Политика

Как грантоеды обустраивают Молдову

25.11.2024, 19:05
{Как грантоеды обустраивают Молдову} Молдавские Ведомости

Многие слышали о том, что западные доноры выделяют десятки миллионов долларов на привлечение консультантов, которые дают якобы полезные советы по развитию и благоустройству Молдовы. Как реально тратятся эти деньги - можно понять на приведенном ниже примере.

CCIA опубликовала критический отчет о коррупции на государственных предприятиях Молдовы.

Что такое CCIA? Как сказано на их сайте, это независимый консультативный комитет по борьбе с коррупцией, который был создан в июне 2021 года указом президента как совместный независимый международный и национальный орган. Его основная цель - анализ системных проблем коррупции, которые затрагивают молдавские институты, и улучшение реализации антикоррупционных мер соответствующими сторонами.

«Комитет проводит исследования на основе достоверных фактов и источников, затем публикует свои рекомендации по оптимизации эффективности усилий Республики Молдова по борьбе с коррупцией. Затем CCIA оценивает реализацию указанных мер государственными субъектами и заинтересованными сторонами и публикует результаты.

Миссия CCIA заключается в укреплении понимания Молдовой общих и конкретных вопросов, касающихся крупномасштабной коррупции, и повышении ее потенциала для принятия соответствующих мер для большего влияния на жизнь граждан Республики Молдова», - так говорят о себе члены этого НПО.

В комитет входят следующие лица.  

Джеймс Вассерстром (на фото), сопредседатель CCIA. Эксперт и активист по борьбе с коррупцией. Он руководил борьбой с коррупцией в коммунальных службах в течение четырех лет в качестве старшего сотрудника административной миссии ООН в Косово; пять лет в Афганистане в качестве советника посольства США по борьбе с коррупцией; три года на Украине в качестве основателя и сопредседателя антикоррупционной комиссии. Он раскрыл предполагаемую преступность внутри ООН в Косово и ее сокрытие штаб-квартирой ООН в Нью-Йорке; ответные меры со стороны ООН привели к его увольнению.

Тамара Разин, сопредседатель CCIA. Эксперт в области макроэкономики и международных финансов. За 14 лет работы в Международном валютном фонде внесла вклад в различные проекты по статистике, в том числе написала несколько рабочих документов, составила руководства и правила по их составлению. Провела несколько миссий технической помощи в странах Африки, Азии, Европы и Ближнего Востока и разработала новую архитектуру обучения МВФ. Ранее Тамара Разин работала в нацбанке Молдовы, где курировала развитие банковского сектора.

Драго Кос. В настоящее время является председателем рабочей группы ОЭСР по взяточничеству в международных деловых операциях.

Лаура Штефан. Международный эксперт по судебной реформе, борьбе с коррупцией и отмыванием денег. С 2005 по 2007 год была директором министерства юстиции Румынии, отвечала за политику борьбы с коррупцией.

Лауренциу Хадыркэ. Юрист с подтвержденной историей работы в области прав человека, правовой реформы, борьбы с коррупцией, предотвращения конфликтов на Балканах, в Центральной и Восточной Европе, на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Более 15 лет профессионального опыта в различных международных организациях, включая ООН, ОБСЕ и ЕС, как в полевых миссиях (в РМ, Косово/Сербии, Албании), так и в центральных учреждениях (в Варшаве и Гааге).

Опубликованный 14 ноября 2024 года доклад, четвертый в истории этого НПО, о коррупции на госпредприятиях Молдовы содержит три страницы информации и 57 страниц разнообразных выводов и рекомендаций.

Из информации можно узнать, что, по данным ЕС и МВФ, в Молдове насчитывается около 900 государственных предприятий, из которых около трети работают на уровне центрального правительства, а остальные - на уровне муниципального или местного самоуправления. Эти организации являются либо АО, ООО, либо МП в соответствии с законами и постановлениями правительства РМ.

Эксперты CCIA цитируют отчет ЕС-023: «Государственные предприятия владеют активами стоимостью около 26 процентов ВВП и нанимают около 6 процентов активной рабочей силы. Они страдают от отсутствия адекватных практик корпоративного управления, неэффективности и слабого надзора. Это еще больше подрывает инвестиции частного сектора и конкурентоспособность экономики и создает фискальные риски. Сектор государственных предприятий по-прежнему нуждается в поддержке со стороны государства, поскольку около 40 процентов госпредприятий зафиксировали убытки в 2021 году, что на 5 процентных пунктов больше, чем в 2019 году».

