ПМР

Кто спаивает приднестровцев?

05.05.2009, 09:50
{Кто спаивает приднестровцев?} Молдавские Ведомости
ВодкаМуж убил свою жену

Рыбничанин Н. убил свою жену. Он пришел домой во хмелю, а супруга пристала с ненужными вопросами. Тогда Н. ударил ее ножом. Женщина скончалась. Протрезвев, муж схватился за голову, да поздно.

В чем парадокс этого случая? Он ужасен своей заурядностью.

Почти такая же трагедия произошла в Григориополе. Совсем не обрадовалась супруга 28-летнего Д., когда открыла ему вечером дверь: подвыпивший муж вернулся с другом и бутылкой. Чтобы образумить вторую половину, Д. избил ее до полусмерти и разорвал паспорт.

48-летний тираспольчанин в такой же ситуации отправил в больницу с сотрясением мозга не только жену, но и 12-летнюю дочь.

В Каменке врачи с трудом спасли 90-летнюю старушку. Ее избили пьяные внук с приятелем, требуя денег "для продолжения банкета".
Ночью в Тирасполе с пятого этажа свалился молодой человек. Обстоятельства пока не выяснены, но пострадавший был пьян. Он попал в реанимацию.

По сводкам МВД непризнанной ПМР, большинство грабежей, наездов, поджогов, убийств, суицидов в регионе совершается выпившими людьми.


По следу "зеленого змия"

А если выйти из криминального поля? Здесь жертв еще больше. Тот, кто много пьет, рискует получить сердечный приступ, инсульт, заработать цирроз печени, онкологическую патологию.

В 2008-м в Приднестровье ушло из жизни около 6000 человек, а родилось вдвое меньше. Средняя продолжительность жизни в регионе 64 года. Все чаще умирают мужчины до 40. Среди наиболее частых причин смерти называют сердечно-сосудистые, онкологические заболевания, проблемы с желудочно-кишечным трактом и отравления. Среди этих отравлений - значительный процент скончавшихся от алкоголя.

Высок уровень младенческой смертности. Врожденные аномалии составляют 25 процентов.

Какое количество людей убило спиртное? Такие данные не публикуются, хотя "след" "зеленого змия" и в официальных данных отчетливо виден. В России пришли к выводу, что каждая третья смерть в стране связана с ним. Вообще оценка алкогольной смертности - штука тонкая. Ведь от спиртосодержащих напитков умирают по-разному - допиться можно и до инфаркта, а не только до цирроза печени или панкреатита.
А уж о том, что у друзей "зеленого змия" родятся нежизнеспособные или больные дети, и говорить не стоит.

В той же России считают, что население может вырасти чуть ли не вдвое, если объявить войну пьянству. Наверняка и в Приднестровье было бы совсем другое соотношение рождений и смертей. Но, может быть, сравнение с Россией не совсем оправданно? Все-таки там пьют водку, а у нас, в краю виноградников, предпочитают тоже водку. Причем самую дешевую наверняка фальсифицированную. Ею торгуют в магазинах, киосках, "на точках".


Семь покойников

В Бендерах немало точек, хорошо знакомых всем окрестным алкашам. Одна носит весьма красноречивое название - "Семь покойников". Не случайно, конечно. Несколько здешних клиентов отправились прямиком на кладбище, остальные счастливчики попали в больницу. Однако это местечко пользуется прежней популярностью, а завсегдатаи почти с гордостью идут "на профессиональный риск". Сюда подтягиваются с утра, чтобы "опрокинуть стаканчик", конечно, не вина, а "огненной воды".
В Тирасполе, Рыбнице, Григориополе, Дубоссарах, Каменке вам назовут свои адреса. Они ни для кого не секрет.

Впрочем, "паленую водку" предпочитают не только асоциальные элементы. Известны многочисленные случаи отравлений некачественным продуктом во время вполне добропорядочных семейных застолий.

Россия официально признала: каждая вторая бутылка водки в стране фальсифицирована. В Приднестровье наверняка две из трех бутылок "беленькой" - суррогат. Причем, покупатели чаще всего не обманываются на этот счет.

Поговорите с любым приднестровцем мужского пола, и он в два счета объяснит, почему предпочитает употреблять паленую водку, а о вине речь вообще не идет.

Она стоит в два раза меньше самой дешевой "правильной": 5-6 рублей (около 6,25-7,5 лея). Вино ненамного дороже. Но водка значительно крепче и "быстрее вставляет", а это та же экономия. И, наконец, доступна любому мальчишке: купить бутылку суррогата можно на каждом шагу, в любое время суток, без всяких возрастных ограничений. Правила торговли спиртным соблюдают только в супермаркетах "Шериф".


