Закон

Насилие над законом

14.01.2011
{Насилие над законом} Молдавские Ведомости
Борьба с новыми преступлениями первоначально происходит с помощью принятия соответствующего закона, а затем – с помощью их применения. Так когда-то произошло с торговлей людьми: многочисленные неправительственные организации и представители международного сообщества лоббировали включение этой статьи в молдавский Уголовный кодекс, добились своего, и вскоре применение законодательного «нововведения» позволило в разы снизить достигшую к тому времени беспредельного уровня продажу за рубеж молдавских женщин.
 
Тяжелее «идет» применение законов, наказывающих агрессоров, которые совершают преступления «за закрытыми дверями» своих квартир. По данным организации La Strada, 97% обращающихся за помощью жертв семейного насилия – женщины. 66% от их общего количества - жертвы насилия со стороны мужей, 8% - со стороны сожителей, 6% - детей, 3% - родителей, 2% - родителей мужа.
 
Около 10% обращающихся за помощью продолжают терпеть насилие со стороны уже бывших мужей: официально пара разведена, но из-за финансовых проблем экс-супруги продолжают проживать вместе.
 
55% «проблемных» семей имеют хорошее материальное положение, что еще больше усложняет ситуацию. Кроме детей, нажито совместное имущество. Да и родственники, друзья против развода: «опозоришь доброе имя семьи».
 
Юристы La Strada отмечают, что чаще всего жертвы насилия обращаются за консультацией по поводу развода, однако, процент тех, кто, чуть не ежедневно подвергаясь насилию, собирается «сохранить семью» - тоже очень велик.
 
Самое главное в этом то, что подавляющее большинство женщин, обращающихся за юридической помощью в La Strada и Casa Marioarei, ведут речь о применяемом к ним физическом насилии. Однако форм насилия в семье много, и основная ценность новой статьи УК была в том, что она установила наказание за все формы, включая психологическое и экономическое.
 
Впрочем, статья, которую так ждали, совершенно не работает. За 2010 год по преступлениям, связанным с насилием в семье, было зарегистрировано 278 заявлений от потерпевших, но возбуждено лишь 24 уголовных дела. Из них всего пять – по новой статье. Решение на сегодняшний день вынесено лишь по одному из пяти дел: приговором суда жителя Чадыр-Лунги обязали 200 часов бесплатно работать на благо общества – за то, что он избивал жену и сына.
 
При этом по-прежнему применяются другие статьи УК – в пяти случаях агрессоры были привлечены к ответственности за убийство, в четырех – за изнасилование, в восьми – за нанесение тяжких или средней тяжести телесных повреждений и в двух случаях – за угрозу лишить жизни. Также в 186 случаях виновные подверглись штрафу за правонарушение.
 
Из этого следует, что большинство женщин, страдающих от внутрисемейной агрессии, не получают никой помощи, вынуждены жить с обидчиками, да еще и за каждое свое обращение в правоохранительные органы выплачивать государству штраф из семейного бюджета. Вот такое оригинальное решение проблемы.
 
В чем же дело? Кто «тормозит» применение такого удачного во всех отношениях законодательного «нововведения»?
 
Эксперт по правам человека и адвокат Дойна Иоанна Страистяну представляет интересы потерпевших по более чем 20 случаям, связанным с насилием в семье. «Каждый раз я обращалась в полицию с просьбой возбудить уголовное дело по статье 201\1 Уголовного кодекса «Насилие в семье», но во всех случаях получала отказ, - говорит адвокат. - Это означает, что защита от экономического и психологического насилия пока существует только на бумаге».
 
Не применяется новая статья и по делам о физическом насилии. «А ведь логично было бы возбуждать дело по двум статьям – например, по убийству и по насилию в семье – чтобы суд мог правильно определить наказание, - замечает Страистяну. - Ведь закон утверждает, что когда убийство, несение телесных повреждений совершает член семьи – это отягчающее обстоятельство, которое должно отражаться на наказании. Но никто это во внимание не принимает».
 
Много говорилось и о том, что введение в УК новой статьи заставит в полную силу «заработать» и закон о борьбе с насилием в семье, принятый еще в 2007 году. Но и этого не произошло.
 
«Закон о борьбе и предотвращении насилия в семье предусматривает такую меру, как защитный ордер. Это документ выдается потерпевшей. В нем значится, что агрессор должен выселиться из дома на 30-90 дней, и не приближаться к жертве менее чем на установленное расстояние. Так вот в выдаче этих ордеров отказывают сплошь и рядом, - говорит Дойна Иоанна Страистяну. – Приходится прибегать к другим мерам: жаловаться на полицейских в прокуратуру и вышестоящему начальству, и только это может возыметь действие».
 
Когда адвокату окницкой подзащитной в очередной раз отказали в предоставлении ордера, юрист написала письмо в Европейский суд. Так вот лишь звонок из Страсбурга в Генпрокуратуру и МВД с просьбой разъяснить ситуацию сдвинул дело с мертвой точки.
 
Другая сторона «защитных ордеров» в том, что они попросту не выполняются. Полиция, которая должна следить за этим, смотрит на все сквозь пальцы. Адвокаты говорят, что в большинстве секторов Кишинева добиться исполнения этого ордера невозможно, и работает это, в основном, на периферии, да и то не везде.
 
Более того, есть немало примеров, когда несоблюдение законов приводит к ухудшению положения жертв. Например, прошлогодняя «история», произошедшая в городе Калараш. Полиция знала, что семья проблемная, им неоднократно поступали заявления от жертвы, но мер принято не было. В итоге глава семейства зарубил жену топором. А ведь это можно было предотвратить, вовремя применив меры, которые уже есть в законе.
Евгения Кириллова

Комментарии (0) Добавить комментарии