Николай Андроник:
13.05.2009, 10:00
- Николай Сергеевич, в 90-х годах вы работали над законами страны, почему до сих пор они не работают?
- Над законами я работал, но Конституцию писали другие. Однако, если говорить о работе над Конституцией, то ее писали в угоду отдельным политикам. К примеру, когда определяли полномочия президента, различные группы влияния старались отхапать полномочия либо у президента, либо у спикера парламента.
К примеру, я до сих пор не согласен с положением Основного Закона Молдовы, где говорится, что в том случае, если президент не в состоянии исполнять свои обязанности, его место занимает председатель парламента. Ведь спикер парламента является лишь руководителем заседаний, а функции управления государством должны были переходить к премьер-министру. Из-за таких противостояний получилась полупрезидентская страна, где правит авторитарный политик, который всячески пытается подмять под себя и оппозицию.
Если говорить о том, почему законы не работают, то, наверное, в этом виновны власти, которые говорят о европеизации лишь для того, чтобы получить очередные гранты. "Лопнувшие" десятки заказных уголовных дел против оппозиции, сотни проигрышей в Европейском суде доказывают, что и нынешняя власть постоянно попирает законодательные нормы страны.
- А какой должна быть оппозиция?
- Во-первых, указывать власти на ошибки. Я никогда не понимал тех, кто называл себя конструктивной оппозицией. Конструктивным был только Юрий Рошка. Из-за того, что от имени оппозиции он объездил всю Европу и расхваливал коммунистов, Запад закрывал глаза на все, что творилось в Молдове. Кстати сказать, если бы я хотел хвалить Воронина, мне было бы это сделать легче, поскольку долгое время, до 2000 года, мы были соседями. Мне предлагалось вступить в ПКРМ, но имеет значение, какой политической доктрины ты придерживаешься. Главное желание улучшать жизнь страны, а не бесконечно обещать, как делает это уже 8 лет Партия коммунистов.
- Но почему оппозиция проигрывает ПКРМ, которая, как вы говорите, только обещает?
- Население боится голосовать за других, поскольку сильны ностальгические настроения по советским временам. В то же время соседние страны значительно обогнали Молдову по развитию, и сегодня наше государство - самое бедное в Европе. Но, как и писала ваша газета, нынешние коммунисты - только лицемерный брэнд с целью привлечь избирателей на свою сторону. Еще одной немаловажной причиной поражения многих оппозиционных партий - невозможность выйти в эфир общественных СМИ, а еще разобщенность партий.
- До ухода во внепарламентскую оппозицию, вы тоже были при власти. Как удалось стать депутатом, а позже и вице-премьером?
- К концу 1985 года, в 26 лет, меня направили из прокуратуры на работу в юридический отдел президиума Верховного совета МССР. Многому научил бывший завюротделом Андрей Цырфа, а также умнейшая женщина, секретарь президиума Анна Васильевна Мельник.
Когда в 1989 году состоялись первые демократические выборы в Верховный совет СССР, я участвовал в агитационной кампании экс-председателя президиума Александра Мокану. Он был кандидатом в народные депутаты СССР от нескольких районов. Именно тогда мне понравилась политическая работа - понял принципы общения с избирателями. В 90-м году, во время первых демократических, одномандатных выборов в Республике Молдова, я баллотировался независимым кандидатом в депутаты. Кроме меня, по этому же округу баллотировались еще 6 кандидатов, но я с первого тура набрал необходимое количество голосов по 37 Краснодонскому избирательному округу Кишинева. Горжусь, что предвыборные обещания, начиная с первой кампании до настоящего времени, я сдерживаю. И сегодня хочу поблагодарить избирателей Ботаники, которые за меня голосовали в те годы и позже. Хочу уверить, что был честен с ними до конца и все обещания выполнял. В 1993 году был избран на должность председателя парламентской комиссии по праву, а в 1994-м стал вице-спикером парламента.
- А еще чем гордитесь?
- Горжусь, что ратовал за автономию Гагаузии. Это позволило остановить эскалацию конфликта в гагаузской проблеме. Зато до сих пор помню, как после голосования за статус автономии некоторые политики меня называли манкуртом, то есть чужаком и предателем. Но это на их совести и за свои дела должно быть стыдно им. Если отвлечься от гордости, хочу упомянуть о том, за что мне стыдно. Стыдно не за себя, так как я все свои обещания всегда выполнял. Стыдно за тех политиков, которые заставляют других переписывать историю нашего государства. К примеру, в 1993 году с нынешним директором ГП "Registru" Владимиром Моложеном, экс-председателем комиссии по госбезопасности Виктором Берлинским мы изучали в Израиле опыт паспортизации и строительства будущего прототипа министерства информационного развития. И очень удивило, когда спустя годы, в музее Министерства информационного развития я обнаружил экспонаты, представляющие историю этого учреждения лишь с 2001 года с приходом Воронина. Но история страны начинается не с года прихода Воронина к власти. К сожалению, в 90-е годы он прятался в кустах в Москве.
