Закон

Лас-Вегас за решеткой

18.12.2012
{Лас-Вегас за решеткой} Молдавские Ведомости
 
Осенью этого года работники Департамента пенитенциарных учреждений и офицеры спецназа проводили общегосударственную плановую спецоперацию по изъятию запрещенных предметов у заключенных. В списке «запрещенки» - наркотики, мобильные телефоны и иные средства связи, деньги, алкогольные напитки и пр.
 
- Согласно нашим данным, с октября по декабрь этого года значительно снизилось количество зафиксированных передач запрещенных вещей, - утверждал вчера на пресс-конференции прокурор сектора Рышкановка Игорь Попа.
 
Как правило, запрещенные предметы попадают к заключенным, будучи замаскированными в передачах родственников и друзей. Так что тут, отмечают наблюдатели, показатели могли упасть не столько из-за набравших силу проверок, сколько по той причине, что граждане научились лучше прятать наркотики в йогуртах.
 
Особого внимания в ходе проверок удостоились криковские тюрьмы N4 и N15 . Оба пенитенциария расположены рядом и фактически составляют единое целое. В общей сложности в них содержатся около полутора тысяч заключенных.
 
В обоих учреждениях сотрудники органов изъяли десятки телефонов, алкоголь, в том числе местного производства, острые и колющие предметы. В ходе разбирательств на свет всплыли и детали другого феномена, не менее преступного, чем передача или хранение запрещенных предметов.
 
О вреде азартных игр
 
Был выявлен факт пересылки денег от заключенных вольной «братве». С таким неординарным явлением столкнулись проверяющие в тюрьмах N4 и N15.
 
- Группа заключенных, используя различные методы влияния и давления, включая шантаж, угрозы и насилие, заставляла других заключенных и их родственников выплачивать деньги организованной преступной группировке, действующей на свободе, - сообщил Игорь Попа.
 
По факту организации и насильственного сбора средств с отбывающих наказание граждан прокуратура Рышкановки возбудила уголовное дело. Согласно материалам расследования, самым распространенным методом вовлечь заключенного в «коллекторскую» сеть были запрещенные в местах лишения свободы азартные игры.
 
Будущая жертва принимала участие в карточной игре, где различными методами ей создавали искусственный долг. Наиболее хладнокровные и трезвомыслящие прекращали играть на раннем этапе. Самые темпераментные доигрывались до астрономических долгов.
 
Не очень большие задолженности заключенные погашали сами – из денег, которые зарабатывают за решеткой.
 
«Ряд граждан в пенитенциарии привлекаются к участию в общественно полезных работах. Им на специальный счет перечисляется заработная плата за работу. Заключенные могут самостоятельно решать судьбу этих средств, оплачивая из них покупку необходимых предметов быта и одежды. Вот из этих денег некоторые и погашали появившиеся долги», - уточнил прокурор Игорь Попа.
 
У тех же, кто не работал, в большинстве случаев собственных средств рассчитаться по долгам не было. В таких случаях доходило до того, что родственников заключенных вынуждали продавать квартиры. В противном случае угрожали расправой над их близкими, отбывающими срок. В обоих случаях деньги поступали к представителям преступной группировки, орудовавшей на свободе.
 
Шантаж за решеткой
 
Помимо азартных игр, шестеро предприимчивых членов ОПГ наладили целую сеть по ежемесячному сбору денег. Они принуждали других заключенных ежемесячно перечислять своим подельникам на воле по 200-300 леев. Шантаж за решеткой продолжался с 2011 года по ноябрь 2012-го.
 
В связи с тем что следствие еще ведется, прокуроры не раскрывают ни имен участников этой ОПГ, ни каких-либо данных по самой преступной группировке и ее руководителях. При этом на вчерашней пресс-конференции Игорь Попа не стал отрицать, что, возможно, лидер банды тоже находится на свободе, и за ним ведется наблюдение.
 
Бывало и раньше
 
- Отмечу живое участие, с которым помогали нам при расследовании администрации тюрем N4 и N15. А вот Министерство юстиции продемонстрировало пассивную позицию, - заявил прокурор.
 
Примечательно, что при этом следствие не отметает и версии с соучастием в «коллекторской» сети работников охраны и администрации обеих пенитенциариев.
 
В разработке прокуратуры, как утверждает И. Попа, находится большое количество подозреваемых. Многие уже дают показания. Виновным в вымогательстве средств с заключенных грозит от 8 до 15 лет лишения свободы.
 
- Убежден, что аналогичные случаи есть и в других тюрьмах, раскрытая нами ситуация не уникальна. И ранее, в предыдущие годы, такие случаи также всплывали, ими занималась прокуратура. Только эти факты не разглашались, - поделился прокурор.
 
Вместе с тем наблюдатели не исключают, что практика вымогательства в тюрьмах продолжится. По-прежнему нет нормативных механизмов по контролю над этим «феноменом», равно как и методик его пресечения. Ситуация складывается так же, как и с передачами запрещенных предметов в тюрьмы: передавали и будут передавать. А проверки - плановые и внеплановые - можно переждать.
Сергей Манастырлы

Комментарии (2) Добавить комментарии