Политика

Круговой контроль

14.01.2011
 
В народе говорят – первый блин комом. Судя по репликам, прозвучавшим в ходе обсуждения законопроекта, можно предположить, что и в отношении наших политиков поговорка вполне оправдана.
 
Назначенный премьер-министр В. Филат, которого внесенные поправки касаются самым непосредственным образом, был весьма сдержан и говорил лишь о функциях и составе президиума. По его словам, новая структура будет участвовать в организации работы правительства, в частности заниматься подготовкой повестки дня. «В этом президиуме будут работать премьер, первый вице-премьер и два вторых вице-премьера, что приведет к более скоординированной деятельности», - сказал Филат.
 
Зато у оппозиции претензий к новым поправкам было множество. Некоторые из них, правда, были скорее чисто эмоциональными. Так, депутат от ПКРМ Юрий Мунтян вспомнил, что практика президиума правительства существовала в правительстве СССР, и поинтересовался, намерен ли альянс строить коммунизм или все же собирается интегрироваться в Европейский Союз? При этом депутат то ли забыл, то ли умышленно умолчал о том, что в настоящее время президиумы имеется в правительствах многих стран, в том числе в России (он появился сразу же после того, как пост премьер-министра РФ занял В. Путин), а также в Румынии.
 
Еще один представитель оппозиции Елена Бондаренко предложила своеобразную альтернативу президиуму. По ее мнению, человек с кнутом мог бы дисциплинировать министров дешевле и эффективнее, чем любой дополнительный административный орган.
 
Более серьезно к сути вопроса подошел другой депутат-коммунист Игорь Додон. Он заявил, что создание президиума, который будет координировать работу правительства, - неконституционно и свидетельствует о сохраняющемся недоверии среди членов Альянса за евроинтеграцию. «В Конституции РМ конкретно указывается, что координация деятельности правительства входит в компетенцию премьер-министра. Это говорит о недоверии по отношению к назначенному премьеру!» - сказал И. Додон.
 
 «Консенсус» вызывает сомнения
 
Его мнение разделяет и политолог Игорь Боцан. Как он подчеркнул в комментарии для «МВ», поскольку в принятом документе говорится, что решения президиума будут приниматься на основе консенсуса, это означает, что функции данного органа выходят за рамки просто консультативных. «Консенсус должен использоваться при решении политических вопросов и выработке совместных стратегий, – говорит И. Боцан. – Но для этих целей, насколько я понимаю, создавался Совет АЕИ. Перенос политических методов на административную работу может дать совсем не тот результат, который ожидался. Из всего этого можно сделать вывод: создание новой структуры в правительстве – это признак недоверия к премьеру остальных членов АЕИ».
 
И хотя члены президиума не наделены правом вето, по мнению И. Боцана, президиум может блокировать действия главы правительства весьма просто. «Бывают случаи, когда решение необходимо принять очень оперативно, – поясняет аналитик. – Но достаточно, чтобы одного из членов президиума не оказалось на месте, как принятие решения затормозится».
 
Палки в колеса
 
Политический аналитик Богдан Цырдя также отметил существенные противоречия, возникающие в связи с появлением нового органа в правительстве. «В идеи создания президиума правительства, безусловно, есть и свои плюсы, - сказал он «МВ». - Неплохо, что появится механизм контроля деятельности правительства. Это позволит сделать работу Кабмина более предсказуемой, поможет придерживаться единой политической линии. Кроме того, политический капитал от принятых решений будет распределяться между всеми членами правящего альянса. И все же у данного решения есть существенные минусы, которые перечеркивают все возможные плюсы».
 
«Проблема в том, что президиум изначально создается для того, чтобы создавать препоны премьеру, - уверен Цырдя. - Он призван действовать против ЛДПМ. И в итоге только еще больше расширит трещину, которая зреет в основании нового Альянса за евроинтеграцию. И Совет АЕИ и президиум правительства – это группы контроля».
 
В ответ на решение коллег по альянсу лидер либерал-демократов В. Филат заявил о создании в составе Госканцелярии контролирующей группы при премьер-министре, которая будет проверять исполнение решений и указаний. «Наши ведомства никак нельзя «заподозрить» в излишней активности и избытке инициатив, – комментирует инициативу премьера Б. Цырдя, - а «букет» дополнительных контролирующих органов еще больше затормозит работу министерств. В итоге толку не будет».
 
Много шума из ничего
 
По мнению экс-министра экономики Александра Муравского, создание президиума Кабмина не меняет сути принятия правительственных решений - окончательные решения принимаются большинством голосов министров. «По сути, президиум в нашем правительстве существовал всегда, - отметил Муравский. - Просто это был неофициальный орган. Когда я был министром, для разработки повестки дня собирались тогдашний премьер-министр Ион Стурза, я и Влад Филат, как госминистр, и мы обсуждали этот вопрос. Сейчас этому органу просто придали официальный статус».
 
В связи с этим А. Муравский уверен, что шумиха, поднятая вокруг президиума, не имеет под собой никаких оснований, ведь юридическую силу имеет только решение, которое принято правительством.
 
«В коалиционном правительстве, конечно, возникают разногласия по определенным вопросам, у руководителей разных министерств имеются различные точки зрения. Но ситуацию изначально нельзя доводить до крайнего антагонизма, - отметил экс-министр. - В 99% случаев решения должны приниматься на основе консенсуса. В любом случае правительство должно выступать как единый орган и уметь договариваться».
Ирина Красильникова

Новости по теме

Все материалы →

Комментарии (0) Добавить комментарии


Новости по теме

Все материалы →