Расследование

Мирон Костин и «его время»…

19.10.2012
{Мирон Костин и «его время»…} Молдавские Ведомости
 
Подробное описание этих драматических, а подчас и трагических событий оставил потомству один из умнейших и образованнейших сынов Земли Молдавской Мирон Костин, дипломат, просветитель, государственный деятель.
 
«Что за времена обрушились на голову нашу, когда не за письмом и покоем, а в заботах и вздохах и рыданиях дни проводим?» - вопрошает он в первых строках своего знаменитого труда «Хроники Земли Молдавской».
 
Миро́н Ко́стин родился в 1633 году. Он был вторым сыном в многодетной семье знатного польско-молдавского магната, гетмана Иона Костина. И уже само происхождение обеспечило ему блестящее для своего времени образование и карьеру. Его матерью была не менее знатная госпожа Сафта Скоарцеш, внучка польского удельного владетеля Мирона Барновского, который, так уж случилось, успел отметиться на престоле Молдавского княжества. Мирон I Барновски-Мовилэ был господарем Молдовы с 1626 по 1629 годы и с начала 1633-го по июль того же года; но был свергнут, после чего бежал в Истамбул, пытаясь заручиться поддержкой Султана, но вместо помощи лишился головы.
 
По описанию Мирона Костина, когда магната Барновского сподвижники спросили, дескать, зачем тебе владетельному хозяину в Земле Польской, где ты не знаешь ни опасностей, ни бед, господарский престол в Молдове, он ответил: «Потому что очень сладостно быть в Молдове правителем».
 
Сладостность эта объяснялась двояко. С одной стороны, по местным законам господарь правил практически бесконтрольно, отчитываясь формально лишь перед султаном Великой Порты тем, что регулярно выплачивал определенную сумму дани, которую в благоприятные годы собирать не составляло большого труда. С другой стороны, все сборы с торговых людей, проходивших через Молдову с юга на север, и с запада на восток шли в казну господаря. Немалый доход давала и соль, доставлявшаяся чумацкими караванами из Крыма и перепродававшаяся монопольно в Молдове откупщиками господарского двора.
 
Можно сказать, что уже в ХVII веке власть имущие в Молдове умели выстраивать схемы быстрого обогащения. При том условии, что местный закон очень вольно трактовал право на престолонаследие, господарем стремился стать каждый, кто себя таковым ощущал. Для этого и требовалось-то в общем немного. И тут мы снова обратимся к летописи Мирона Костина, который к чести его не был бездумным апологетом существующего порядка вещей, но его критиком и обличителем.
 
«Все края Земли Лешской полны были своими людьми воеводы: кумовьями, родственниками и соседями. Как-то: Потоцкие, Вишневецкие, Корецкие, все брачными делами связанные, ведь трех дочерей своих выдал Еремия-водэ в Земле Лешской за больших людей. И как только узнал Вишневецкий, что сыновья Симиона–водэ убрали сыновей Еремии-водэ с престола страны, тотчас с войском и несколькими Потоцкими выступил против Михалаша-водэ. Было и у Михалаша-водэ вместе с войском своим немного татар и турок. Но не захотели турки в эту свару встревать и со стороны лишь наблюдали. И была эта война между родственниками и двоюродными братьями за престол страны», - пишет он в «Хрониках».
 
Внимательный взгляд опытного политика, не раз участвовавшего в сложных переговорах между противоборствующими сторонами, позволял подмечать очень важные аспекты геополитического противостояния той поры, в центре которого, как и сегодня, оказывалась Молдова: «Даже удивительно, как могли господари без всякого уведомления султана междоусобицу затевать, тем паче зная его «свирепого льва» нрав и волю.
 
Но надо знать и то, что земли эти тогда не столь подвластны ему были, но все же взглядом настороженным смотрел турок, чтобы не приняла Земля Молдавская сторону ляхов, которые в ту пору сильны как никогда были и воздерживался султан от ссоры с ляхами, тем паче имея начало войны с персами.
 
И как же охотно ссорились эти земли между собой (Молдова и Мунтения. - Прим. авт.). А расплачиваться за то пришлось этим землям в другое время. И расплата эта на века затянулась».
 
Не о той ли расплате говорит мудрый летописец, что и сегодня отравляет отношения между Румынией и Молдовой? Не служат ли его заметки уроком истории для правителей стран наших?
 
Тут полезно было бы им усвоить еще один урок великого летописца: «О, ненасытный нрав государей, ослепленных стремлением захватывать и обогащаться! Сколь прибавляет им сил, в той же мере и ослабляет. Аппетиты властителей границ не знают! Владея многим, тоскуют, будто бы не имея ничего. И тем, что даровал их Господь, не насыщаются. Имея честь и власть, еще большего желаю, Царствуя в своей стране, и соседнюю заполучить мечтают, и, позарившись на чужое, теряют и свое собственное. А сколь многие сияющие правления на свете, возжелав иных стран, сами себя погасили».
 
