове продается по талонам около 40% нефтепродуктов, что составляет порядка 200 млн. литров. Средняя стоимость бензина 10 леев за литр. Итого получается 2 млрд. леев. С этой суммы сразу же, как только куплен талон, перечисляется 20% НДС (штрафы за просрочку отчислений платить никому не хочется). Так бюджет пополняется на 400 млн. леев. Если учесть, что талоны дают покупателю скидку порядка 50 банов, то с этой скидки государство недополучает 17 млн. леев, так откуда же взялись 237 млн. леев?!
И вообще, с какой стати Минфин отнес эти деньги к ущербу государству? Ведь владельцы АЗС не положили их себе в карман, они поддерживали покупателя. Следуя логике министерства, все скидки, которые представляют магазины, тоже наносят ущербу государству. По сути, маркетинговая политика диктуется бизнес выгодой, и государство не должно регулировать эти моменты.
Также не понятно, каким образом талоны способствуют коррупции. Если даже водитель дает взятку полицейскому талоном, то это еще не повод отменять талоны. Кстати говоря, деньгами взятки дают чаще, но почему-то деньги пока никто не предложил отменить.
Сами по себе корпоративные карточки – безусловно, явление прогрессивное. И в столь любимой нами Европе талонами, конечно же, никто не пользуется. Но исходить надо из реалий, иначе прогресс превращается в прогрессорство. Многих наших водителей, особенно на селе, надо еще научить пользоваться этими дарами прогресса, не говоря уже о продавцах АЗС.
Есть и другая проблема – перебои в электроснабжении и телефонной связи. Как будут передаваться сведения о наличии средств на карточке в такой вполне обычной для наших сел ситуации?
Большие сложности возникают и у руководителей предприятий, которые прежде могли раздать определенное количество талов каждому водителю, работающему на фирме. Как разделить карточку – пока не знает никто. И ради чего все эти сложности? Ответ напрашивается сам собой – ищи, кому выгодно.
На сегодняшний день в Молдове действует 77 фирм по продаже топлива. Из них пять операторов - крупные, 72 - средние и мелкие. Сети пяти крупных компаний насчитывают 340 бензиновых заправок и 172 газовые. На долю остальных приходится 206 бензиновых АЗС и 132 газовых. Вот и получается, что борьба за прогресс и радение за поступления в бюджет оборачиваются открытой формой давления крупных игроков рынка ГСМ на конкурентов. Цель - подмять под себя заправки, принадлежащие небольшим фирмам.
Petrom-Moldova, LUKOIL-Moldova, Tirex-Petrol, Valiexchimp и Bemol Retail контролируют 95% импорта ГСМ в Молдову, а потому определяют оптовые цены. Влиять на розничные цены мешает «потолок» рентабельности. Он установлен на уровне 10%, хотя в действительности малые предприятия не получают более 2-3% прибыли.
Все перечисленные компании либо полностью принадлежат иностранцам, либо имеют смешанный капитал. Получается, что Минфин своим постановлением поддерживает иностранных монополистов в борьбе против местных компаний.
Борьбу за выживание небольшие компании, торгующие нефтепродуктами, ведут уже давно. В начале десятилетия на рынке ГСМ было 160 фирм, к настоящему времени осталось 70. Сколько фирм выстоят после новой инициативы Минфина?
Новости по теме
- Сегодня, 07:14
- Вчера, 17:14
- Вчера, 14:47
- Вчера, 13:00
- Вчера, 12:25
- Вчера, 09:53
- Вчера, 06:07
- 22.01, 16:24
- 22.01, 09:45
- 22.01, 08:14
Комментарии (2) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 07:14
- Вчера, 17:14
- Вчера, 14:47
- Вчера, 13:00
- Вчера, 12:25
- Вчера, 09:53
- Вчера, 06:07
- 22.01, 16:24
- 22.01, 09:45
- 22.01, 08:14
ДУШАТ.КТО-ТО БАБЛО ПОЛУЧИТ КОНКРЕТНЫЕ . ДЛЯ ЭТОГО ИМ И НУЖНА ВЛАСТЬ. ОБДУРИЛИ ЛЮДЕЙ.
К счастью, а может и наоборот - к несчастью, работаю в одной из вышеперечисленных крупных компаний. Непонятно откуда взялись разговоры о высокой стоимости терминалов? Какие 16000 Евро? Точную цифру не знаю, но цена не превышает 500 евро за терминал. Вот так людей и вводят.То что кража талонов или их фальсификация - головная боль предприятия - правда на 100 . Какое дело государству до фальсификации какого-то талона. который к тому же не является ценной бумагой? Кстати, талоны выпущенные в СССР были гораздо более защищенные чем те, которые печатаю сейчас."Большие сложности возникают и у руководителей предприятий, которые прежде могли раздать определенное количество талов каждому водителю, работающему на фирме. Как разделить карточку пока не знает никто."Эта проблема вообще решается легко - никаких проблем. Открывается общий счт на фирму, затем тем кому нужны были талоны выдаются карточки на которые установлен лимит - например, не более 200 лей в сутки. Можно больше, можно меньше - это вопрос денег на счету фирмы.Так что вс это вода в тазике.