Экономика

Молдаване дерутся, а у голландцев чубы трещат

18.01.2011
{Молдаване дерутся, а у голландцев чубы трещат} Молдавские Ведомости
 
Прошлой весной в Молдове весьма пышно был проведен инвестиционный форум. Можно сказать, отмечался своеобразный «день иностранного инвестора». Тогда, помнится, в честь иностранцев-инвесторов высшие госчиновники устраивали в Республиканском дворце целый прием. Министр экономики Валерий Лазэр ходил и жал руки европейским, американским, русским и китайским бизнесменам, которые были приглашены посмотреть, во что у нас тут можно вложить деньги.
 
В. Лазэр говорил тогда о кризисе, о важности иностранных инвестиций в Молдову, о том, что их мало, о том, что нужно сделать страну более привлекательной для инвесторов, чтобы никто их не пугал и не обижал. По его словам, «солидный поток инвестиций» обеспечит конкурентоспособность нашей страны.
 
О результатах того форума В. Лазэр и сам много не распространялся, но уже тогда, весной, было видно, что это всего лишь красивые декорации, ширма, за которой скрывается нежелание или неспособность копнуть глубже. Иначе как еще объяснить, что во время пламенных признаний абстрактным иностранным инвесторам в любви, одного совершенно определенного инвестора из Голландии, который рискнул на свою голову прийти в Молдову, элементарно кинули.
 
История провала
 
История о сельскохозяйственном предприятии Avicola Nord в свое время облетела всю страну. Голландская компания Vencomatic во главе с Франком ван Эхудом в 2000 году вложила в это дело 600 тыс. евро (на тот момент около 7 млн леев).
 
Вплоть до 2008 года в предприятие продолжали вкладывать деньги и проводить тренинги для работников. Так что сумма инвестиций выросла во много раз. А через восемь лет поступления от Avicola Nord в госбюджет вдруг упали - с 3 млн леев до 200 тысяч…
 
Существует по крайней мере две версии того, что произошло с Avicola Nord.
 
Версия первая – рейдеры
 
В 1999 году предприниматель Георгий Бырлэдян вместе с партнерами и своим сыном приобрел контрольный пакет акций госпредприятия Avicola Nord. Его выставил на торги Госдепартамент приватизации. Тогда у предприятия была масса долгов – почти 5 млн леев. К слову, это эквивалентно годовому обороту фабрики.
 
Частные инвесторы за пару лет привели Avicola Nord в порядок, расплатились с долгами, позвали специалистов-ветеринаров. Именно тогда в предприятие вложил деньги и Франк ван Эхуд.
 
Кстати, в тот период Avicola Nord три года подряд становилась обладательницей звания «Лучший налогоплательщик года».
 
«Мой отец работал днем и ночью, - рассказал прессе сын Бырлэдяна Георгий. - Он по крупицам создавал свое детище. Получал грамоты лучшего налогоплательщика уезда, района, республики. В 2007 году завоевал звание «Торговая марка года» и медаль Трудовой славы».
 
Тем не менее, рассказывает сам Г. Бырлэдян, летом 2008 года к нему пришли с полицией, прессой, без каких-либо документов и обвинили в уклонении от налогов. И тут же сняли с должности, запретив доступ на предприятие.
 
Позже Бырлэдян рассказал прессе, что Avicola Nord захватил его бывший партнер Николай Стадинчук. «Отстранять или назначать директоров может только собрание акционеров. Я не знаю, с какими влиятельными лицами общался Стадинчук, не знаю, что он им наговорил, в какое ввел заблуждение судебные инстанции, но то, что произошло, не вписывается ни в какие рамки»,- жаловался Бырлэдян.
 
Он и работники предприятия подали иск в суд, и через два месяца было вынесено решение, признавшее снятие с должности незаконным. Несмотря на это реально ничего не изменилось – директора и еще восьмерых бухгалтеров по-прежнему не пускали на предприятие.
 
Более того, говорит Бырлэдян, ему начали угрожать расправой. По его словам, у него есть доказательства того, что угрожали и судьям, которые выносили многочисленные решения не в его пользу.
 
«Я обращался к Воронину, Лупу, Гимпу, Филату, даже к митрополиту!», - возмущается Г. Бырлэдян.
 
А тем временем терпело крах его детище. «При новом руководстве поступления от предприятия в бюджет сократились в 15 раз! К тому же перестали приходить начисления в фонды социального страхования…», - перечисляет Бырлэдян.
 
Он убежден – «предприятие захватили рейдеры, которые пользуются поддержкой власти». «В багаже этой преступной группировки – десятки разваленных предприятий, частных и государственных, после которых остались только история и название», - заявил Бырлэдян на пресс-конференции.
 
Версия вторая – предатель
 
По другой версии все произошло с точностью до наоборот.
 
Честному предпринимателю Николаю Стадинчуку в 1999 году «кто-то в правительстве» предложил выкупить контрольный пакет акций госпредприятия Avicola Nord. В течение года Стадинчук налаживал производство и выправлял финансовую ситуацию предприятия.
 
В 2000-м Николай Стадинчук сделал своего знакомого - бывшего замминистра сельского хозяйства Георгия Бырлэдяна - директором предприятия.
 
Но Стадинчуку не понравилось, как ведет дела Бырлэдян, он заподозрил его в махинациях. По словам Стадинчука, «директор заменил специалистов предприятия своими родственниками, проводил сомнительные сделки и не выплачивал дивиденды акционерам».
 
Недолго думая Стадинчук обратился в суд, который наложил арест на акции Г. Бырлэдяна. В ответ экс-директор «задействовал все ресурсы, какие только можно», чтобы спасти свое положение. «Были предприняты попытки незаконно задержать административного управляющего и ведущих специалистов фабрики. Им угрожали физической расправой, шантажировали безопасностью близких, запрещали выходить на работу», - рассказал Стадинчук.
 
«Бырлэдян угрожал моей семье отнять последнее и пустить с котомкой по миру!», - утверждает предприниматель, который также намерен отстаивать свою правду.
 
Кто прав, а кто виноват?
 
На эти вопросы, похоже, будут отвечать уже судьи Европейского суда по правам человека, куда намерен обратиться Георгий Бырлэдян. Что делать? – и себе и нам задает вопрос Франк ван Эхуд.
 
«То, что происходит в течение вот уже трех лет, заставляет меня задать вопрос: целесообразно ли иностранному инвестору приходить в Молдову и инвестировать, если можно потерять все в два счета? Даже когда правительство иностранного государства вовлечено в такой проект!» – спрашивает голландский предприниматель.
 
«Мы теряем деньги... Но, думаю, Молдова теряет гораздо больше, чем деньги», - печально констатирует Франк ван Эхуд.
Захар Корецкий

Комментарии (5) Добавить комментарии

  • x

    t0twfo1o

    wly7kuh5

    insurance

    fniccd18

    qahh6mg4

  • x

    rk2uks7r

    cj6jikul

    insurance

    gdem2mla

    usth9hkk

  • x

    Наивные голландцы да и прочие..воистину,пока сам на грабли не наступишь. При въезде в это "государство" надо повесить плакат "ВОРЫ"Здесь главное дядя-ття-нанаш-фин-швед и прочая мракобестская хрень. Уж честнее в Таджикистане, это хоть не скрывается...Европа..недоделанная.

  • x

    Просто надо ввести уголовную и имущественную ответственность за все убытки при пройгрыше РМ судов в ЕСПЧ и запрет на занятие должностей.

  • x

    Это может означать одно- такому государству лучше не быть вовсе