Одно дело критиковать власть за ошибки, но другое стирать с лица земли любые напоминания о предшественниках. К примеру, когда пришел к власти Петр Лучинский, на общественном телевидении уничтожили архив Мирчи Снегура. Когда пришел Владимир Воронин, уничтожили архив Лучинского. Ладно, пускай предыдущий президент не был тебе другом, но ведь время его правления должно войти в историю, каким бы противоречивым оно ни было.
- Значит, в политике друзей нет?
- Лично я здороваюсь со всеми. Другое дело, что некоторые политики теряют чувство самооценки. К примеру, когда Снегур, по объективным причинам, не хотел присваивать Вадиму Мишину чин генерала, за последнего я замолвил слово. Но люди не виноваты, что он сегодня переоценивает свою значимость.
Если вернуться к вопросу о дружбе политиков, то обычно, когда ты при должности, дружат не с человеком, а с должностью. Поэтому политики, как правило, не дружат, а поддерживают друг с другом ровные рабочие отношения.
- Когда люди уходят из политики, чем обычно занимаются?
- На много быстрее себя находят экономисты. Одни занимаются бизнесом, другие сдают в аренду партийные офисы, третьи сотрудничают с различными международными фондами. Если говорить обо мне, то думаю серьезно заняться адвокатской деятельностью.
- Поскольку 13 мая вам исполняется 50 лет, интересно, чем праздник внепарламентского оппозиционера отличается от торжеств тех, кто у власти?
- Во-первых, юбилей буду праздновать дома в узком кругу. Когда ты на службе, то больше доступен тем, с кем работаешь. Во-вторых, статус оппозиционера освобождает тебя от тех друзей, которые дружили с твоей должностью, то есть от льстецов и лжи. Когда ты в оппозиции - на праздник приходят настоящие друзья. Поэтому надеюсь, что встречусь со своими истинными друзьями. Кстати, некоторые высокопоставленные чиновники так и не осознают, что зачастую окружающие поздравляют твое кресло, а не тебя.
- О чем говорят на дне рождения политика?
- Думаю, каждому надоедает политика на работе, и поэтому только тем, кто любит лесть, нравится выслушивать речи о том, какой ты умный и какую головокружительную карьеру заслуживаешь. Когда ты при должности - желают карьерного роста, а в моем случае, надеюсь, мне будут желать здоровья. По-моему, последнее более ценно.
На дне рождении, как правило, говорят о детях, отдыхе и многом другом, но только не о работе. Я думаю, что это плохая черта наших политиков вмешивать в рабочие дела близких родственников. Более того именно жены вмешивались в дела всех трех президентов Молдовы. И, смею уверить, это негативно влияло и влияет на состояние дел в государстве. Многие вопросы, которые не нравятся населению, решаются через жен.
- Ваши сыновья тоже хотят стать политиками?
- (Улыбается) - Александр и Кристиан-Николай (сыновья, - прим. "МВ"), конечно, хотят, но политика - это каторжный труд и, в такой стране как Молдова, опасный труд. Ведь у нас обычно, для компрометации политика, конкуренты начинают поливать грязью детей. Воронин когда-то был одним из ярых противников использования такого метода политической борьбы. Но, судя по недавним репрессиям Лучинского и Стати, сам он слишком увлекся таким грязным методом борьбы.
- Политическая деятельность проецируется на личную жизнь?
- Все зависит от понимания твоей роли на земле. Я видел людей, которые начинают, что называется качать права как перед подчиненными, так и в семье. Жена и дети любят же тебя за то, кто ты есть на самом деле, а не за твои должности, зарплату.
Игнат ВАЛИКОВ
- Над законами я работал, но Конституцию писали другие. Однако, если говорить о работе над Конституцией, то ее писали в угоду отдельным политикам. К примеру, когда определяли полномочия президента, различные группы влияния старались отхапать полномочия либо у президента, либо у спикера парламента.
К примеру, я до сих пор не согласен с положением Основного Закона Молдовы, где говорится, что в том случае, если президент не в состоянии исполнять свои обязанности, его место занимает председатель парламента. Ведь спикер парламента является лишь руководителем заседаний, а функции управления государством должны были переходить к премьер-министру. Из-за таких противостояний получилась полупрезидентская страна, где правит авторитарный политик, который всячески пытается подмять под себя и оппозицию.