Пей и все пройдет?

"Вывожу из запоя...". Местные знахари, обещающие исцеление от глобального зла, пользуются спросом в регионе. Кажется, больше и обратиться-то здесь не к кому.

Редкую приднестровскую семью обошла эта беда: пьют мужчины и женщины. А на учете как хронические алкоголики стоят всего три тысячи человек, 150 из них несовершеннолетние. Смешная цифра для региона. Даже призывная комиссия Слободзейского района забила тревогу: каждый третий потенциальный солдат - уже хронический алкоголик. А ведь медосмотр проходят и те, кто еще не достиг 18 лет.

Алкоголизм по традиции в регионе просто не считается болезнью. Лечиться начинают в лучшем случае, когда уже допьются до зеленых чертиков.
Широко разрекламирована в приднестровских СМИ операция "Мак", которую милиция проводит в Приднестровье летом и осенью, пока цветет этот красный цветок и зреет конопля.

Усердие правоохранительных органов доходит до смешного. Если участковый заметит, что на улице у чьего-то забора контрабандой вырос хотя бы один экземпляр такого наркосодержащего растения - берегись, домовладелец. Напрасно будет полуслепая бабушка уверять, что отнюдь не культивировала дурман в целях продажи, а просто не заметила сорняк. Штраф ей придется заплатить.

Общественные организации тоже в меру сил стараются помочь: бесплатно раздают наркоманам шприцы, ведут с ними профилактические беседы. Это, конечно, важно и нужно: СПИД он тоже не спит. Сейчас всем миром ополчились еще на табакокурение.

Зато вокруг алкоголиков словно воцарился заговор молчания. С ними не работает общественность, обходит стороной власть.

Об операции "Зеленый змий" не слышно ровным счетом ничего. А ведь можно было бы провести рейд по торговым точкам, которые торгуют спиртным в неположенное время да еще отпускают его несовершеннолетним. Благо МВД не раз рапортовало: возродился и успешно действует институт народных дружин. Им и карты в руки. А как эффектно можно было бы закрыть подпольный цех по производству паленой водки.

Но лишь в 2007-м "Новый регион" скупо сообщал, что на дубоссарском автовокзале был прикрыт подпольный цех по производству суррогатного коньяка под "квинтовский". Бутылка стоила меньше 2 долларов - около 15 приднестровских рублей. Глава Дубоссарской госадминистрации Игорь Мазур тогда заметил, что "работа правоохранительных органов по пресечению подобной деятельности является малоэффективной". За весь 2006 год и первый квартал 2007-го было составлено всего три протокола на изготовителей и продавцов фальсифицированного алкоголя.

А в январе 2009-го в СМИ была широко представлена информация, как некому Александру Рожко удалось легко отделаться за то, что он, используя чужой товарный знак, производил и продавал фальсифицированные спиртные напитки в крупных размерах. Сначала он получил пять лет условно и штраф в 132 тысячи рублей (165 тысяч леев), потом вообще попал под амнистию.

С "зеленым змием" в регионе не борются даже на бумаге. Антиалкогольная реклама не встречается ни в каком виде: даже пресловутую печень пьяницы не демонстрируют в назидание школьникам. Ни одна из десяти партий, действующих сегодня в регионе, не сделала своим приоритетом здоровье нации.


Крыша - МВД?

В Приднестровье не устают говорить о жертвах 1992 года и требовать к ответу виновных. Тогда погибли около тысячи человек. Однако в регионе уже давно свирепствует другая война - алкогольная. Она убила гораздо больше людей.

Производство суррогата прибыльнее, чем даже продажа оружия. Сырья - причем самого дешевого - требуется немного, а вода всегда под рукой. Зато прибыль составляет сотни процентов.

Торговля спиртным всегда было монополией государства. Оно контролировало весь процесс, включая качество товара. Но тут уж все зависит от того, насколько власть заботится о своем населении. Если, конечно, она вообще заинтересована в том, чтобы на этой земле жили люди.

Ведь очень странно, что людей штрафуют даже за куст конопли у калитки, а производство фальсификата в Приднестровье приобрело огромные масштабы. Не хотелось бы верить, что в производстве поддельной водки заинтересован кто-то из МВД непризнанной ПМР.


Денис ТОКАРЕВ

Комментарии (0) Добавить комментарии