Краткий курс истории ПКРМ
03.03.2009, 02:05


На второй день после инаугурации, 9 апреля 2001 года, Воронин встречается в Кишиневе с тираспольским лидером Игорем Смирновым. На их второй встрече, которая состоялась 16 мая в Тирасполе, Воронин подписывает со Смирновым серию протоколов, в которых обещает признать приднестровские паспорта и другие документы, гарантировать инвестиции в Приднестровье, рассмотреть вопрос о выплате Приднестровью компенсации за ущерб, нанесенный Молдовой во время конфликта 1992 года. Но после того, как летом силовые структуры Приднестровья не пропустили Воронина в Кицканский монастырь, отношение молдавского президента к Тирасполю резко изменилось. Во время кампании президентских выборов в Приднестровье осенью 2001 года прозвучали первые залпы пропагандистской войны между Ворониным и Смирновым, которая не утихает и сегодня. Именно тогда прозвучали слова Воронина "Со Смирновым и его бандой вести переговоры невозможно", которые на разные лады повторяются по сей день.
Что касается собственно партии коммунистов, то в последние годы она никакой позиции по Приднестровью не имеет, не формулировала и не обнародовала. Приднестровский вопрос в партии стал эксклюзивной прерогативой ее председателя-президента.
2002 год оказался совершенно пустым для приднестровского урегулирования. В июне посредниками был обнародован так называемый Киевский документ, в котором впервые конкретно заговорили о федерализации, но этот документ так и остался проектом.
В начале 2003 года Воронин обнародует инициативу о принятии новой Конституции Молдовы, в соответствии с которой Приднестровье получило бы статус субъекта молдавской федерации. На фоне работы конституционной комиссии летом 2003 года президент Владимир Воронин обращается к своему российскому коллеге Владимиру Путину с просьбой активнее помочь в урегулировании приднестровского конфликта. Путин командирует в Молдову заместителя главы своей администрации Дмитрия Козака, который проводит не один раунд челночной дипломатии между Кишиневом и Тирасполем, результатом которой стал проект меморандума о нормализации отношений между Молдовой и Приднестровьем, больше известный как "план Козака", или проект "ассиметричной федерации".
Этот документ был опубликован в правительственных изданиях Молдовы 18 ноября 2003 года, после чего в течении недели он активно обсуждался в молдавских СМИ, получив самые позитивные оценки президента.
24 ноября 2003 года появляются сообщения о том, что на следующий день утром в Кишинев для участия в церемонии подписания меморандума прибывает Владимир Путин. И тут в ход событий вмешивается Запад. Из Брюсселя Воронину звонит действующий председатель ОБСЕ Яап де Хооп Скеффер и сообщает, что эта организация не может одобрить российский меморандум. Здание администрации президента Молдовы навещает посол США в Кишиневе. Воронину звонили также генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер и верховный комиссар Европейского союза по внешней политике и безопасности Хавьер Солана.
Утром 25 ноября участники акций протеста оппозиции начинают сжигать российские флаги и портреты Путина - и в этот момент администрация Воронина объявляет о том, что визит Путина не состоится. Когда после обеда сам Воронин появился на публике, он производил впечатление человека, накачанного лекарствами и двигающегося "на автопилоте". Пресс-служба Воронина выступила с невнятным разъяснением, суть которого сводилась к тому, что Россия не смогла договориться с международным сообществом по поводу своего плана для Молдовы.
В тот же день Дмитрий Козак проводит в кишиневском аэропорту пресс-конференцию, на которой демонстрирует журналистам оригинал проекта меморандума, на каждой странице которого стоят подписи Владимира Воронина и Игоря Смирнова. Поведение молдавских партнеров Козак расценил как нечто находящееся "по ту сторону добра и зла".
С тех пор антиприднестровский и антироссийский драйв президента Молдовы постоянно набирает обороты. Сегодня позиция Воронина в отношении Тирасполя и Москвы мало чем отличается от позиции Христианско-демократической народной партии.
Предвыборное обещание разрешить конфликт не выполнено. На исходе первого срока президентства Воронина проблема Приднестровья находится от своего разрешения дальше, чем четыре года назад.
Вадим Митин