Если говорить о том, почему законы не работают, то, наверное, в этом виновны власти, которые говорят о европеизации лишь для того, чтобы получить очередные гранты. "Лопнувшие" десятки заказных уголовных дел против оппозиции, сотни проигрышей в Европейском суде доказывают, что и нынешняя власть постоянно попирает законодательные нормы страны.
- А какой должна быть оппозиция?
- Во-первых, указывать власти на ошибки. Я никогда не понимал тех, кто называл себя конструктивной оппозицией. Конструктивным был только Юрий Рошка. Из-за того, что от имени оппозиции он объездил всю Европу и расхваливал коммунистов, Запад закрывал глаза на все, что творилось в Молдове. Кстати сказать, если бы я хотел хвалить Воронина, мне было бы это сделать легче, поскольку долгое время, до 2000 года, мы были соседями. Мне предлагалось вступить в ПКРМ, но имеет значение, какой политической доктрины ты придерживаешься. Главное желание улучшать жизнь страны, а не бесконечно обещать, как делает это уже 8 лет Партия коммунистов.
- Но почему оппозиция проигрывает ПКРМ, которая, как вы говорите, только обещает?
- Население боится голосовать за других, поскольку сильны ностальгические настроения по советским временам. В то же время соседние страны значительно обогнали Молдову по развитию, и сегодня наше государство - самое бедное в Европе. Но, как и писала ваша газета, нынешние коммунисты - только лицемерный брэнд с целью привлечь избирателей на свою сторону. Еще одной немаловажной причиной поражения многих оппозиционных партий - невозможность выйти в эфир общественных СМИ, а еще разобщенность партий.
- До ухода во внепарламентскую оппозицию, вы тоже были при власти. Как удалось стать депутатом, а позже и вице-премьером?
- К концу 1985 года, в 26 лет, меня направили из прокуратуры на работу в юридический отдел президиума Верховного совета МССР. Многому научил бывший завюротделом Андрей Цырфа, а также умнейшая женщина, секретарь президиума Анна Васильевна Мельник.
Когда в 1989 году состоялись первые демократические выборы в Верховный совет СССР, я участвовал в агитационной кампании экс-председателя президиума Александра Мокану. Он был кандидатом в народные депутаты СССР от нескольких районов. Именно тогда мне понравилась политическая работа - понял принципы общения с избирателями. В 90-м году, во время первых демократических, одномандатных выборов в Республике Молдова, я баллотировался независимым кандидатом в депутаты. Кроме меня, по этому же округу баллотировались еще 6 кандидатов, но я с первого тура набрал необходимое количество голосов по 37 Краснодонскому избирательному округу Кишинева. Горжусь, что предвыборные обещания, начиная с первой кампании до настоящего времени, я сдерживаю. И сегодня хочу поблагодарить избирателей Ботаники, которые за меня голосовали в те годы и позже. Хочу уверить, что был честен с ними до конца и все обещания выполнял. В 1993 году был избран на должность председателя парламентской комиссии по праву, а в 1994-м стал вице-спикером парламента.
- А еще чем гордитесь?
- Горжусь, что ратовал за автономию Гагаузии. Это позволило остановить эскалацию конфликта в гагаузской проблеме. Зато до сих пор помню, как после голосования за статус автономии некоторые политики меня называли манкуртом, то есть чужаком и предателем. Но это на их совести и за свои дела должно быть стыдно им. Если отвлечься от гордости, хочу упомянуть о том, за что мне стыдно. Стыдно не за себя, так как я все свои обещания всегда выполнял. Стыдно за тех политиков, которые заставляют других переписывать историю нашего государства. К примеру, в 1993 году с нынешним директором ГП "Registru" Владимиром Моложеном, экс-председателем комиссии по госбезопасности Виктором Берлинским мы изучали в Израиле опыт паспортизации и строительства будущего прототипа министерства информационного развития. И очень удивило, когда спустя годы, в музее Министерства информационного развития я обнаружил экспонаты, представляющие историю этого учреждения лишь с 2001 года с приходом Воронина. Но история страны начинается не с года прихода Воронина к власти. К сожалению, в 90-е годы он прятался в кустах в Москве.
Одно дело критиковать власть за ошибки, но другое стирать с лица земли любые напоминания о предшественниках. К примеру, когда пришел к власти Петр Лучинский, на общественном телевидении уничтожили архив Мирчи Снегура. Когда пришел Владимир Воронин, уничтожили архив Лучинского. Ладно, пускай предыдущий президент не был тебе другом, но ведь время его правления должно войти в историю, каким бы противоречивым оно ни было.
