Закон

Коррупция в США: найди 10 отличий

27.10.2013
«Америка отличается от многих бывших советских стран. Здесь дают взятки, чтобы нарушили закон,  а там – чтобы получить положенное по закону» - сказал мне маститый российский политолог, пребывающий сейчас на стипендии в одном из американских университетов. Сравнение – дело сложное, потому что культурные и законодательные нормы разных стран отличаются друг от друга. То, что для одних коррупция, для других - закон. Да и законы со временем меняются. Только недавно Верховный суд США отменил действовавшие почти сто лет законы, ограничивающие политические пожертвования. Так что то, за что раньше наказывали, теперь защищается из соображений свободы слова...
"Вращающиеся двери"
"США – не СССР. Пока у вас менты не берут взятки на улице, - говорит мой киевский друг, - то США не развалится". Впрочем, в Штатах коррупцией в полиции никого не удивишь.
Долгие годы полицию города Нью-Орлеана обвиняли в некомпетентности, служебных преступлениях, коррупции и даже убийствах людей. Люди в форме постоянно были под следствием.
Громкие процессы один за другим будоражили Нью-Орлеан. Против полицейских было заведено 20 уголовных дел. По самому громкому из них – расстрел шести безоружных на мосту Данцигера - пятеро полицейских были осуждены на срок 65 лет. Еще одно дело в середине 1990-х закончилось смертным приговором для хорошо известного в городе офицера полиции Лена Дейвиса.
Громкие процессы один за другим будоражили Нью-Орлеан. Против полицейских было заведено 20 уголовных дел. По самому громкому из них – расстрел шести безоружных на мосту Данцигера - пятеро полицейских были осуждены на срок 65 лет. 
Полностью провальная работа полиции во время и после тропического урагана "Катрина" стала последней каплей. В июле прошлого года после расследований ФБР была объявлена коренная реформа полиции Нью-Орлеана. Были изменены критерии набора правоохранителей, личный состав проходит переподготовку, все следственные действия теперь записываются на видео, патрульные машины оснащены видеокамерами. Реформа обходится городу в 11 миллионов за год.
Заместитель генерального прокурора США Том Перетц надеется, что соглашение между мэром города Мэри Ландрие, в ведении которой находится городская полиция, и министром юстиции Эриком Холдером успешно решат проблемы в полиции.
Время покажет, оправдан ли оптимизм прокурора Перетца, однако тень обвинений в коррупции падает на его босса, самого министра юстиции Холдера, и его коллег по министерству, занимавшихся преступлениями белых воротничков и расследованием деятельности банков, приведших к финансовому обвалу 2008 года. Их работа не закончилась ни одним обвинительным заключением.
К слову, после куда меньшего биржевого кризиса конца 1990-х годов благодаря тогдашнему Министерству юстиции, в различных финансовых преступлениях было осуждено около 1000 банкиров и финансистов довольно высокого ранга.
Нынешний же министр юстиции Холдер отличился еще во время работы в прокуратуре в президентство Клинтона. Он тогда был автором секретного меморандума, провозглашавшего, что банки и финансовые учреждения нужно оберегать от следствия. В финансовых кругах заметили старательного и дружественного к ним прокурора. Из кресла следователя Холдер пересел прямиком в кресло адвоката вашингтонской юридической фирмы Covington & Burling, защищающей самых крупных финансовых нарушителей. Холдер получал там 2,5 миллиона в год.
В 2009 году Холдер вернулся на государственную службу. Президент Барак Обама назначил его министром юстиции. Он стал первым афро-американцем на этом посту. Холдер привел с собой Ленни Брюэра, возглавлявшего в фирме отдел "белых воротничков", защищавший финансовых уголовников. Брюэр возглавил отдел уголовного преследования и всячески заботился, чтобы его бывшие клиенты не стали его подследственными. В одном из интервью Брюер признался: прежде всего, его заботит, что финансовые фирмы могут пострадать, если их менеджеры окажутся на скамье подсудимых.
Брюэра хорошо вознаградили, и после завершения работы в министерстве юстиции, он получил работу лоббиста с окладом $4 млн. в год.
Еще два юриста из Covington & Burling заняли при Холдере ключевые позиции, а первый заместитель Холдера Джеймс Кол пришел из другой, не менее одиозной юридической фирмы Bryan Cave LLP.
Вещи эти – обычные в корпоративно-бюрократических индустриальных комплексах – получили название "вращающиеся двери", когда чиновники, офицеры и прокуроры переходят на работу к тем, чью деятельность раньше расследовали. 
Холдер и его люди не только не завели ни одного дела против крупных банковских воротил, но и тщательно следили, чтобы на местах не появились такие дела. Когда генеральный прокурор Нью-Йорка Эрик Шнайдерман завел было уголовные дела за массовые нарушения законов банками при выселении людей из домов за долги, Холдер и его люди тут же надавили и заставили Шнейдермана подписать сделку с финучреждениями. Близятся выборы генерального прокурора Нью-Йорка, и теперь Шнейдерман говорит, что взамен он добился, чтобы из сделки исключили пункт о предоставлении иммунитета банкирам от дальнейших расследований по ипотечным преступлениям.
Впрочем, по недавно проведенному закону, срок давности на финансовые преступления и злоупотребления, приведшие к глобальному кризису 2008 года, составляет всего пять лет и истекает в сентябре 2013. 
 
