Политика

«Многие условно», или О пользе собственных интересов

15.06.2012
{«Многие условно», или О пользе собственных интересов} Молдавские Ведомости
 
19 лет назад эту страну разрывал кризис власти. В молодой республике шла борьба за власть между отдельными лицами и группами. Летом 1993 года возникла реальная угроза гражданской войны. И тогда народ Азербайджана пригласил в Баку из Нахчывана Гейдара Алиева. Незаурядного человека, талантливого политика, страстно влюбленного в свою страну и народ. Алиев прибыл в Баку 9 июня, и уже 15-го был избран председателем Верховного Совета. Этот день - 15 июня - азербайджанцы отмечают как День национального спасения, потому что вместе с новым лидером они получили понимание своих целей и, как ни пафосно это звучит, свое процветающее будущее.
 
О личности и политическом наследии Гейдара Алиева я собиралась поговорить с послом Азербайджана в Молдове Намиком Алиевым. Но по странному стечению обстоятельств наша встреча состоялась, когда неожиданно активизировались боевые действия вокруг Карабахского конфликта. Почти символично эти события наполнили нашу беседу общими смыслами.
 
- Господин посол, как вы расцениваете то, что происходит в зоне Нагорно-Карабахского конфликта?
 
- С моей точки зрения, это результат полномасштабного кризиса в Армении. И политического, и экономического, и культурного. Как результат, политические силы этой страны, в том числе глава государства, ищут выход с тем, чтобы сохранить свою власть. Активизация диверсий по линии фронта с Азербайджаном видится в качестве маневра, отвлекающего людей от возникших проблем.
 
В принципе, то, что происходит в Карабахе, закономерность. Если у кого-то и были какие-либо сомнения по поводу того, хочет ли Армения мира и спокойствия, то они теперь рассеиваются. Когда говорят о независимости Карабаха, самоопределении не существующего ни в истории, ни в географии карабахского народа, непосвященный человек может принять это за чистую монету. Но для понимающих и трезвомыслящих людей ситуация очевидна: дело не в утверждении демократических ценностей, не в заботе о правах человека. Вся суть происходящего в территориальных притязаниях, как части создания моноэтнического образования под названием Великая Армения. Примеры тому - создание моноэтнических армянских зон на полиэтническом Южном Кавказе. Это, прежде всего, сама Армения. Потом Джавахетия в Грузии, Нагорный Карабах и приближающиеся к моноэтническим армянским зонам Абхазия и Аджария в Грузии. Если связать эти зоны, мы увидим, что осуществляется процесс создания Великой Армении - от Черного моря до Каспийского.
 
- Некогда кровавую фазу Карабахского конфликта остановил приход к власти в Азербайджане Гейдара Алиева. Как тогда виделись способы разрешения ситуации? К сегодняшнему дню, что удалось реализовать, что не удалось и почему?
 
- Видение разрешения конфликта как и при Гейдаре Алиева, так и позже, при Ильхаме Алиеве, остается неизменным: оно заключается в том, что Карабах - неотъемлемая часть Азербайджана. Так же как и многие другие территории, которые в свое время были отобраны у Азербайджана. Но когда распался СССР, было достигнуто соглашение, что международно признанными границами новых государств станут административные границы бывших союзных республик. Именно в этих границах эти республики вошли в состав ООН. Поэтому Азербайджан не предъявлял никаких претензий соседним государствам и не будет этого делать. У Азербайджана нет территориальных претензий к другим государствам. И точно такой же подход он хотел бы встретить со стороны своих соседей.
 
Придя к власти, Гейдар Алиевич дал достойный отпор агрессии и согласился сесть за стол переговоров. Силы на тот период были неравными - Армения пользовалась самыми разными видами поддержки.
 
- Но до Алиева были попытки привлекать иностранных специалистов к разрешению конфликта…
 
- Да, уже действовала Минская группа, работа которой тогда во многом определила причины сегодняшних бед в регионе.
 
- Молдова сегодня возлагает очень большие надежды на участие международных экспертов в разрешении своего - приднестровского - конфликта. Настаивает на расширении полномочий в процессе урегулирования для ЕС и США. Недавно вы презентовали в Кишиневе книгу об аспектах международного права в Карабахском конфликте. С точки зрения автора такой работы, как вы прокомментируете ожидания от международного участия в разрешении локальных конфликтов?
 
