Экономика

Меж двух союзов. Выбор, который станет судьбоносным

09.07.2013
{Меж двух союзов. Выбор, который станет судьбоносным} Молдавские Ведомости
В ноябре планируют парафировать договор, что на языке дипломатии означает предварительное подписание, а уже в следующем году – оформить все процедуры, в том числе ратификацию и вступление в действие. По европейским меркам процесс переговоров по документу завершился в рекордные сроки: с момента старта прошло 16 месяцев. Представители правящего Альянса говорят о том, что выбор сделан и дороги назад уже нет. И чем ближе «час Х», тем громче раздаются голоса противников либерализации молдавского рынка для ЕС, потому что, по их мнению, это разрушит экономику страны и приведет к обнищанию её жителей. Страстей дискуссиям об интеграционном выборе Молдовы накануне прибавили два события: завершение переговоров по соглашению с ЕС и конференция, организованная Евразийской комиссией.
 
Больше стереотипов, чем фактов
 
Доводы, приводимые чаще всего сторонниками евроинтеграции, и, соответственно, противниками вступления страны в Евразийское пространство, сводятся к нескольким. ЕС – это более демократическая, высокотехнологическая модель развития. Либерализация рынка европейцам приведет к росту молдавского экспорта, насыщению отечественного рынка более дешевыми товарами, а значит, росту благосостояния граждан. Кроме того, интеграция в ЕС сулит республике большие финансовые вливания. На восточном же направлении, мол, никаких выгод Молдову не ждет, кроме разве что возможного снижения цен на российский газ. Эти аргументы многие аналитики считают не более чем стереотипами, которые легко развенчиваются более глубоким анализом.
 
«Никто не оспаривает, что европейская экономика более высокотехнологичная, чем на пространстве создающегося Евразийского сообщества, - отмечает директор института модернизации Молдовы Владимир Головатюк. - Но подписание Соглашения о свободной торговле с ЕС никак не означает автоматического и гарантированного освоения этих технологий. В наше время их покупают, если есть деньги. Что вполне можем делать и мы. Но чтобы эти деньги иметь, мы должны что-то продать сами. А нашу продукцию мы сможем продать скорее на Востоке, чем в Европе».
 
Рост экспорта молдавских товаров в ЕС, который ожидают сторонники подписания DCFTA, нереален, по мнению Головатюка. Мы и сейчас, обладая режимом ассиметричной торговли, когда наша продукция в ЕС освобождена от пошлин, а европейская облагается налогами, не добираем до оговоренного объема. Также завышены и ожидания от денежной манны европейской, которая на нас якобы посыплется. Нынешняя кризисная ситуация в ЕС не позволит ему оказать нам те же объемы помощи, что поступали в другие страны, интегрировавшиеся в ЕС. А только эти деньги, убежден Головатюк, и позволили этим государствам хоть как-то существовать. Хотя этому существованию сегодня трудно позавидовать. 
 
Об экспорте поподробнее
 
Европейский рынок представляется сторонниками евроинтеграции едва ли не как самый перспективный и важный для молдавской экономики. Но на самом деле это не так, утверждает Головатюк.
 
По сравнению с 2009 годом, когда формально европейское направление было объявлено приоритетным, наш экспорт в ЕС вырос на 69 процентов. В то время как в СНГ за это же время - в 2,6 раза. В результате доля восточного рынка в общих объемах поставок наших товаров увеличилась на 2,8 пункта, а европейского – сократилась на 10 пунктов. Не стоит забывать и о том, что на европейском направлении внешней торговли у нас стабильно растет торговый дефицит, то есть мы импортируем оттуда товаров гораздо больше, чем экспортируем. С СНГ картина – с точностью до наоборот.
 
Важный вопрос: что именно, мы поставляем и сможем поставлять на оба рынка. В страны СНГ мы экспортируем главным образом нашу традиционную продукцию, ту, на которой зарабатывает не менее четверти населения. Структура же поставок в Европу выглядит так. Около трети составляет реэкспорт. Посредники зарабатывают на перепродаже товаров немолдавского производства. Из оставшейся доли экспорта более половины приходится на товары, производимые в Молдове на давальческом сырье. Вся выгода от этого для республики – зарплата ограниченному числу рабочих, главным образом, на совместных предприятиях и в СЭЗ и налоги в бюджет. Из того, что наше в полной мере, еще половину в экспорте составляет сырье, его приобретают с большей охотой.
 
Таким образом, подводит печальный итог картины доктор экономики института экономики АН РМ Михаил Пойсик, продукции, которая бы приносила бы молдавскому производителю и стране ощутимую выгоду, остается мизерно мало. А с подписанием Соглашения о свободной торговле будет еще меньше. Потому что она не выдержит конкуренции на европейском рынке с тамошними товарами, ни по качеству, ни по цене. Ведь почему их сельхозпродукция дешевле? Да потому что она субсидируется государством в 12-20 раз больше, чем у нас.
 
