Политика

Муниципальная колода

03.03.2010
{Муниципальная колода} Молдавские Ведомости
Из непосредственно тех фракций, которые были основаны сразу же после выборов 2007 года, «дожили» до сегодняшнего дня и вовсе лишь три – Партии коммунистов, Либеральной партии и Альянса «Наша Молдова». При этом, без потерь удалось за три года обойтись только либералам. Что, в принципе, вполне логично – когда бренд под названием «Дорин Киртоакэ» только начинал своё становление, список потенциальных советников не пестрил людьми по-настоящему заметными и уйти кому бы-то ни было из них смысла изначально не было. В добавок после июльских парламентских выборов возможности партии порядочно возросли, в то время, как состав фракции вовсе потерял какую-либо претензию на харизматичность – все более-менее заметные люди перешли либо в парламент либо в правительство.
 
Коммунистам и АМН в этом плане повезло значительно меньше – им не посчастливилось сохранить первоначальный численный состав. Фракция ПКРМ в какой-то момент была даже близка к тому, чтобы вырасти – за счёт поддержки бывшего «эсдека» Эдуарда Мушука. Но Мушук теперь тоже перебрался в парламент, а сменивший его советник Михай Рошкован никогда особой любовью к партии коммунистов не отличался. Ну, а после потери власти фракцию покинули два советника – Штефан Круду и Вадим Кожушняну.
 
Наблюдатели связали их уход с появлением новой партии, созданной «экс-коммунистами» - «Единой Молдовы». Но, как показывает время, выводы были сделаны слишком рано – оба советника по-прежнему независимы и с кем пойдут дальше тоже непонятно. При этом, если директор комбината ритуальных услуг Кожушняну может быть кому-то интересен как обладатель определённых ресурсов, то бывший представитель коммунистов в Крузештах с результатом в 16% на выборах Круду вряд ли займёт какую-то партию по-настоящему.
 
Альянс «Наша Молдова» не так давно доукомплектовался – известный акциями в защиту бизнеса Рошкован, получив мандат от СДПМ, как раз в «Нашу Молдову» и перешёл. Но это случилось уже после того, как из фракции были исключены два других советника – Олег Черней и Михай Чебан. Последний присоединился к Либеральной партии, увеличив её фракцию до двенадцати человек. Черней предпочёл остаться независимым, что, наверное, хорошо подходит для его имиджа одного из самых экстравагантных советников. С другой же стороны, то, что Черней к либералам не поспешил, логично. С генпримаром Киртоакэ у него, похоже, вполне тёплые отношения, но по позициям он скорее ближе к партии критикующего в последнее время столичное руководство премьера Владимира Филата. Ещё во время апрельской кампании рассорившегося с руководством Альянса «Наша Молдова» советника часто можно было увидеть в ЦИКе рядом с Александру Тэнасе, или Михаем Годя. Что же касается «Love Story» Чернея с АМН, то она, наверное, войдёт в будущие учебники политологии за уникальный прецедент: ещё до апрельских выборов советник обвинил руководство партии в таких грехах, как чуть ли не продажа мест в списках кандидатов, но при этом, в списке кандидатов от АМН на июльские выборы он, хоть и на «восемьдесят-последнем месте», но остался. С чем это связано, с нехваткой других кандидатов, или с кратковременным склерозом составителей списка, не известно до сих пор, но случай сам по себе интересен.
 
Единственная из фракций, образованных не сразу после выборов 2007 года, а позднее, ЛДПМ. Теперь она ещё и порядком прибавила в весе, с учётом трёх бывших социал-демократов, присоединившихся к «команде Филата». Так что теперь у фракции шесть мест в мунсовете. В перспективе может стать больше – напомним, незадолго до социа-демократов расформировали фракцию христианские демократы Юрия Рошки. В данном, правда, случае, об уходе заявили не все советники, а двое из четверых. Но оставшихся двоих уже не хватает для существования фракции. Бывшие члены ХДНП теперь независимые консильеры. Но если предполагать, к кому они могли бы присоединиться, вариант «ЛДПМ» выглядит наиболее вероятным.
 
Во всяком случае, фракция либерал-демократов сейчас третья по численности в совете. Это, кстати, при том, что ещё в апреле стоял негласный вопрос о её ликвидации. Тогдашний лидер фракции Александру Тэнасе был избран в парламент, а место переходило к резервному кандидату от Демпартии, от которой и избирались в 2007 году будущие основатели ЛДПМ. Оставшись без Тэнасе вдвоём, либерал-демократы не потеряли фракции лишь за счёт достаточно быстрого перехода в их состав ещё одной социал-демократки Лоретты Хандрабуры. Это было несколько неожиданно, поскольку до этого Хандрабуру «правая» часть совета не раз критиковала. Правда, делали это, в основном, либералы Гимпу, а не либерал-демократы Филата. Сейчас Хандрабура, кстати, одна из лидеров женской организации ЛДПМ, а не так давно была назначена на пост вице-министра просвещения.
 
Единственная из заметных партий, не обладающая фракцией в мунсовете – Демократическая. При этом в 2007 году фракция у демократов была, да ещё и из пяти человек (четверо избранных от ДПМ плюс национал-либерал Михай Северован). Но вскоре трое из пяти демократов стали либерал-демократами и создали новую фракцию. Ушёл от демократов и Северован, попутно обвинив тогдашнего председателя партии Дмитрия Дьякова в диктате. Довольно долго ДПМ располагала в совете одним лишь консильером – ветераном молдавской политики Оазу Нантоем. Правда, фракцией удалось на какой-то период, всё-таки, обзавестись – путём объединения Нантоя с двумя советниками-гуманистами. Однако, фракция демократов-гуманистов тоже распалась. Что вряд ли кого-то расстроило – хоть она и существовала юридически, ни о какой консолидированности трёх советников речи не шло: демократ Нантой и гуманист Онищенко регулярно отстаивали в совете диаметрально противоположные точки зрения.
 
Что касается независимых советников, то их почти что рекордное число – тринадцать. Большая часть представляет ту, или иную партию, но решающей роли, конечно, не играют. Некоторые, правда, стараются выглядеть эффектно – тот же Валерий Клименко, к примеру, довольно часто голосующий с коммунистами, при этом их же и обвиняя, или Северован, поддерживающий инициативы правых, но, учитывая конфликт национал-либералов и либерал-демократов, не ставший им по-настоящему близок.
Раду Берилэ

Комментарии (5) Добавить комментарии