Закон

Мой дом – моя ценность

15.12.2009, 15:28
{Мой дом – моя ценность} Молдавские Ведомости

«Моя бабушка завещала квартиру мне и сестре, но прописала туда, кроме нас, мужа и сына сестры. Хочу знать, кто теперь, когда бабушка умерла, является владельцем квартиры?»

«Квартира принадлежит брату, который шесть лет работает в Москве. Перед отъездом он сдал свою жилплощадь квартиросъемщикам, которых нашел по «Маклеру», и одного прописал там. Имеют ли они право на квартиру?»

«Мы снимаем приватизированную квартиру в течение трех лет, прописаны в ней и хотели бы переоформить ее на себя, потому что хозяин год назад судом был официально признан пропавшим без вести. Можем ли мы это сделать, учитывая, что все эти годы мы оплачивали коммунальные услуги, следили за квартирой и даже сделали в ней ремонт?»

Ответ юриста:

Проблема во всех трех случаях одна. Наши граждане до сих пор «по старинке» считают, что прописка порождает право собственности на квартиру. Это было актуально в советские времена, когда большинство проживало в государственных квартирах и прописка была единственным свидетельством «принадлежности» жилья кому-либо. Ситуация давно изменилась. Сегодня, когда основная часть жилого фонда приватизирована, а новые квартиры и дома покупаются в частную собственность, суть прописки изменилась. Теперь прописка по функциям приравнивается к регистрации по месту жительства. И, независимо от ситуации, не порождает права собственности на квартиру или дом.

Поэтому в первом случае, кто бы ни был прописан в квартире, ее собственниками по завещанию являются обе внучки. Второй случай, хоть и кажется опасным для собственника жилплощади, тоже не повод для беспокойства. Если владельцем квартиры является брат, если он никому не дарил и не продавал квартиру или ее часть, то никто другой не может претендовать на нее. Люди, которые арендуют жилплощадь, не имеют на нее никаких прав, кроме указанных в договоре аренды.

А вот автора третьего вопроса мы вынуждены огорчить. Даже если хозяин признан судом без вести пропавшим, у него наверняка есть родственники, близкие или дальние. Право на квартиру всецело принадлежит им. Оплата коммунальных услуг и содержание квартиры в порядке – ваша обязанность по договору аренды. Что касается ремонта, то здесь, в случае если это дорогостоящий капитальный ремонт, закон на вашей стороне. Прежде чем съехать с квартиры, вы можете потребовать у настоящих хозяев выплатить вам деньги, потраченные на эти улучшения.

«В этом году мы установили в квартире автономное отопление и расширили большую комнату за счет лоджии. Все эти изменения есть на плане БТИ, в документах, связанных с установкой отопления и составленных в «Кишинэу Газ» и «Термокоме». Закончив все, мы решили проверить и опломбировать счетчики. Но специалисты из жилищного управления отказались это делать, пока мы не представим им все документы на перепланировку, в том числе выданные примэрией, санэпидемстанцией, управлением архитектуры… Этих справок у нас нет, поэтому они так ничего не опломбировали и ушли, грозя проблемами и штрафами. Действительно ли нам нужны эти документы? Где их взять? Имеют ли право работники ЖУ отказывать нам в опломбировании счетчиков?»

«Мы малообеспеченная семья, жена – инвалид 1-й группы, и у нас большие долги по коммунальным услугам. Хотим прописать в нашей квартире совершеннолетнего сына – ему это необходимо для трудоустройства. Обратились в ЖЭК, но там нам сказали, что никого мы прописать не сможем, пока не выплатим все долги по коммунальным услугам. Получается замкнутый круг: он не будет работать, долги будут расти…»

Ответ юриста:

Оба этих случая, увы, являются превышением полномочий либо некомпетентностью сотрудников жилищных управлений. В первом случае им ничто не мешало опломбировать счетчики, и они уж точно не должны были требовать у жильцов весь пакет документов.

Сам факт такого требования говорит о некомпетентности: компетентный работник ЖУ попросил бы просто документ из кадастрового органа (бывшее БТИ), на плане которого должны быть указаны изменения. Только этот документ в итоге остается на руках у собственника, все остальные справки и разрешения «оседают» в кадастровом органе, который является последней инстанцией, выдающей документы о легальности перепланировок. Поэтому авторы первого обращения ничего противозаконного не совершили, а просто столкнулись с некомпетентностью работников жилищного управления по месту жительства.

Второй случай – это, скорее, намеренное введение в заблуждение юридически неграмотных граждан. К прописке сына обратившегося в редакцию мужчины жилищное управление вообще никакого отношения не имеет. Прописка осуществляется в паспортном столе по месту жительства, и стоит… 4 лея. Нужно только учесть, что для прописки совершеннолетнего мужчины потребуется военный билет или приписное свидетельство, зарегистрированное в Кишиневе. Кроме того, нужно взять с собой паспорта владельца квартиры и прописываемого, документ, подтверждающий право собственности на квартиру, домовую книгу. Никаких свидетельств оплаты коммунальных услуг в паспортном столе у вас не потребуют.

«В квартире прописаны я и мама. Мне 19 лет. Маме не нравится мой образ жизни, и она грозится выселить меня. Возможно ли это?»

«Дом, в котором мы живем, принадлежит двум хозяевам. Недавно наш сосед, пожилой мужчина, умер, и часть дома досталась его племяннице. Жить она здесь не хочет, нам продавать – тоже, а собирается вселить квартирантов. Мы категорически против, потому что у нас маленькие дети, а квартиранты, то есть фактически чужие люди, будут ходить с нами по общему коридору. Имеет ли она право так поступить?»

Ответ юриста:

Общим в двух этих случаях является то, что право собственности на часть квартиры непременно порождает право распоряжения ею. И осуществлению этого права законного владельца никто помешать не может, каким бы неудобным или, порой, даже аморальным оно ни казалось.

В первом случае мать не может выселить дочь, если дочь участвовала в приватизации квартиры и, соответственно, является собственником ее части. При этом какая именно часть принадлежит дочери, зависит от количества участников приватизации. Если в приватизации участвовали только двое, тогда ½ квартиры принадлежит дочери, и мать не может выселить ее даже через суд, потому что это будет нарушением права собственника. Если же дочь в приватизации не участвовала, либо квартира приобретена матерью по договору купли-продажи, то совершеннолетняя дочь права на эту жилплощадь не имеет и вполне может быть выписана и выселена оттуда.

Второй случай отличается от первого лишь количеством участников. Если племянница умершего соседа, которому принадлежит полдома, вступила во владение этим имуществом, она вправе распоряжаться им по своему усмотрению. Это право собственности, защищаемое Конституцией, и каких бы неудобств в конкретном случае оно ни причиняло, с этим надо смириться. Или попытаться договориться с соседями и жить с ними в мире и согласии.

Комментарии (0) Добавить комментарии