Берут взятки, пока их дают
Штат Нью-Йорк, где Эрик Шнейдерман служит генеральным прокурором (кстати, не худшим) всегда славился политической коррупцией. В мае разразился далеко не последний скандал, когда выяснилось, что сенатор штата Ширли Хантли присвоила 88.000 долларов из благотворительного фонда, который она контролировала.
За день до этого федеральный судья рассекретил факт, что сенатор, в прошлом известная активистка в борьбе за гражданские права, собирала улики и тайком записывала разговоры семерых других законодателей, которых тоже обвиняют в коррупции. Среди них два бывших лидера сенатской фракции Демократической партии штата Малькольм Смит и Джон Сампсон, против которых тоже выдвинуты обвинительные иски.
Выяснилось, что 74-летняя сенатор записывала также откровения своих коллег сенаторов Эрика Адамса, Рут Хассель-Томпсон, Хозе Перальта, Вельманетты Мотгомери и депутата городского совета Нью-Йорка Рубина Виллса.
"Ничего нового последние аресты не принесли – написал мне Билл Махони из Нью-йоркской группы "Общественный интерес". Он сообщил, что за последние семь лет в штате разразилось 32 скандала с участием законодателей или старших чиновников администрации.
"Я буду очень удивлен, если этот скандал окажется последним в этом году", - иронически закончил свое письмо Махони. 
****** 
Законодательные органы в штате в течение десятилетий поделены между партиями. Демократы контролируют нижнюю палату - Законодательную ассамблею, а республиканцы контролируют Сенат.
"Если уж они садятся в кресло, - говорит профессор юридического факультета Колумбийского университета Ричард Бриффо, - то больше не должны беспокоится, что кто-нибудь бросит им вызов или будет критиковать".
Места законодателей штата более надежны, чем у членов Политбюро ЦК КПСС. Округи поделены между партиями так, что там практически не возникает никакой предвыборной борьбы. Более того, границы проведены так, что защищают сидящих на должностях политиков даже от конкуренции в своей партии.
 Хотя на выборах нет настоящей борьбы, но кандидаты собирают на свои кампании огромные деньги. Штатное законодательство позволяет индивидуальные пожертвования до 15.000 сенаторам и до 8.000 конгрессменам.
Нет и действенного надзора за расходованием средств. Формально, за использованием средств надзирает Штатная выборная комиссия, состоящая из двух республиканцев и двух демократов. Начать расследование можно, лишь если трое из членов комиссии за это проголосуют. Естественно, это может произойти, только если нарушитель отвержен обеими партиями. В опубликованном "Общественным интересомотчете выявлено более 103 тысяч нарушений закона о финансировании выборов.
Местные СМИ, заинтересованные в политической рекламе, не уделяют достаточного внимания коррупции в администрации штата. Бездействуют и правоохранительные органы на местах. Большинство уголовных дел по политической коррупции в штате заводят федеральные прокуроры.
В соседнем штате Нью-Джерси, который тоже славился коррупцией и организованной преступностью, нынешний губернатор Крис Кристи раньше служил генеральным прокурором штата. Кристи посадил на скамью подсудимых 125 чиновников и законодателей.
Нынешний губернатор Нью-Йорка Эндрю Куомо тоже был раньше генеральным прокурором штата, много говорил о необходимости законодательства по этике. Однако в бытность прокурором он никого не посадил, а это единственный язык, который понимают преступники. Куомо – часть системы, созданной еще при его отце, губернаторе Марио Куомо, контролировавшем политику штата в 1970-90х годах.
Бывший прокурор, а ныне преподаватель Колумбийского университета Даниэль Рихтман язвительно заметил, что "несколько хороших новых законов не помешают, однако взятки и сегодня незаконны в штате Нью-Йорк". Рихтман полагает, что пока в политических кругах царит уверенность, что можно безнаказанно брать взятки, их будут брать и давать.  
 
