Экономика

Министр сельского хозяйства и продовольствия дал отчет коллегам по парламентской комиссии

27.09.2013
{Министр сельского хозяйства и продовольствия дал отчет коллегам по парламентской комиссии} Молдавские Ведомости
Чтобы возобновить экспорт вина в Россию, нужно определиться в параметрах качества
 
На этой неделе попытка парламентской профильной комиссии заслушать отчет министра сельского хозяйства Василе Бумакова оказалась более успешной. По словам главы ведомства, предпринимается всё необходимое для того, чтобы поставки молдавского вина в Россию возобновились как можно быстрее. Один из главных шагов на этом пути – подписание меморандума с Роспотребнадзором, где будут четко указаны параметры качества, предъявляемые к продукции. Но в отличие от коллеги, вице-премьера Валериу Лазэра, определенных сроков Бумаков назвать не решился.
 
Долгая дорога Бумакова к депутатам
 
«Ситуация в аграрном секторе республики сложная, - пояснил причину приглашения министра на комиссию по сельскому хозяйству ее председатель, депутат ПКРМ Георге Попа. - Мы хотели бы знать, какова ситуация с экспортом нашей продукции на основные рынки сбыта и, прежде всего, в Россию, почему приостановлено рассмотрение заявок на получение субсидий и до сих пор не выплачена обещанная помощь на преодоление последствий засухи? Люди ждут уже год, есть многочисленные сигналы с мест».
 
С ответами на эти вопросы Василе Бумакова ждали в комиссии еще на прошлой неделе. Но именно в тот день министр оказался в загранкомандировке, о чем не были уведомлены даже его соратники по партии, депутаты ЛДПМ. Так что в этот раз главе аграрного ведомства пришлось оправдываться не только за положение в отрасли, но и свое отсутствие неделю назад.
 
Заявление Валериу Лазэра по итогам московских переговоров о том, что эмбарго нет и экспорт возобновится в течение нескольких недель, актуальности теме не убавило. Буквально через пару дней после этого глава Росспотребнадзора Геннадий Онищенко в интервью российским СМИ еще раз подтвердил, что «молдавское вино вернется в Россию лишь когда появится уверенность в его гарантированном качестве».
 
Две структуры – две истории
 
«Это неправда, что с российской стороной мы не работаем и не общаемся, в чем нас обвиняют, - предварил свое сообщение о ситуации с экспортом Бумаков. - И до этой осени, и сейчас, мы встречались и встречаемся с руководством ответственных российских структур много и часто. Но здесь я прошу различать работу с двумя основными для нас ведомствами: Роспотребнадзором, который контролирует качество алкоголя и вина, и Россельхознадзором, в ведении которого плодоовощная продукция и мясо».
 
По словам министра, запрет на поставки наложен лишь Роспотребнадзором. Никакого эмбарго на плодовоощную продукцию нет. Экспорт идет без проблем. А то, что к некоторым партиям предъявляются претензии, мол, рабочие вопросы. Такие претензии россияне высказывают и ко многим другим экспортерам – Польше, Турции, причем, побольше нашего. Те же сложности, что возникают, объясняются, скорее, внутренними проблемами и, в частности, новыми попытками монополизировать рынок.
 
К слову, о таких «внутренних проблемах» говорилось недавно и на заседании национального совета ассоциации сельхозпроизводителей Uniagroprotect. Запрета россияне не объявляли, а у нас, особенно в северных районах, уже истерика, кем-то сознательно стимулируемая с целью сбить закупочные цены на фрукты, особенно яблоки.
 
Все дело в меморандуме или … его отсутствии
 
С начала нынешнего года и до осени, по заверениям министра сельского хозяйства, проблем с экспортом вина в Россию не было - и претензий к нашей продукции тоже. Вместе с тем искать политическую подоплеку в запрете Василе Бумаков не нацелен. По его словам, есть законное право Роспотребнадзора выполнять свою главную функцию - оберегать здоровье российских граждан. Просто его требования к качеству молдавского вина, как выяснилось, нашему отраслевому ведомству до конца почему-то не известны. Как раз сейчас чиновники обеих стран с ними и разбираются, чтобы затем изложить их в меморандуме.
 
«Такой Меморандум с Россельхознадзором у нас есть, - подчеркнул Бумаков. - А с Роспотребнадзором нет. То есть у нас не определены параметры качества, которые они предъявляют к вину. Это значит, у ведомства даже нет законных оснований наказывать его нарушителей, исключая из списка экспортеров или налагая запрет на производство. Такая схема действует в сфере плодоовощной продукции. Нарушил существующие правила экспорта, наказан. А здесь даже таких правил нет».
Получается, правы эксперты, говорящие о неправомерности сравнения условий поставок в РФ и ЕС. Во-первых, вина на эти рынки поставляются разные, во-вторых, требования к ним различаются. В Молдове, ориентирующейся на евростандарты, по вину, например, может быть семь критериев качества, а у россиян – 50. И это их право, признает Бумаков, а нашим экспортерам уже нужно решать, стоит ли этот рынок усилий, которые придется приложить, чтобы соответствовать таким требованиям.
 
Так произошло и с пресловутым дибутилфталатом, в повышенном содержании которого в вине Роспотребнадзор сейчас обвиняет молдаван. «В ЕС и у нас его показатели вообще не отслеживаются, потому у нас и норм его содержания нет, - пояснил Бумаков. - Аналогичная ситуация и с некоторыми другими показателями, которые мы можем в лучшем случае сравнить с какими-то другими товарами, например, минеральной водой, как в случае того же дибутилфталата».
 