- Что касается разрешения Карабахского конфликта и сегодняшней деятельности Минской группы, то они не совсем отвечают нормам международного права. Каждое государство имеет право на самооборону до того момента, пока ООН не предпримет шаги для обеспечения безопасности, связанной с агрессией. Пока ООН не обеспечит реализацию четырех резолюций, которые в свое время она приняла, и которые обязывают Армению вывести свои войска с оккупированных территорий, за Азербайджаном сохраняется право на освобождение этих территорий. Это главная позиция.
 
Минская группа, как платформа для разрешения этого конфликта, должна либо оказать на Армению давление с тем, чтобы та вывела свои войска за пределы территории Азербайджана, восстановить границы и обеспечить процесс восстановления мира на этих территориях, либо обеспечить применение норм международного права в соответствии с уставом ООН. И в этом случае у ООН есть все основания, чтобы применить санкции к стране-агрессору, сначала экономические, политические, а потом и военные.
 
- При Гейдаре Алиеве Азербайджан вышел в число стран-лидеров на постсоветском пространстве по эффективности внешнеэкономических отношений. И США, и многие страны Европы, и Китай проявляют очень большой интерес к Азербайджану. Насколько экономические успехи влияют на политическую поддержку?
 
- Азербайджан желает, прежде всего, себе благополучия, мира и процветания. Того же он желает соседям. Потому что не может быть процветания в доме, если у соседей пожар. Поэтому мы стараемся и хотим проводить политику добрых взаимоотношений со всеми соседями. У нас добрые отношения с Россией, Грузией, Ираном… С Арменией мы тоже будем строить добрые отношения, когда наши территории будут освобождены.
 
Но даже при наличии хороших отношений с соседями и мировыми державами, конфликт не решен. Для этого должна быть политическая воля у тех, кто может помочь в решении конфликта, и мы видим, что этой воли пока нет. Минская группа, которая действует в соответствии с волей стран-сопредседателей, не хочет решать этот вопрос.
 
Взять ту же сопредседательствующую Францию. Страна с глубокими демократическими традициями, с которой связывали демократические идеалы, принимает закон, который устанавливает уголовную ответственность за свободу мысли и свободу слова. Причем инициатором этого закона выступает президент, и парламент его принимает. Благо, Конституционный совет признал его противоречащим Конституции Франции. Но факт остается фактом.
 
- И Молдова, и Азербайджан являются членами Восточного партнерства. Нас объединяют общая цель - европейская интеграция, евромодернизация, доведение условий жизни до уровня лучших европейских практик. А как воспринимают в Азербайджане эту политику государства?
 
- Европа обладает очень хорошими демократическими стандартами и стандартами в области госуправления. К слову, многие из них уже внедрены в Азербайджане. Но для нас евроинтеграция не означает обязательное вступление в ЕС, в НАТО. Мы вошли в движение неприсоединения. Азербайджан реально нейтральная страна, которая стремится развивать демократию, обеспечивать верховенство закона, внедрять все нормальные и эффективные евростандарты. Те, которые не отвечают нашему национальному и религиозному менталитету, не берутся в расчет.
 
Наше согласие участвовать в проектах Восточного партнерства, вовсе не означает, что все предлагаемое будет беспрекословно выполнено. Прежде всего, это должно отвечать интересам Азербайджана.
 
Партнерство предполагает равенство. Партнеры должны получать взаимную выгоду, они должны вместе определять цели и вместе к ним идти. Это не диктат одной из сторон.
 
Я, например, сомневаюсь, что в рамках этой структуры могут быть партнерами Азербайджан и Армения. И если Европа хочет, чтобы эта структура функционировала нормально, она должна содействовать разрешению конфликта. Не закрывать глаза на него, говорить, что это не наш вопрос, что есть Минская группа…
 
- Существует устойчивое мнение, что и Молдова, и Азербайджан входят в пояс конфликта интересов между нарастающей новой интеграционной структурой - Евразийским союзом - и другими интеграционными системами, которые испытывают определенные трудности. Тем же Евросоюзом. У нас эта тема активно эксплуатируется, на нее списываются огромные недоработки и политического, и экономического плана. Каковы мнения в Азербайджане?
 
- В мире все взаимосвязано. Все процессы откладывают свой отпечаток на процессы в наших странах. Обострение ситуации на границе Азербайджана и Армении в зоне Карабахского конфликта - это показатель, что ситуация не проходит мимо нас.
 
Азербайджан проводит политику неприсоединения. Наша задача – демократическое и экономическое развитие, прогресс. Мы избегаем всего, что противоречит нашей цели.
 
Многие из звучащих заявлений условны и не заставят нас свернуть со своего пути. Азербайджан будет и впредь вести взвешенную и независимую политику.
Наталья Узун

Комментарии (0) Добавить комментарии