Коррупция – это не только взяточничество
"Бесспорно, у нас тут культура коррупции, - говорит Сеймур Лахман о штате Нью-Йорк. – Очень печально, что у нас тут самый коррумпированный штат в Америке".
Общественный проект "Порядочность власти штатов" (State Integrity) опубликовал рейтинг коррупции. Результаты исследования не подтверждают слов сенатора Лахмана. Нью-Йорк по порядочности власти находится на 37-м месте из 50-и. Общая оценка Нью-Йорка – двойка по пятибалльной системе.
Ни один штат не удостоился пятерки, и лишь пять получили четверку – Нью-Джерси, Коннектикут, Вашингтон, Небраска и Калифорния. Единицу заслужили Мичиган, Северная Дакота, Южная Каролина, Мэн, Виржиния, Вайоминг, Южная Дакота и Джорджия. Большинство штатов в самом низу – это малонаселенные западные штаты, где бытует либертарианская вера в то, что якобы в маленьких городках "всё по-соседски", "все знают всех" и обеспечивают честную власть.
"Это ужасная проблема, - говорит Тим Поттс, исполнительный директор общественной организации Democracy Rising PA, старающейся поддержать доверие граждан к государственным структурам. -  Самый лучший закон ничего не значит, если он не выполняется". 
Впрочем, если понимать под выполнением число осужденных, так штат Нью-Йорк как раз в этом рекордсмен. С 1976 по 2010 здесь было осуждено 2,5 тысячи чиновников и законодателей. В получившей четверку Калифорнии привлекли к суду 2,3 тысячи, а коррупционном Иллинойсе (где несколько губернаторов подряд получили срок заключения за коррупцию) – 1,8 тысячи.
Однако число приговоров не всегда свидетельствует о размахе коррупции. Как раз большое количество приговоров может означать, что система более прозрачна и лучше работает. Если за решетку село мало коррумпированных чиновников и законодателей, то вполне может оказаться, что это не коррупции меньше, а безнаказанности больше.
Общий уровень коррупции или оценки порядочности по штату не определяют и того, что творится на местах.
В сентябре прошлого года село на скамью подсудимых все городское начальство маленького рабочего городка Белль в Калифорнии с населением 38.000 человек. Они положили себе в карман 5,5 миллионов в виде незаконных начислений зарплаты, надбавок, льгот и займов.
Мэр городка клал себе в карман 800 тыс. зарплаты, а его полицейские останавливали автомобили и выписывали незаконные штрафы. Другой метод отъема денег у населения состоял в том, что полицейские увозили машины со стоянки, а чтобы выкупить ее, нужно было раскошелиться на 2000 долларов. 
*** 
Наверняка, те мои читатели, которые вооружены правильной теорией, точно знают, в чем причины коррупции. Республиканцы обвиняют демократов, либералы – консерваторов. Если читатели верят в теории заката Запада, то увидят в американской коррупции подтверждение своим умозаключениям.
Сторонники теории классовой борьбы твердо знают, что коррупция – это выражение внутренних противоречий капитализма, который неминуемо приведет его закату.
Уверенные в правоте свободного рынка, увидят здесь подтверждение того, что власть и плутократы коррумпировали истинный капитализм.
Бывший республиканский конгрессмен Дейвид Стокман, руководивший в администрации Рейгана Офисом управления и бюджета, выпустил недавно книгу "Великая деформация: Коррупция капитализма в Америке" (The Great Deformation: The Corruption of Capitalismin America). Главная мысль, изложенная на 719 страницах, заключаются в том, что американские элиты, правительство, Центробанк и другие "плохие парни" разрушили и коррумпировали великий американский капитализм, привели его в беспорядочное состояние.  Стокман одинаково развенчивает мифы либералов и консерваторов, одинаково резко критикует республиканцев и демократов, бизнес элиты и правительство.
Коррупция в цифрах
Согласно данным организации Transparancy international, 36% американцев полагают, что уровень коррупции в их стране сильно повысился, и лишь 7%, что понизился.
38%  полагают, что коррупция представляет серьезную проблему для Америки и лишь 6%, что нет проблемы.
20% полагают, что несколько больших групп интересов полностью управляют государством,  40% уверены, что это в большой мере так, и лишь 8% уверено, что влияние этих особых интересов ограничено.
23% уверено, что государство очень неэффективно в борьбе с коррупцией, 36% полагают, что борется неэффективно и лишь 5% заявило, что государство очень эффективно в борьбе с коррупцией.
76% американцев заявили, что политические партии коррумпированы или очень коррумпированы. Это даже чуть больше, чем в Украине (74%), и почти как в России (77%)
61% уверен, что парламентская система коррумпирована либо очень коррумпирована (77% - в Украине, 83% - в России).
58% американцев полагают, что СМИ коррумпированы либо крайне коррумпированы (всего 48%  - в Украине и 59%  - в России).
 42%  американцев полагают, что  судебная система США коррумпирована 
53% уверены, что бизнес в Америке коррумпирован (65% в Украине, 57% в России).
 42% полагают, что коррумпирована судебная система (87% - в Украине, 84%  - в России) и 43% заявили, что коррупция царит в системе здравоохранения (77%  - в Украине, 75%  - в России).
15% американцев заявили, что платили взятки за последний год в судебной системе, 11% давал взятки в системе образования, 17% платили взятки для обустройства инфраструктуры, 9% платили взятки в системе налогообложения, 17% для получения различных лицензий и регистрации и 9% дали взятку полиции (49% в Украине, в России опрос не проводился).
72% украинцев и 56% россиян не верят, что активность людей может сделать борьбу с коррупцией эффективной, а 76% американцев верят, что их гражданская активность поможет справиться с коррупцией и это уже внушает определенный оптимизм.  
 
 
Сommunitarian.ru

Комментарии (1) Добавить комментарии