Политика

Кризис в ЕС: евро для всех или для избранных?

21.05.2010
И если бы только с евро. Плохо и с еврозоной, и с европейскими финансами, и с европейской политикой, и с европейским единством, и с Ангелой Меркель, и с Николя Саркози… И с выходом из финансового и экономического кризиса хуже, чем казалось. И с бюджетами всех 27 членов ЕС - беда. Каждому плохо по отдельности и очень нехорошо – всем вместе. И в ЕС уже говорят, что такого кризиса не было за все последние 50 лет, и еще непонятно, куда он может завести весь Старый Свет. И весь мир.

Все происходящее в ЕС очень похоже на то, что частенько случается с человеком, сильно запустившим свое здоровье: стоит такому пойти к врачу «провериться», как после одной выявленной болезни всплывают новые. Причем одна другой тяжелее. Сначала сделали «финансовую флюорографию» Греции, и оказалась, что она вся в долгах как в метастазах. Долго раздумывали – что делать. И когда, наконец, решили спасать, выяснилось, что спасать надо уже не только Элладу, но и Португалию, Испанию, Италию, стабильность евро. Сумма спасения со 110 млрд выросла уже до 750 млрд евро.

Теперь оказывается, что и этого может быть мало. Все отвратительно.

До такой степени, что канцлер Германии Ангела Меркель, которая никогда вроде в панических склонностях замечена не была (не та генетика), вдруг сделала прогноз в таких апокалиптических выражениях, что биржевые и валютные рынки почти впали в ступор, а соседи Германии по ЕС – в шок. И курс евро (самый низкий за последние 5 лет), и биржевые показатели в Лондоне, во Франкфурте-на-Майне и в Париже понеслись вниз. Меркель объявила бундестагу, что в опасности и евро, и европейская идея  вообще: «Если не выдержит евро, то не выдержит и Европа». Когда такие речи произносит глава немецкого правительства – главного гаранта евро и ЕС вообще, то значит с Европой (не говоря уже о евро) что-то действительно не в  порядке.

Но фрау канцлерин пошла еще дальше. Она объявила сразу несколько мудреных мер банковского регулирования и мораторий на целый ряд банковских операций, включая и запрет на операции с кредитными деривативами по государственным бондам внутри еврозоны. В переводе на мирской язык все это означает, что банкам заказано «играть» с рискованными кредитными обязательствами. Чтобы не провоцировать спекулятивные атаки на евро и не углублять кризис.

Поскольку в зоне евро все, что делает Германия, приходится делать и всем остальным, то всем остальным все это очень не понравилось. Не потому, что это неправильно - в принципе это можно и надо было сделать еще раньше,  а потому, что Берлин ни с кем об этом не посоветовался. Поэтому то, что сделала Меркель, добавило трещин на поле еврозоны и очень сильно раздражило ее соседей. Особенно Николя Саркози. Если верить французским газетам, то он сказал нечто вроде того, что если уж все так плохо, то его соседке не надо было все бросать и ехать в Москву на церемонию 65-й годовщины победы в Европе.

В общем, Германия так сильно «настучала каблуками», что президент ЕС Херман Ван Ромпей был вынужден созвать незапланированную встречу «по немецкой теме». Теперь министры финансов ЕС 21 мая срочно собираются на чрезвычайные консультации, чтобы Германия разъяснила им подробно, чего же она хочет.

А хочет Германия очень много. Меркель сейчас настаивает на полнейшей до этого «анафеме» в ЕС – пересмотре Лиссабонского договора о реформе. Таким образом, чтобы он включал в себя процедуры «упорядоченного банкротства» нарушителей внутренней бюджетной дисциплины в ЕС (дефицит не более 3% ВВП, что нарушают все). Брюсселю, считает Берлин, должны быть предоставлены права реального контроля над бюджетной отчетностью, реального контроля над экономикой, должны быть введены дополнительные налоги на банковские транзакции, чтобы банки не «соблазнялись» на рискованные операции. Причем Германия готова пойти на это в одностороннем порядке.