Лабораторий достаточно и новых не нужно
 
Неоправданно, по убеждению Василе Бумакова, и обвинение минсельхоза в недостаточном контроле за качеством вина.
 
В стране есть современная, хорошо оснащенная лабораторная база, но нужно знать, что контролировать и главное - зачем. «Мы всегда считали, что, раз россияне все равно проверяют все сто процентов продукции, нам нет необходимости ее тоже проверять полностью, каждую партию, - пояснил позицию ведомства Бумаков. - Ведь экономическим агентам за эти анализы нужно платить, и немало. К тому же мы считаем, что мониторизировать нужно не продукцию, тем более всю, а процесс производства. Если он сертифицирован, значит, там все нормально, и продукция должна быть качественной. Есть у нас расхождения с Роспотребнадзором и по роли государства в этой системе контроля. По реформе отрасли виноделия и виноградарства мы этот контроль отдали частникам - офису винограда и вина, как это делается в Европе. Частный контроль, мы считаем, эффективнее работы бюрократов».
 
Тем не менее, раз уж возникла необходимость, отметил Бумаков, будем выполнять пожелания крупнейшего потребителя. Для работы над упомянутым меморандумом в Москву в ближайшие дни поедут специалисты молдавского минсельхоза. Российские чиновники, в свою очередь, приедут к нам. Правда, сколько времени уйдет на урегулирование всех вопросов и возобновление экспорта вина, министр сказать пока не готов. Масштабного ущерба для отрасли от эмбарго, тем не менее, Бумаков не ожидает. По подсчетам МСХП, даже если запрет продлиться до конца года, эта сумма не превысит 40 миллионов долларов против 250 миллионов в 2006 году. Но и доля экспорта вина в РФ за эти годы сократилась с 65 процентов до 28.
 
 
Субсидии заморожены по договоренности с аграриями
 
Тот факт, что в настоящее время, действительно, приостановлена выдача субсидий, по словам Бумакова, объясняется договоренностью с самими аграриями.
 
Денег мало, всем не хватит
 
Фонд субсидирования третий год не увеличивается и составляет 400 миллионов лей, сумма, конечно, недостаточная. Чтобы не получалось, как в прошлые годы, когда соискателям выдавали лишь порядка 75 процентов от запрашиваемых сумм ради большего числа получателей, в этом году  договорились: всем, кто успел подать заявки до 1 ноября, выплачивается 100 процентов, а остальным - с применением уменьшающего коэффициента.
 
«С таким порядком субсидирования аграрии в лице отраслевых общественных организаций согласились, - заверил депутатов Бумаков. - Всего же на сегодняшний день выплачена большая часть субвенций – 312 миллионов». 
 
«Но ведь этих денег все равно очень мало и всем не хватит», – высказал озабоченность, опять-таки передавая сигналы с мест, глава комиссии Георге Попа. «Сумму утверждал парламент», - парировал Бумаков. Это заявление как спичка разожгло огонь дискуссии.
 
Коммунисты напомнили, что в их времена фонд субсидирования был вдвое большим, и они предлагали его увеличить в этом году. ЛДПМ-овцы пытались рассказать, как много государство помогает сейчас, учитывая ограниченные возможности. А сам министр не преминул отметить, что лучше меньшая сумма, но выплаченная, чем большая, но лишь декларированная. Тем не менее, все участники дискуссии признали, что 400 миллионов - очень мало.
 
Депутат от ПКРМ Георге Ангел предложил перенаправлять на сельское хозяйство средства фондов других ведомств, которые неиспользованными в конце года перекочевывают на счета минфина. Сейчас, например, не нашлось применения целым 100 миллионам лей, запланированным минэкономики на возобновляемую энергию. В итоге порешили: министерство инициирует запрос на эти деньги, а депутаты всех фракций его поддержат.
 
Обещанной помощи больше года ждут
 
Что же касается помощи на преодоление последствий засухи, ее невыплате до сих пор, считают депутаты-коммунисты, вообще нет оправданий. Василе Бумаков, в свою очередь, уверял членов комиссии, что задержка никак не связана с работой самого министерства.
 
Напомним, из обещанных аграриям средств правительство выплатило лишь часть компенсации на посадку озимой пшеницы год назад. Оставшуюся долю и деньги на посев кукурузы не выдали до сих пор. Помимо собственно государственных средств компенсации планировалось выдавать за счет помощи еврокомиссии и Всемирного банка. Европейцы деньги дать успели, а с ВБ вышла заминка из-за более сложных процедурных вопросов и случившегося весной правительственного кризиса. Некому было подписывать договор о кредите на 10 миллионов долларов.   Сейчас снова возникли какие-то формальности, которые улаживает минфин и уже скоро помощь, наконец, будет выплачена.
 
Василе Бумаков заверил депутатов в том, что и впредь будет активно искать внешнюю финансовую поддержку для отрасли, без которой ей не выжить. Не случайно отечественное агентство по интервенциям и платежам, занимающееся выдачей и субсидий, сертифицируется по евростандартам, чтобы иметь доступ к средствам европейских фондов. Для европейцев же это в какой-то мере - плата за соглашение о свободной торговле с Молдовой.
 
Стратегия спряталась от депутатов
 
Какой же в целом будет политика министерства в отрасли в ближайшие годы?
 
Василе Бумаков обещал проинформировать депутатов-членов комиссии, представив им в ближайшее время стратегию развития аграрного сектора и сельской местности, которая с начала лета представлена на общественное обсуждение. С документом в комиссии оказались почему-то не знакомы, несмотря на то, что ее председатель разделяет с вице-министром, возглавлявшим работу над стратегией, одну приемную на том же этаже.
Светлана Романцова

Комментарии (0) Добавить комментарии