Закон

Непризнанный «коридор смерти»

09.12.2011
{Непризнанный «коридор смерти»} Молдавские Ведомости
 
На момент всем известных политических событий апреля 2009 года, Андрею Тарабурке исполнился 21 год. Он участвовал в акции протеста вместе со своим другом. Из материалов дела следует, что в момент, когда приятели уже собирались уезжать домой на такси, к ним подошли три человека в штатском и заставили сесть в стоявшую неподалеку полицейскую машину.
 
«Коридор смерти»
 
Вскоре молодые люди оказались в Комиссариате полиции сектора Ботаника. Утром 8 апреля в камеру зашли трое полицейских и начали избивать Андрея. В результате он потерял сознание. Когда очнулся, лицо было разбито, носом шла кровь. 
 
Было возбуждено уголовное дело по статье «Участие в массовых беспорядках». В тот же день Андрея перевели в изолятор Генерального комиссариата полиции, его осмотрел врач, но не нашел никаких признаков жестокого обращения. Далее Тарабурке назначили государственного адвоката, и 10 апреля он предстал перед судьей по уголовному преследованию. Суд определил меру пресечения в виде ареста на 30 суток, и в эту же ночь парня перевели в пенитенциарное учреждение N13 в Кишиневе. В своем заявлении в ЕСПЧ Андрей говорит, что в тюрьме ему пришлось пройти через «коридор смерти». Эта известная пытка предполагает, что полицейские выстраиваются по обе стороны коридора, и каждый из них должен ударить проходящего мимо заключенного, пока тот не выйдет из «коридора смерти».
 
Вскоре родители пострадавшего нашли частного адвоката, который 14 апреля 2009 года впервые встретился с заключенным. В тот же день Андрея осматривал врач, который обнаружил и документально зафиксировал нанесенные травмы, а адвокат помог составить и передать жалобу в прокуратуру. В письме были подробно описаны способы жестокого обращения, которые применяла к демонстранту полиция.
 
Вторую жалобу в прокуратуру Андрей написал 15 апреля. В это же время адвокат опротестовал решение суда о применении меры пресечения в виде ареста. Вердикт судьи по уголовному преследованию был отменен 16 апреля 2009 года, после чего Андрея немедленно освободили.
 
Дело признано бездоказательным
 
Первая жалоба попала в прокуратуру 21 апреля 2009 года, и прокурор инициировал расследование – не по факту применения пыток, а просто, чтобы понять – что на самом деле происходило в те дни, когда Андрей был под арестом.
 
После официальной даты начала рассмотрения материалов прокурор больше месяца ждал, когда МВД передаст ему все материалы дела. «Расследование обстоятельств дела» закончилось 12 июня, после чего было принято решение не начинать уголовное преследование полицейских.
 
Мотивация была следующей: приятель, вместе с которым Тарабурка был на площади, дал показания, что «лично его не били, и он не видел, чтобы били Андрея». Исходя из этого, прокурор предположил, что зафиксированные медиком телесные повреждения пострадавший получил еще на площади, во время протестов. Так и написал в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела.
 
Примерно в то же время закрыли и уголовное дело в отношении Андрея Тарабурки – за отсутствием доказательств.
 
Правительство Молдовы заверило ЕСПЧ, что пострадавшего никто не избивал. Более того, сообщило европейским судьям, что «задержанному сразу предоставили адвоката, но на пытки в полиции он почему-то пожаловался только через неделю после ареста, 14 апреля». Медицинские исследования, проведенные после освобождения Андрея из тюрьмы, обнаружили повышенное внутричерепное давление и состояние сильного стресса.
 
А Евросуд против
 
Не найдя справедливости дома, Андрей Тарабурка обратился в Евросуд с жалобой на жестокое, бесчеловечное обращение в полиции, которое может быть квалифицировано по статье 3 ЕКПЧ «Запрещение пыток». Заявитель обратил внимание суда на то, что его обращение в прокуратуру не повлекло за собой всестороннего рассмотрения этого случая, а было скорее формальным. Он также отметил, что во время ареста ему не дали возможности связаться с родителями, чтобы те наняли частного адвоката, а назначенный защитник уклонялся от подачи жалобы в прокуратуру. Именно этим и объясняется, что первая жалоба на поведение полицейских датируется 14 апреля.  
 
Суд принял во внимание факт, что массовые избиения участников протеста 7 апреля 2009 года подтвердили, после всесторонних исследований, и Европейская комиссия по предотвращению пыток, и исследование комиссара Совета Европы по правам человека. Кроме того, в деле есть медицинские документы, свидетельствующие о том, что до того, как попал в руки полиции, Андрей хорошо себя чувствовал и был совершенно здоров. А после 16 апреля, когда его отпустили на свободу, состояние его здоровья заметно ухудшилось, не говоря уже о том, что на лице были видимые следы побоев.
 
Странным показалось европейским судьям и утверждение нашего правительства – о том, что «если бы били, сразу бы пожаловался». В своем решение ЕСПЧ прямо указывает на то, что отсутствие заявления не является доказательством того, что арестованного не били. Во-вторых, в тот период была зафиксирована масса случаев, когда назначенные адвокаты не только не защищали задержанных, но и, наоборот, игнорировали видимые признаки избиений и пыток.
 