Простите, а что, более свежих данных у НПО, созданного указом президента Молдовы, нет? За 2022-2023-й, да и 2024-й уже подходит к концу. Со связями на уровне президента можно было бы получать данные в режиме реального времени. То есть люди, не владеющие информацией о сегодняшнем положении дел, дают пространные рекомендации по исправлению ситуации!

«В 2019 году МВФ оценил финансовые показатели 326 государственных предприятий Молдовы и отметил, что рентабельность была низкой, - продолжают авторы доклада. - 60 процентов из них понесли чистые убытки, а семь секторов столкнулись с повторяющимися убытками с 2018 года.

Были оценены высокие уровни долга и рисков платежеспособности, которые оказались серьезными, особенно на муниципальном уровне. На конец 2018 года общий объем задолженности и просроченной задолженности по компаниям, по которым у МВФ были данные, составили соответственно 7,3 процента и 3,3 процента ВВП.

В конечном итоге этот уровень задолженности и просроченной задолженности влияет на результаты и увеличивает риски для правительства с точки зрения его способности собирать налоги и сокращать субсидии и кредиты для плохо работающих предприятий».

Но, может быть, с тех пор все поменялось? Ведь в 2021 году к власти пришли «эффективные менеджеры» PAS и у них было целых три года, чтобы хоть что-то изменить? Доклад об этом умалчивает.

Только 15 государственных предприятий, котирующихся на фондовой бирже, обязаны публиковать свои финансовые отчеты. Средние и крупные государственные предприятия применяют национальные стандарты бухгалтерского учета и предоставляют финансовую информацию агентству по государственным закупкам и НБС. Большинство государственных предприятий также отчитываются перед соответствующими министерствами.

Крупнейшими государственными предприятиями на центральном уровне, отмеченными в Базовом отчете пятого раунда мониторинга антикоррупционных реформ в Молдове: Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией (ОЭСР 2024), являются Moldtelecom (телекоммуникации), Franzeluța (хлеб и хлебобулочные изделия), Fabrica de Sticlă (Кишиневский стекольный завод), Poșta Moldovei (Почта Молдовы) и Calea Ferată din Moldova (Железные дороги Молдовы).

Многие госпредприятия Молдовы являются ключевыми в своих отраслях и представляют повышенные финансовые риски для правительства как владельца из-за их в целом слабых показателей и размера активов, инвестированных в эти субъекты, которыми государство должно управлять.

В настоящее время не существует четкой политики, определяющей обоснования и цели государственной собственности с четким разделением политических ролей и обязанностей между министерствами и агентством госссобственности, а также управленческих ролей между министерствами, АГС и самими государственными предприятиями.

Эти риски управления также актуальны для управления коррупцией: отсутствие прозрачности в финансовых операциях государственных предприятий и слабая подотчетность тех, кто злоупотребляет своим положением на государственном предприятии, увеличивают риски мошенничества и коррупции, сказано в докладе.

На этом информационная составляющая документа практически заканчивается. Ни финансовых показателей, ни ссылок на задокументированные случаи коррупции на госпредприятиях и связанных с ними министерствах нет. Следует ряд выводов, из которых можно понять, что за три года ситуация на проблемных ГП только ухудшилась. И огромное множество рекомендаций, как эту ситуацию исправить.

Несложно понять, что практическая ценность данного документа нулевая. Как, собственно, и результативность борьбы с коррупцией в Молдове в целом. Зато можно понять, на что уходят деньги, которые выделяются на борьбу с этой самой коррупцией, - понятно, что консультанты НПО CCIA получают не по три тысячи лей.

Также можно красиво отчитаться перед донорами – комиссия активно работает, строчит доклады, предлагает кучи рекомендаций и вообще скоро с коррупцией в Молдове будет покончено!

Желающие ознакомиться с полным текстом цитируемого доклада могут сделать это по адресу: https://ccia.md/en/2024/11/14/ccia-launched-critical-report-on-corruption-within-moldovas-state-owned-enterprises/

Владимир МАРТЫЩЕНКО

Комментарии (0) Добавить комментарии