Заветом мудреца, проникшегося болью своей земли и разделяющего страдания народа своего, звучат такие его строки: «Недоступны натуре человеческой дела, что после будут. А ведь для одного ли, двух ли дел бывает, следуя желанию своему неудержимому несчастный человек, по воле случая пускается во все тяжкие и затевает нечто сверх сил своих и после всего этого находит бесславную гибель свою».
 
Секрет же живучести молдаван и Земли Молдавской приоткрыт Мироном Костиным в весьма тонком наблюдении: «И как всякий цветок или плод и вся зелень земная под снегом кажутся опавшими и увядшими, обласканные солнечным светом и теплом приходят в цветущий вид свой, так и страна после страданий пережитых в правление господаря Раду-водэ (что, конечно, достойно удивления, как могло правление это совмещать столь изощренный ум этого господаря с такой немыслимой жестокостью в отношении своей же страны), без передышки пришла в себя и в течение года наполнилась всякими благами и народом.
 
Милости государей страну укрепляют, жестокость их и особливо жадность – обрушивают».
 
В грядущем 2013 году исполнится 380 лет со дня рождения Мирона Костина сына Земли Молдавской, патриота, сложившего голову свою в результате интриг придворной боярской камарильи, в течение следующих веков продолжавшей грабить и продавать Молдову, тем своим «хозяевам», что больше заплатят. Имя и дело Мирона Костина будут им и нынешним их наследничкам вечным упреком и обличением.
 
Мне же, по-человечески интересно, а вспомнит ли кто из тех, что громче всех орут и носятся сегодня по площадям в Молдове об этой дате? И большие есть у меня сомнения в том…
 
Михаил Лупашко
 
Перевод летописи с молдавского Михаила Лупашко по тексту:
 «Мирон Костин» (Опере) Кишинэу. Литература Артистикэ.1989»

Комментарии (3) Добавить комментарии

  • x

    Благодарю Вас , за то , что Вы оставили мне проблеск надежды . Не исключено , что нам удастся грамотно и честно смотреть правде в глаза , не позориться перед наукой и не заслужить презрение потомков . Может этому причина и отсутствие площадей для правдивых публикаций . То , что Вы обнаружили Мирона Костин сыном молдованина - поляка тоже обнадеживает . Идя таким путем , мы сумеем сказать обманутому читателю и о других сыновьях : поляков , венгров , немцев , греков , болгар , малороссов - молдаван , и никто не станет этим оскорбляться , ибо эта земля чаще была пустыней , нежели местом процветания племен . И тогда Вы и другие принципиальные историки не постесняетесь к Мирону Костин причислить и святых штефанов , героев Кантемиров , ученых Спафариев , воинов Некульче , литераторов Хашдеу . Все время существования человечества люди сочиняли сказки и передавали из поколения в поколение мифы , но жили они , все - таки , реальной жизнью .

  • x

    В виду ограниченности газетной площади очерк опубликован с сокращениями... в полном тексте как раз и говорится и о Речи Посполитой и о геополитической ситуации в регионе....Цель публикации - не рассуждения, а напоминание о том. что жил такой замечательный молдаванин- поляк Мирон Костин, историческое наследие которого почти неизвестно в сегодняшней Молдове... Такие дела, уважаемый

  • x

    Интересно , допускает ли уважаемый автор , что самый нетенденциозный , но располагающий кое - какими историческими сведениями , читатель , внимательно всмотрится в предложенный отрывок карты ? А если допускает , то как он ответит на вопрос читателя : О чем Вы речь ведете ? Где находится та Ваша Молдова и где находитесь Вы , печатающий свои исторические рассуждения . Это же , ведь , разные земли , разные страны , разные народы , разные режимы . Как можно говорить о начале ХУ11 века , времени летописца , и не сообщить читателю , что в это время существовало великое , мощное объединение Речи посполитой , Великого литовского княжества , куда входила и та самая Молдова ? Как можно пройти мимо того , что земли между Северным , Балтийским , морем и Черным морем , и между Днепром и Днестром , принадлежали Великому литовскому княжеству ? Как можно умолчать , что земли , где мы живем еще в Х1У веке назывались Бассарабией и во время , о котором пишет автор , они принадлежали крымскому ханству , как и Килия .Смотрите внимательно карту . Вы , господа историки , будете отравлять отношения между Румынией и "Молдовой" столько , сколько будете творить сплети между реальностью и глупостью .