Закон

Кто ж его посадит, он же взяточник?

14.12.2009, 14:44
{Кто ж его посадит, он же взяточник?} Молдавские Ведомости

Мероприятие проходило в Национальном институте юстиции и объединило руководство ЦБЭПК, генеральной прокуратуры, представителей правительства Молдовы, гражданского общества, средств массовой информации и других государственных и негосударственных учреждений, в том числе Transparency International Moldova.

Было отмечено, что борьба с коррупцией является одним из приоритетов нынешнего правительства лозунг, впрочем, повторяемый всеми политическими силами – старыми и новыми.

По данным Transparency International Moldova в этом году наша страна достигла рекордного индекса восприятия коррупции за десятилетний период. Он равен 3,3 пунктам, что, тем не менее, далеко от совершенства. Страны, в которой коррупции нет вовсе, этот показатель должен равняться 10 пунктам, хотя даже государства-лидеры списка с самым благоприятным антикоррупционным климатом значения этого не достигли. Кстати среди стран СНГ Молдова по степени коррумпированности находится на предпоследнем месте. Наилучшие дела в этом плане у Грузии.

Если же перестать сравнивать, можно утверждать – Молдова является государством с высокой степенью коррумпированности практически всех властных институтов.

Директор ЦБЭПК Виорел Кетрару отметил: «Работа Центра и других органов по борьбе с коррупцией неэффективна, и не достигает своих целей. Мы пытаемся понять – почему за год выявлено около 900 случаев коррупции и только 65 обвинительных приговоров?». Ответ на этот вопрос господин Кетрару сможет найти, если взглянет на статистику коррупционности судей. Как ни странно, она нулевая, хотя исследования ее восприятия подтверждают широкую распространенность этого явления. На вопрос журналистов - в чем причина такой ситуации Виорел Кетрару саркастически заметил: «Раз нет расследованных случаев коррупции среди судей, значит, они не берут взяток. Возможно это наш промах, наша недоработка».

Озаботило главу ЦБЭПК и то, почему крепкая рука правоохранительной системы не касается высокопоставленных госслужащих-взяточников на фоне утверждений о том, что коррупционный спрут опутал практически все властные институты. Кстати, данные генеральной прокуратуры подтверждают слова директора ЦБЭПК. За 11 месяцев 2009 года к уголовной ответственности было приговорено 38 сотрудников полиции, 31 госслужащий, 6 таможенников и 94 человека из других категорий – образования, здравоохранения, лица, дававшие взятки и т. д. Большинству из них можно дать определение: «мелкий взяточник». По этому поводу высказался генеральный прокурор Валерий Зубко: «необходимо заняться ловлей крупной рыбы».

Судя по всему, нам в скором времени следует ожидать громких разоблачений нечистых на руку чиновников высшего ранга. Ждем с нетерпением.

Примечательно, что к лишению свободы за коррупцию были приговорены лишь 17 человек. Это больше, чем в прошлом году, но на крупные баталии противовзяточной войны это не похоже. Так, отвлекающие маневры.

Самое распространенное наказание за коррупционные и связанные с ними преступления – это штраф, примененный в отношении 55 осужденных. Куда более суровым в этом плане наказанием является лишение права занимать определенные должности и осуществлять определенную деятельность (42 приговора).

Участники конференции отметили и некоторые особенности молдавской коррупционности. Исследования подтверждают, что у большинства наших граждан чрезвычайно терпимое отношение к коррупции, что создает благоприятные условия для ее развития. Об отношении к коррупции свидетельствует и то, что

в адрес ЦБЭПК в текущем году поступило около тысячи заявлений. Между тем большая часть из них – анонимного характера, что может говорить о неполной вере лиц, подающих устные петиции в возможности благоприятного решения коррупционной проблемы правоохранительными органами. На конференции было отмечено, что выросло целое поколение, воспринимающее коррупцию как норму. По единому мнению собравшихся при искоренении коррупции необходимо основываться на недопущении условий, создающих стимул и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий. Был приведен пример, когда сначала молодой человек заканчивает за взятки школу, потом вуз, затем становится работником госоргана, и с этого времени сам начинает зарабатывать подобным образом, как бы отрабатывая ранее вложенные в него средства.

Среди причин, порождающих коррупцию – низкие зарплаты госслужащих. Вместе с тем, по мнению Виорела Кетрару ни 5, ни 10 тысяч леев в месяц не остановят взяточника. «Нужно выработать стратегию, при которой учитываются личные качества госслужащих. Кроме уничтожения коррупционных условий, необходимо не допустить ситуацию, когда на место уволенного коррупционера приходит человек с теми же намерениями. Вместе с тем, мотивировать служащего высокой зарплатой и социальными гарантиями тоже важно».

Среди прочего участники конференции часто упоминали значение СМИ в предупреждении и борьбе с коррупцией. В этот же день генеральный прокурор Валерий Зубко был гостем на пресс-конференции, организованной Центром журналистских расследований. По его словам в этом году прокуратура отреагировала на информацию о различных нарушениях, которая содержалась в более чем 800 публикациях. По мнению Валерия Зубко, СМИ и успехи борьбы с коррупцией напрямую связаны друг с другом. Свобода слова и СМИ относят к наиболее действенным инструментам контроля над коррупцией и бюрократией. В этой связи, хочется переиначить известную поговорку «собака лает – караван идет» на «СМИ лает - коррупционный караван идет».

Станислав ЛЕМН

Комментарии (1) Добавить комментарии