Вообще, не хотелось бы никого пугать. С евро дела действительно обстоят неважно. И сейчас многие эксперты уже говорят, что выход кое-каких стран из зоны евро – это не такая уж и невероятность, как могло показаться еще год назад. Еще до «греческого огня».

Одни могут выйти «по слабости». Например, Греция или Португалия (второй главный претендент на финансовую несостоятельность). Греция может оставить евро, вернуться к драхмам, девальвировать их (и таким образом удешевить свой экспорт) и начать экономический подъем. Правда, для этого ей надо будет списать все 300 млрд внешнего долга.

Германия, с другой стороны, может покинуть евро, по причине собственной силы. Ну и обиды, конечно: не хочется немцам тащить и платить за безалаберных, бесшабашных и безответственных южных «приживалок», которые тратят больше, чем зарабатывают. Такой вариант уже предложила немецкая Frankfurter Allgemeine Zeitung. Это, между прочим, газета, которая всегда отражала мнение самой консервативной германской экономической ортодоксии. А вся последняя собрана в партнере Меркель по правительственной коалиции – Свободной  демократической партии (СвДП). Так вот, «Франкфуртское время» заметило, что если кто-то (из зоны евро) не хочет шагать в ногу, то их надо выкинуть из строя, а еврозону сузить до нескольких сильных, экономически сопоставимых стран. Если же и это не удастся, то Германии стоит вообще подумать об «одиночном плавании». «Евро в одиночку», конечно, будет уже не евро. Но Меркель к такому «валютному экстремизму» сейчас не может не прислушиваться. Не все у нее самой хорошо.

После того как Ангела согласилась участвовать в выкупе греческих долгов (большая часть денег и для греков, и в фонд стабилизации евро поступит как раз из Германии – в общей сложности за 147,6 млрд евро), немцы уже не зовут ее как раньше «Mutti» - «мамуля». И все потому, что им не нравится, что Ангела согласилась «отдать их деньги» грекам. Партия Меркель ХДС/ХСС уже проиграла местные выборы в крупнейшей земле Германии Северный Рейн-Вестфалия и уже утратила контроль над верхней палатой – бундесратом. А бундесрат  утверждает многие законы.

И хотя Меркель не грозят никакие перевыборы вплоть до 2013-го года (последние выборы были в прошлом году), возглавляемая ей коалиция ХДС/ХСС и СвДП  вполне может развалиться до этого. Тревожные сигналы уже поступают. Свободные демократы угрожают «восстать» против Меркель, если она и дальше будет «раздавать немецкие деньги».

Брожение нарастает и в ХСС (это баварский близнец меркелевской ХДС). Лидер партии Хорст Зееховер (Horst Seehofer) открыто пожаловался газетам, что о планах (евроспасения Греции и роли Германии) он узнал по радио. А министр социальных дел в правительстве Баварии Кристин Хадертауэр (Christine Haderthauer) говорит о Меркель такое, что лучше ей бы и не слышать. Если союзники восстанут против Меркель, то она быстро полетит с поста сначала канцлера, а потом и лидера христианских демократов. И из одного из самых популярных канцлеров Германии превратится в предательницу ее интересов. Тут поневоле запаникуешь.

Комментарии (3) Добавить комментарии

  • x

    Ну конечно же отмывание Вы совершенно правы. Именно этим верхушка Евросоюза постоянно занимается, переливая миллиарды туда-сюда по Европространству, все оседает в их карманах, отдавать должны бюджетники, учителя, пенсионеры и прочая беднота. И в Молдову также вливают, чтоб отмыть-намыть себе пару миллиардов. Люди Проснитесь Не затаскивайте Молдову в долговую яму

  • x

    вызывает недоумение тот факт что европа дает нам кредиты, а сама находиться в тяжелом положении. уж не отмывание ли это денег.

  • x

    Интересно, наша власть читает молдавскую прессу? Может, прочтет и поймет, что нам в Европе делать нечего - им и своих забот хватает? И что такими темпами нас туда никто не то что не примет, но даже и не позовет. А кто знает, может ЕС доживает последние дни?