Закон

Лагерная история

25.06.2010
{Лагерная история  } Молдавские Ведомости
Двое мальчиков заявляют, что были изнасилованы, девочка – что воспитательница обругала ее матом. Директор Национального центра по предотвращению злоупотреблений по отношению к детям Даниела Сымботяну заявила, что в прошлом году в центр поступило пять подобных жалоб от родителей, а в этом году – уже четыре. Причем все прошлогодние «страшилки», по ее словам, подтвердились. Пребывание в таких заведениях, похоже, становится небезопасным и требует особого внимания властей. Но не менее пристального внимания требует и то, как реагируют на подобные инциденты сами власти и всевозможные «компетентные лица».
 
Такие разные мнения
 
Информация, попавшая в прессу на прошлой неделе, исходила от родителей двух мальчиков, семи и восьми лет. Дети, приехав из лагеря «Андриеш», который находится в Оргеевском районе, рассказали, что были изнасилованы другим ребенком. Первые заявления были осторожными, выдвигалось предположение, что, возможно, дети «просто играли «в игру с сексуальным оттенком», и ничего страшного на самом деле не произошло».
 
Этой точки зрения придерживается, в первую очередь, директор этого лагеря, утверждающий, что «об изнасиловании не может быть и речи», и что родители «просто преувеличивают».
 
Иное мнение выражает парламентский адвокат по правам ребенка Тамара Плэмэдялэ, которая, побеседовав с родителем одного из предполагаемых потерпевших, сказала, что «факт изнасилования вполне может подтвердиться». Она пообещала оказать юридическую поддержку родителям ребят, чтобы те могли обратиться в суд и защитить права своих детей.
На фоне всего этого чрезвычайно интересной выглядит предпринятая мэром Кишинева Дорином Киртоакэ «инспекция» двух летних лагерей в Вадул-луй-Водах. Особенно неоднократно прокомментированное им «разбирательство» по поводу воспитательницы лагеря «Зымбетул», которая, по словам пожаловавшейся девочки, «кричала на нее матом». Мэр вынес этот случай на обсуждение Муниципального совета и порекомендовал привлечь воспитателя к ответственности. В ответ ему прислали заявление о хорошей репутации сотрудника летнего лагеря. Любопытно, что сама воспитатель виновной себя тоже не считает, обвиняя ребенка в «чрезмерной ранимости».
 
Что делать?
 
Мэр на заседании подчеркнул, что привлекать к ответственности надо не всех подряд, а только виновных. Он заявил, что проверенные им два лагеря – «Зымбетул» и «Кемпинг» - не единственные, и в ближайшее время он намерен «внезапно посетить» и другие детские базы отдыха.
 
В это же время парламентский адвокат по правам ребенка обратилась в Оргеевскую прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело и разобраться с происшедшим в лагере «Андриеш». Оргеевская полиция уже расследует этот случай, хотя никаких заявлений от граждан, по словам заместителя комиссара полиции этого района Александра Чобэнаш, к ним не поступало.
 
Правоохранительные органы выводов делать не спешат. И это вполне логично. Ведь для вердиктов им необходимы неопровержимые доказательства, а их пока нет. Дети все еще проходят медицинское обследование, а младший из них – и психологическую реабилитацию.
 
Тревогу бьет лишь Национальный центр по предотвращению злоупотреблений по отношению к детям, утверждая, что в последние годы участились случаи изнасилований и сексуальных домогательств среди детей друг к другу. Впрочем, недавний отчет «UNDP Moldova» по соблюдению прав человека в системе образования говорит еще и о том, что насилие к детям применяется не только сверстниками, но и самими преподавателями. В частности, 42% опрошенных исследователями преподавателей сказали, что в «исключительных случаях» применяют к ученикам насилие, и только 20% заявили, что никогда этого не делают. При этом 64% опрошенных учеников рассказали, что подвергались насилию со стороны преподавателя хотя бы один раз, а 18% упомянули, что такие случаи в их учебных заведениях имеют место очень часто.

Кто виноват?
 
Мальчику, о котором говорят, что он изнасиловал двух детей в лагере «Андриеш», всего 10 лет. Пока родители забрали его из лагеря и никак не комментируют случившееся. Да и комментировать, собственно говоря, нечего. По нашему законодательству, десятилетний ребенок не несет никакой ответственности за совершенное преступление, каким бы оно ни было. Обычно таких детей просто берут на учет, а к ответственности привлекают родителей – за то, что «недосмотрели». Но в данном случае, если вина ребенка в изнасиловании двух мальчиков будет доказана, ответственность падет вовсе не на родителей, а на руководство детского лагеря отдыха «Андриеш», которое на период, пока ребенок там находится, несет ответственность за его поведение.
 
По закону, в случае если проведенная медиками экспертиза подтвердит факт изнасилования, к ответственности за «недосмотр» будут привлечены воспитатель и директор лагеря. В этой связи совершенно другую окраску приобретает заявление матери одного из мальчиков, которая сказала, что «после того как инцидент был обнародован, руководство лагеря предложило ее ребенку бесплатную путевку в этот же или другой лагерь».
 
Беспокойство директора понятно – никто не хочет таких инцидентов среди подопечных, да и ответственности за них, конечно, тоже. Но также смешно предлагать путевку в этот же лагерь пострадавшему, по мнению матери, ребенку.
 
Эти несколько случаев, вкупе с заявлениями об их «не единичности», по идее, должны были сразу подвигнуть Министерство образования и Министерство труда, социальной защиты и семьи на массовые проверки. Ведь дыма без огня, как известно, не бывает. Но Министерство просвещения отреагировало только неделю спустя, приняв точку зрения парламентского адвоката и издав распоряжение, адресованное руководителям управлений образования и директорам лагерей отдыха, в котором требует обратить пристальное внимание на случай в летнем лагере «Андриеш».
 
В остальном власти пока молчат, предпочитая выжидательную тактику. Зато говорят те, кому нужен пиар. И никого не смущает, что все это - за счет страшных инцидентов, возможно, происходящих с детьми не только в летних лагерях, но и в учебных заведениях.  
 
Евгения Кириллова

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    В декабре 1917 года территория Бессарабии, с 1812 года входившей в состав Российской империи, была оккупирована Румынией. При этом румынская оккупация Бессарабии никогда не признавалась СССР. В 1924 году на территории Приднестровья и сопредельных районов Украинской ССР была образована Молдавская автономная ССР в составе УССР. 28 июня 1940 года СССР вернул Бессарабию, в результате объединения которой с МАССР была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика. Юг Бессарабии и север Буковины были включены в состав УССР. Однако уже через год, в 1941, Румыния, вступив во Вторую мировую войну на стороне нацистской Германии, вновь оккупировала эти и другие территории СССР, которые были окончательно освобождены Красной армией от румынских и немецких фашистов в 1944 году. До оккупации 1917 года Бессарабия никогда не являлась территорией Румынии, появившейся в качестве независимого государства по решению Берлинского конгресса 1878 года.