То же самое ЕСПЧ сказал и о судьях по уголовному преследованию – несмотря на то, что многие полицейские впоследствии были наказаны за применение пыток, ни одного судью по уголовному преследованию, которые массово выносили постановления об арестах, не смутили разбитые лица подозреваемых. Так произошло и в этом случае.
 
Также суду показался странным способ, которым прокурор расследовал дело Тарабурки. 38 дней он ждал информации от полиции, а потом быстро принял решение, так и не опросив ни сокамерников Андрея, ни возможных свидетелей происшедшего. О решении прокурора жалобщик узнал лишь через месяц после того, как было издано постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
 
Все это, естественно, повлияло на решение Евросуда. Теперь Молдова должна Тарабурке 15 тыс. евро в качестве компенсации морального ущерба и 1,5 тыс. евро – за судебные издержки.
 
Но самое печальное не то, что эти деньги Минфин снова отдаст пострадавшему из карманов налогоплательщиков. Печально то, что это – первый прецедент по делам 7 апреля. Теперь ЕСПЧ сможет выносить такие решения «пачками».
 
Что это означает – догадаться нетрудно. В связи с событиями 7 апреля прокуроры рассмотрели 140 материалов, возбудили 58 уголовных дел и нашли ноль ответов на вопрос о том, кто же все-таки организовал те события и должен нести ответственность за все материальные и моральные последствия.
Анна Литвиненко

Комментарии (2) Добавить комментарии

  • x

    Послушай "писатель", ты видать крови хочешь?Так пойди на бойню и напейся вдоволь. Призывами к расстрелам еще в гражданскую утопили Великую Страну. Затем усатый демон добил все, что еще доброго осталось. Нечего доводить людей до бунта, а страну до нищенства. Комуняки в этом очень преуспели. Хотя и нынешние управители идут той же дорогой. Что сделать, они так же воспитаны коммунистами, увы иных пока нет в Молдове.

  • x

    НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТЕ СОБЫТИЯ ДОЛЖНО ВСЕ ОБЩЕСТВО ВЛАСТИ ТОГДА И ПРЕЗИДЕНТ МОГ ДАТЬ ПРИКАЗ НА СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И БЫЛИ БЫ ПРАВЫ У НАС В ЗАКОНАХ ВСЕ ЧЕТКО ПРОПИСАНО КТО И КАКИМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ ОБЛАДАЕТ И В КАКИХ СЛУЧАЯХ ПРИМЕНЯТЬ ЭТИ ПОЛНОМОЧИЯ. ОПОЗОРИЛИСЬ НА ВЕСЬ МИР , РАСТОПТАЛИ СИМВОЛ СТРАНЫ КОТОРЫЕ ВСЕНАРОДНО ПРИНИМАЛИСЬ ВСЕМ СЕРДЦЕМ НА НАЦИОНАЛЬНЫХ СОБРАНИЯХ И В БОРЬБЕ НАРОДНОГО ФРОНТА ЗА СВОБОДУ МОЛДАВИИ ИЩУТ ПРАВДУ МАРОДЕРЫ И ПОДЖИГАТЕЛИ РОЗНИ В НАРОДЕ И РЕВНИТЕЛИ РАЗРУШЕНИЯ СОБСТВЕННОЙ СТРАНЫ. ПОКОЛЕНИЕ КОТОРОЕ СЕГОДНЯ ПРИХОДИТ НА ЗАМЕНУ ТЕХ КТО СТРОИЛИ ЭТУ СТРАНУ ДАЖЕ НЕ СПОСОБНЫ СЕБЯ СОДЕРЖАТЬ НЕ ТО ЧТО-БЫ СОДЕРЖАТЬ ТЕХ КТО СТРОИЛ ЭТУ СТРАНУ И КТО ИХ ВЫРОС И ОБУЧИЛ ПРИШЛИ К ВЛАСТИ А РАБОТАТЬ ВО ВЛАСТЬ НЕ СПОСОБНЫ, ОКАЗАЛОСЬ ЧТО НЕ ДОСТАТОЧНО УМЕТЬ ПРИЗЫВАТЬ ЧЕРЕЗ ПОДСТАВНЫХ ЛИЦ МОЛОДЕЖЬ К КАКИМ -ТО ДЕЙСТВИЯМ, А ОКАЗАЛОСЬ ЧТО ВЛАСТЬ ЭТО ОТВЕСТВЕННОСТЬ И БОЛЬШОЙ ТРУД И УМЕНИЕ И ЗНАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СХЕМ И КАНАЛОВ ПОДЕРЖАНИЯ В ПОРЯДКЕ СТРАНУ И ЭКОНОМИКУ, ХОДИТЬ К ЛЮДЯМ И БАЗАР РАЗВОДИТЬ , СЧИТАТЬ СЕБЯ КРУТЫМ ЧТО ТЫ ДЕЛА ДЕЛАЕШЬ С КАКИМИ-ТО РАЗВЕДКАМИ ИЛИ ЧТО-ТО МУТИШЬ С НАДЕЖДОЙ УДЕРЖАТСЯ У ВЛАСТИ ВОЗМОЖНО НЕ СТРАНЫ А КАКОЙ- ТО ПРОВИНЦИЕЙ НА ОТШИБЕ РУМЫНИИ, УНИЗИТЕЛЬНО И МРАЧНО