Расследование

Особняк с «космическим» двориком

19.02.2013
{Особняк с «космическим» двориком} Молдавские Ведомости
Анатол ВИДРАШКУ: «Брусчатка во дворе нашего особняка идентична той, что уложена на Красной площади. До нас тут жили подряд несколько еврейских семей, в последнее время располагался горотдел департамента по охране памятников культуры и истории».
 
 На одной из тихих кишиневских улиц до сих пор стоит старинный особнячок, где когда-то собирались завсегдатаи масонской ложи «Овидиус №25». Это были в основном офицеры квартировавшей в городе пехотной дивизии под командованием графа Михаила Орлова – покровителя  местного масонства.Фасад особняка, в котором сегодня располагается издательство «Литера», смотрит на скверик, украшенный бюстом Орлова. Об этом историческом-идиллическом памятнике столицы мы расспросили владельца издательства «Литера», бывшего масона Анатола ВИДРАШКУ.
 
Как думаете, почему за два столетия только этот дом во всей округе уцелел?
– Дом обманчиво кажется снаружи маленьким, но имеет три этажа. Полтора уходят под землю. Это полуподвал и подвал. Грек Михалаки Кацикапостроил его как жилой дом с той степенью удобства, к которому привык на родине предков. Я посещал Грецию несколько раз и заметил - дома там строили именно так: добротно, на века. Стены почти метровой толщины возведены из речного камня – бута, скрепленного особым раствором, секрет которого не разглашался. Когда мы пытались сверлить их, инструменты ломались. Все строения вокруг были из самана, поэтому не выдержали землетрясений.
 
В бурные годы перестройки прибыл один грек, предполагавший, что тут сохранились важные документы, касающиеся истории Греции. Это здание представляет большую ценность для греков. Недостоверный факт, но есть предположения, что здесь были разработаны документы по восстановлению греческого государства, которое четыре столетия находилось под игом турок, а также документы касательно освободительной войны – Этерии, которую возглавил царский генерал Александр Ипсиланти, грек, служивший в Одесском военном округе.
 
Гость почти год рылся в этом подвале, который был завален мусором, и с помощью рабочих его полностью очистил. Это было что-то невообразимое. Он пытался маскировать свою деятельность культурными проектами: организовал телеконкурсы красивых девушек, концерн по развитию культуры… Короче, было весело и интересно. Будучи человеком доверчивым, грек подпал под влияние местных братков, и они разбили его роскошный «BMW» (я вынужден был потом полгода платить за парковку). В итоге гость обанкротился и уехал. В это время мы приватизировали дом.
 
Почему именно этот?
– Выбирать могли те, кто были у власти. Руки ни у кого не дошли до этого полуразрушенного дома, он был в плачевном состоянии. Флигель стоял без крыши. Мы восстановили первоначальный облик здания. Работаем тут уже почти 20 лет.
 
– Внутренний дворик – какой-то особенный, вневременной. Словно портал в иное измерение…
– Да, тут очень уютно. Дом удивительным образом сохранил атмосферу тех веков, когда входишь во дворик, как будто попадаешь в другой мир – более патриархальный, спокойный.
 
На этот счет есть одна история. У меня не раз пытались этот дом отобрать очень влиятельные люди вплоть до президентов. Один из них пытался убедить меня уступить здание крупному на то время бизнесмену, который, как позже выяснилось, занимался подделыванием разного рода финансовых документов и погорел на этом. Вся московская милиция искала изготовителя этих фальшивок. Во время одной нашей беседы, когда он доказывал, что имеет наследственные права на этот дом, я спросил его: «В конце концов, зачем вам именно этот? Вы такой богатый, у вас личный самолет, можете купить пол-Кишинева и собираетесь построить целый город на Днестре». А он ответил: «Понимаете, мне экстрасенс сказал, что отсюда есть прямая связь с космосом». Тогда я подумал, что мне тоже не помешает такая связь...
 
Как бы там ни было, здесь чувствуется определенная аура. Тут легко работается. Меня тянуло сюда, я работал много и увлеченно, в том числе по выходным. Двор тенист, летом увит цветами. Может быть, в какой-то мере издательство обязано и этой атмосфере своими достижениями. Многие коллеги разорились, а мы пока, слава Богу на плаву.
 
Из масонов никто не набивался на экскурсии?
– Тут ходили целые толпы, но не масонов, а греков, газеты гремели, телевидение снимало… Другой тогдашний президент подарил по пьянке этот дом грекам, когда был с визитом на их родине. Сделал царский жест, не поинтересовавшись предварительно, есть ли собственники у дома. По возвращении в страну он дал поручение, чтобы разобрались с особняком. Напор был очень серьезным. Начали мне предлагать взамен то одно, то другое здание. Но это ничем не кончилось.
 
Тему масонов не педалировали в советское время, это было никому не интересно, тогда их отождествляли с декабристами. Этому движению придали другой идеологический оттенок – вольнодумный. Установили памятник генералу Орлову – хорошее произведение, между прочим, руки Канашина. Была даже в канун перестройки идея сделать здесь музей декабристского движения, а улицу расширить до проспекта Штефана чел Маре, чтобы автобусы с туристами легко добирались…  
 
Где именно собиралась вторая масонская ложа России – южная?
– В полуподвальном помещении. Оно средней вместительности. Сейчас часть его закрыта стенкой. Раньше там стояла огромная печь, в которой пекли хлеб. На большей глубине есть ещё один ярус – хороший, сухой. В этой зоне почвенные воды залегают довольно низко. В холодном месте хранили съестные припасы. Через дорогу, под складами, были хранилища такой глубины и ширины, что въезжали возы.
 
На протяжении лет со зданием происходили изменения. У меня есть старый его рисунок – вход был не только со двора, но и с улицы. Одно из нынешних окон было дверью.
 
Во дворе красивым веером уложена брусчатка. Тоже той эпохи?
– Только часть. Она была уложена небрежно. Пришлось выковырять камушки и уложить более художественно. Долго искал мастеров. Камни из необработанного гранита были разной формы и величины, один ниже, другой выше. Эта брусчатка идентична той, что сохранилась на Красной площади. Мы снимали и перекладывали три раза, пока не уложили ровно. Поскольку приходившие в издательство авторши часто ломали каблуки и ругали за это Видрашку, я вынужден был дополнительно проложить несколько узких аккуратных плиточных дорожек.
 
А величественная старушка-акация с десятиэтажку ростом – тоже того времени?
– При устройстве лож по обычаю сажали два дерева. И тут были две гигантские акации. Но одна высохла. А оставшуюся мы спасали от болезней, и не раз. Наросты появлялись, круглые, как мячик, и пожирали дерево. Мы вызывали специалистов, дерево лечили. Выиграли еще несколько лет. Будем спасать, пока это возможно.
Наталья СТЕНИЧЕВА
Фото автора

Комментарии (2) Добавить комментарии

  • x

    Удивительное - рядом... Если бы в Кишиневе так относились к каждому историческому зданию, городская казна могла бы иметь стабильный источник дохода от туристов. Но г-н Киртоакэ предпочитает стирать старые здания с лица города...Второй вопрос, уже к автору - А простых смертных пропустят во дворик - посмотреть и подпитаться энергией?

  • x

    А че собеседник - бывший масон? Никак разуверился в догме, или не выгодно и не модно стало? К доктору Шевченко его, он ему быстро мозги вправит.