- Значит, в политике друзей нет?
- Лично я здороваюсь со всеми. Другое дело, что некоторые политики теряют чувство самооценки. К примеру, когда Снегур, по объективным причинам, не хотел присваивать Вадиму Мишину чин генерала, за последнего я замолвил слово. Но люди не виноваты, что он сегодня переоценивает свою значимость.
Если вернуться к вопросу о дружбе политиков, то обычно, когда ты при должности, дружат не с человеком, а с должностью. Поэтому политики, как правило, не дружат, а поддерживают друг с другом ровные рабочие отношения.
- Когда люди уходят из политики, чем обычно занимаются?
- На много быстрее себя находят экономисты. Одни занимаются бизнесом, другие сдают в аренду партийные офисы, третьи сотрудничают с различными международными фондами. Если говорить обо мне, то думаю серьезно заняться адвокатской деятельностью.
- Поскольку 13 мая вам исполняется 50 лет, интересно, чем праздник внепарламентского оппозиционера отличается от торжеств тех, кто у власти?
- Во-первых, юбилей буду праздновать дома в узком кругу. Когда ты на службе, то больше доступен тем, с кем работаешь. Во-вторых, статус оппозиционера освобождает тебя от тех друзей, которые дружили с твоей должностью, то есть от льстецов и лжи. Когда ты в оппозиции - на праздник приходят настоящие друзья. Поэтому надеюсь, что встречусь со своими истинными друзьями. Кстати, некоторые высокопоставленные чиновники так и не осознают, что зачастую окружающие поздравляют твое кресло, а не тебя.
- О чем говорят на дне рождения политика?
- Думаю, каждому надоедает политика на работе, и поэтому только тем, кто любит лесть, нравится выслушивать речи о том, какой ты умный и какую головокружительную карьеру заслуживаешь. Когда ты при должности - желают карьерного роста, а в моем случае, надеюсь, мне будут желать здоровья. По-моему, последнее более ценно.
На дне рождении, как правило, говорят о детях, отдыхе и многом другом, но только не о работе. Я думаю, что это плохая черта наших политиков вмешивать в рабочие дела близких родственников. Более того именно жены вмешивались в дела всех трех президентов Молдовы. И, смею уверить, это негативно влияло и влияет на состояние дел в государстве. Многие вопросы, которые не нравятся населению, решаются через жен.
- Ваши сыновья тоже хотят стать политиками?
- (Улыбается) - Александр и Кристиан-Николай (сыновья, - прим. "МВ"), конечно, хотят, но политика - это каторжный труд и, в такой стране как Молдова, опасный труд. Ведь у нас обычно, для компрометации политика, конкуренты начинают поливать грязью детей. Воронин когда-то был одним из ярых противников использования такого метода политической борьбы. Но, судя по недавним репрессиям Лучинского и Стати, сам он слишком увлекся таким грязным методом борьбы.
- Политическая деятельность проецируется на личную жизнь?
- Все зависит от понимания твоей роли на земле. Я видел людей, которые начинают, что называется качать права как перед подчиненными, так и в семье. Жена и дети любят же тебя за то, кто ты есть на самом деле, а не за твои должности, зарплату.
Игнат ВАЛИКОВ
Новости по теме
- Вчера, 13:27
- Вчера, 11:12
- Вчера, 10:01
- Вчера, 08:16
- 22.11, 17:43
- 22.11, 17:00
- 22.11, 16:58
- 22.11, 14:26
- 22.11, 11:14
- 22.11, 11:02
Комментарии (3) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 13:27
- Вчера, 11:12
- Вчера, 10:01
- Вчера, 08:16
- 22.11, 17:43
- 22.11, 17:00
- 22.11, 16:58
- 22.11, 14:26
- 22.11, 11:14
- 22.11, 11:02
La multi ani dle Andronic!
В.Филат однажды сказал,что иногда хорошо обдуманное высказывание,значит намного больше чем брошенный камень.Что мне ндравится у Н.Андроника,то что он очень грамотно аргументирует многие факты.Таких политиков у нас почти нет и если они бывают, то находятся в опозиции.С днем рожденья Николай Андроник и ... много Вам здоровья.Успехов в адвокатской деятельности,хотя при коммунистическом режиме я решил бросить юристпруденцию-она практически не имеет смысла.От любой работы надо получать удовольствие,а у нас к сожалению ты всеволишь "посредник".А сохранять здоровье очень выгодное вложение в данный период времени.Еще раз много здоровья!
с ув. от простого народа!
Sanatate si la Multi Ani!