Закон

Кто в Кишиневе сильнее закона

18.06.2010
{Кто в Кишиневе сильнее закона} Молдавские Ведомости
О том, как в молдавской столице попирается закон, «МВ» писали 7 мая с.г. В статье «Сигаретный скандал Дорина Киртоакэ» рассказывалось, как предприятие «Cebacot» при поддержке столичного мэра нарушает запрет Кишиневского муниципального совета на установку табачных киосков в историческом центре города.
 
 
Напомним, разрешение на установку киосков владелец предприятия М.Чебан получил на основе своего же обращения к градоначальнику, которое подал как муниципальный советник. После того как Киртоакэ, превысив полномочия, сделал исключение для одного из торговцев сигарет, М. Чебан стал членом партии, в которой мэр является вице-председателем.
 
Потом Киртоакэ издал собственный запрет на установку киосков. То есть фактически передал самому себе право принимать решения по вопросам, которые находятся в компетенции Муниципального совета.
 
Недавно, «МВ» стало известно, что Муниципальная прокуратура
провела проверку по факту выдачи столичной мэрией «эксклюзивного» разрешения «Cebacot» SRL на установку 20 табачных киосков в центральной части города. Проверка выявила массу интересных фактов.
 
Прокуратура установила, что распоряжение генпримара №102-d  - которым был отменен запрет в отношении «Cebacot» - было незаконным. Во-первых, потому что распоряжения примара  находятся ниже решений Мунсовета в иерархической «лестнице» нормативных актов. Во-вторых, согласно ст. 14 Закона о местной публичной администрации, именно Муниципальный совет «управляет имуществом, относящимся к публичной и частной сферам муниципия», а также «утверждает градостроительные планы и планы обустройства территории».
 
Прокуратура разобралась, что все киоски «Cebacot», действительно находятся в исторической части города и на его центральных проспектах, где их установка запрещена категорически. А также выяснила - все авторизации на установку 20 киосков «Cebacot» были подписаны и выданы еще до того, как генпримар аннулировал запрещение для фирмы «Cebacot».
 
Тут обнаружился еще один любопытный факт. В авторизациях было написано, что их обладатель имеет право продавать в этих точках «прессу, канцелярские принадлежности, карточки GSM, жевательную резинку, бакалею и табачные изделия». Дело в том, что «Cebacot» создавался как сеть табачных киосков. А продавать помимо сигарет прессу взялся, после того как появилось приложение к Регламенту о выдаче авторизаций коммерческим и социальным предприятиям на территории мун. Кишинев. Оно разрешало в исключительном порядке устанавливать лишь киоски для продажи прессы, прохладительных напитков и мороженого.
 
Кстати, еще месяц назад в ассортименте киосков «Cebacot» помимо сигарет фигурировали лишь три-четыре наименования газет. А теперь там можно приобрести также книги и напитки. Какова скорость решения вопросов! Вероятно, прокуратура – орган не столько надзирающий, сколько стимулирующий.
 
Впрочем, в отношении «Cebacot» Муниципальная прокуратура предпочла ограничиться именно надзором. Затевать судебное разбирательство с целью аннулировать выданные «Cebacot» авторизации она не стала. Предлог, который выбрали прокуроры, обезоруживает. Мол, Муниципальная прокуратура уже обращалась в интересах государства в Апелляционную палату Кишинева с подобным иском, но судебная инстанция отказалась принимать заявление.
 
История, замешанная на деньгах и политике, получила широчайшую огласку, ударилась о гранит главного надзирательного органа столицы и снова откатилась в сумрачные чиновничьи коридоры. Муниципальная прокуратура передала все материалы территориальному органу Госканцелярии  (ранее  Управление административного контроля при Министерстве местной публичной администрации). Эта структура компетентна в проведении контроля в органах местной публичной власти. Теперь ей предстоит подвергнуть проверке каждую выданную примэрией авторизацию. Если будут выявлены нарушения, она инициирует гражданское разбирательство по каждому конкретному случаю.
 
Такое разрешение проблемы для владельца предприятия «Cebacot» оптимальное. Чебан убежден, что все было законно. Ошибкой он считает запрет на установку киосков, подписанный бывшим и.о. генпримара В. Иорданом. В письме на имя Киртоакэ, Чебан заметил, что, получив от В. Урсу (он был и.о. мэра до Иордана) разрешение на установку киосков, «Cebacot» «легально инвестировал серьезные ресурсы» - на изготовление киосков, получение авторизаций и др. А запрет Иордана создал «повод для конфликта материальных интересов, который повлечет за собой ущерб для муниципального бюджета».
 
Конечно, можно допустить, что молодой мэр просто испугался угроз судебными разбирательствами. И просто не разобрался в ситуации, или запамятовал, что запретил установку киосков не Иордан, а муниципальный совет, и никакие разрешения Урсу просто не имели законной силы… А когда разобрался в ситуации, было уже поздно – Чебан стал соратником по партии. Выгодным соратником (как писали «МВ», по самым приблизительным подсчетам, личный доход Чебана от функционировании 20 табачных киосков составляет примерно 2 млн. леев год. Часть этих денег наверняка пойдет на избирательную кампанию ЛП).
 
Однако такое предположение к реальности никакого отношения не имело бы. В марте нынешнего года Киртоакэ издал собственное распоряжение о запрете на установку киосков, и в присутствии тележурналистов сам участвовал в сносе мелких точек розничной торговли. Никаких опасений по поводу возможного ущерба для столичного бюджета, у мэра не возникло. А ведь ущемленные в своих материальных интересах предприниматели тоже могли потребовать от горадминистрации компенсации сделанных инвестиций через суд. 
 
Что ж, завидуйте, галантерейщики и кардиналы. Сила – это табачники и генпримары.
 
 
 
Станислав Борейко, Анна Литвиненко

Комментарии (3) Добавить комментарии

  • x

    zzz это у тебя глаза на заднице или закрыты зелеными бумажками, законы действительно не работают.

  • x

    Pervomu.. U tebea vzglead iz g...pi..

  • x

    Просто поражаюсь, уже столько сказано и написано об этом сигаретном скандале Киртоакэ, а киоски до сих пор стоят. Дело умело топится в административных кулуарах. Т.е. концов не найти, закон в стране абсолютно не работает. Зато Филат с Гимпу нагло утверждают, что при их власти Молдова на глазах становится правовым государством. И киоски не единственный пример, что законы в стране не работают и не соблюдаются, особенно-верхними эшелонами.