В перспективе – убийственный рост импорта
 
Зато, что безо всяких сомнений ждет Молдову, так это ничем не ограниченный после подписания Соглашения с ЕС поток более дешевого импорта, который, как считают многие экономисты, просто убьет молдавскую экономику.
 
«Молдавский потребитель от этого только выиграет, а отечественные производители пусть конкурируют», - говорят сторонники либерализации рынка для ЕС. То, что эта конкуренция не может быть и не будет равной, очевидно. В результате обанкротятся тысячи отечественных предприятий, крестьянские домохозяйства, убежден Владимир Головатюк. В аграрном секторе исчезнут целые отрасли, причем традиционные.  
 
И это не страшилки. «Этот путь прошли абсолютно все страны, уже вступившие в ЕС. Платой за членство в единой европейской семье стала почти полная ликвидация собственного производства. В Румынии из 20 процентов производственного сектора в ВВП до вступления осталось 7 процентов, в Литве из 14,5 процента – 3,5. Аналогичная ситуация в Польше, Венгрии, Болгарии, везде!».
 
Что же касается выгоды для потребителя… «Откуда возьмутся у него деньги на покупку этих товаров, если производства, а значит, рабочих мест и зарплат, не будет?» - задается вопросом экономист. Обнищание населения, неминуемый результат такой евроинтеграции, убежден Владимир Головатюк. Согласен с ним и Михаил Пойсик.
 
Следующая станция – Молдова транзитная и сервисная
 
А что же здесь тогда будет, возникает закономерный вопрос?
 
По словам Владимира Головатюка, Молдове уготована судьба стать транзитной и сервисной экономикой, где производственный сектор сократится на треть, 80 процентов ВВП составит сфера услуг. Сократится и население за счет «балласта»: стариков, малоимущих. 
 
2–2,5 миллиона граждан – это оптимальное число потребителей, необходимых европейцам. Такая модель экономики по определению нежизнеспособна, утверждает Головатюк. У Михаила Пойсика характеристика для нее не менее красочная  – «придаток отверточных технологий и поставщик обслуги, меняющей памперсы европейцам». Страшно? Зато правдиво!
 
Европа - в состоянии затянувшейся рецессии. Причем она исчерпала все внутренние источники оздоровления. Единственный выход для европейцев - экспортная экспансия, поиск новых рынков сбыта. Именно с этой точки зрения мы и интересуем ЕС, убеждены экономисты. Наш рынок хоть и маленький, но не лишний, к тому же он открывает доступ дальше на Восток. И иллюзий о европейских меценатах и доброжелателях у нас быть не должно.
 
Евразийская альтернатива
 
Но дело даже не только в том, что ЕС в состоянии кризиса, выхода из которого не видно, и «глупо спешить на корабль, который тонет», считает Головатюк.
 
Даже если бы Европа находилась в лучшем состоянии, гораздо перспективнее для Молдовы интеграция в евразийское экономическое пространство. Это - возможность сохранить себя во всех смыслах и прежде всего, социально-экономически. Главное, что может нам дать такая интеграция, – защита от той самой внешней товарной экспансии. Так мы сможем развиваться, потому что модернизация стране нужна в любом случае. 
 
«Это неправда, что вступление в Таможенный и затем Евразийский союз законсервирует нашу отсталость. Конкуренция на восточных рынках сегодня тоже жесткая, стандарты качества в РФ по многим параметрам строже, чем в ЕС. И им придется соответствовать. Но, в отличие от Европы, на Востоке наши товары знают и ждут», - говорит Головатюк. 
 
Не стоит забывать и о том, что 68 процентов молдавских трудовых мигрантов работает в СНГ и, главным образом, России. Доля их денежных переводов страну с 2009 года выросла на 84 процента. В то время как поступления из всего остального мира, включая ЕС, увеличились за этот же период лишь на 12 процентов. Это ответ на часто приводимый аргумент: «кто кого кормит?».
 
Не более чем домыслы и разговоры о том, что Россия, мол, заманивает Молдову в ТС, обещая конфетку - дешевый газ, считает экономист, этот союз нужен нам в первую очередь, потому что он наше единственное спасение.
 
И еще один немаловажный аргумент. Таможенный союз защищает своих членов от внешних угроз, от чего, вступив в зону свободной торговли с ЕС,   может пострадать и Молдова. Уже очевидно, что Евразийское сообщество образуется на смену уходящему в лету СНГ, убежден аналитик, и выбирать, где быть, нужно сейчас. Потому что кто не успеет, тот опоздает.   
Светлана Романцова

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    UNUL UNA ALTUL INVERS...DAR EU MA TEM DE NAVALA IN TARISOARA NOASTRA A FRATILOR MUSULMANI INDEFERENT DE CE CULOARE NAR FI EI TOT UNA E ISLAM... SI ASTA NE ASTIAPTA ODATA CU INTRARIA IN ES ... SA NU VINA O VREME CIND NICI SA FUJI NU VEI DOVEDI DIN LOCURILE NATALE AM IN VEDERE NOI TOTI....