Политика

Партии разбирают замов

25.01.2011
{Партии разбирают замов} Молдавские Ведомости
 
Распределение 16 министерских портфелей между ЛДПМ, ДПМ и ЛПМ заняло почти две недели. Партии власти даже готовы были на неожиданное великодушие – в какой-то момент заговорили, что в министерствах, которые в правительстве Филата-1 занимали представители от Альянса «Наша Молдова», смены руководителей не будет. Политической сенсации не произошло – пятерка министров от АНМ освободила свои кабинеты, которые заняли их бывшие союзники.
 
А на прошлой неделе стало известно, что в правящей коалиции всерьез рассматривается вопрос о том, чтобы представителей иных политических формирований и вовсе не было в руководствах министерствами. По одной из обсуждаемых внутри АЕИ идей, министры могут подобрать себе заместителей в тех же партиях, в которых состоят сами.
 
Политики называют эти дискуссии внутренней кухней правящего альянса. Они явно не настроены обсуждать подобные вопросы с экспертами, а тем более с избирателями.
 
Впрочем, история с замами началась больше года назад. Осенью 2010-го в Закон о государственной службе была внесена поправка о том, что заместители министров могут быть членами политических партий. До этого в кресла замов садились преимущественно люди, имеющие большой опыт в областях, ответственность за развитие которых им поручалась.
 
Затем начали менять замминистров, работавших при шефах-коммунистах. В правительстве АЕИ решили, что они недостаточно эффективно работают на новые идеи. На должностях удержались лишь те, кто в былые времена так или иначе пересекался по работе с новыми правителями.
 
Под конец деятельности кабмина Филата-1, когда гонка за достижениями между партиями АЕИ достигла предвыборного пика, «смотрящими от конкурентов» стали называть и тех вице-министров, которые состояли не в одних с министром партиях. Кроме того, зачастую публичные выступления замов работали на цели его партии, а не на задачи министерства.
 
Пока из 38 заместителей министров назначены только девять. Из них – семь переназначены, а двое заняли этот пост впервые. Кстати, оба новеньких - Октавиан Бодиштяну, замминистра молодежи и спорта, и Родион Бажуряну, заместитель министра охраны окружающей среды, - состоят в той же Либеральной партии, в которую входят и руководители этих ведомств Ион Чебану и Георгий Шалару. Остальные назначенные замы также либо состоят в тех же партиях, что и их начальники (Анатолий Золотко, Министерство территориального развития, Дона Школа, Министерство информтехнологии и связи, Виктор Барбэнягра, Минфин, Олег Ефрим, Минюст), либо глубоко лояльны партиям, к которым по алгоритму отошли ведомства (Серджиу Саинчук, замминистра соцзащиты и труда, Наталья Герман, замминистра иностранных дел, Октавиан Калмык, замминистра экономики).
 
Впрочем, эти назначения были утверждены, когда еще достаточно крепко держалось мнение о целесообразности разделить кресла замов между партийными назначенцами и опытными профессионалами, независимо от их политических взглядов.
 
Большинство экспертов критически отзываются о решении назначать замов по тому же алгоритму, что и министров. «Это не означает, что правительство не будет работать, оно будет функционально, но это снизит эффективность исполнительного органа», - говорит директор Ассоциации за демократию черед участие АДЕРТ Игорь Боцан. Он убежден, что для политических целей достаточно партийного министра, а его заместители, в первую очередь, должны быть профессионалами.
 
Лидер организации ProMoldova Роман Михаеш полагает, что назначение всего состава руководства министерств по партийному признаку снизит транспарентность в работе ведомств и повысит вероятность узурпации решений внутри отрасли. «Альянс за европейскую интеграцию уже создал внутри себя многоуровневую систему политических решений. В правительстве такие решения обеспечивают министры. Однако для баланса нужна система противовесов, а именно замминистры от других партий или профессионалы», - говорит Михаеш.
 
Политолог Богдан Цырдя склонен видеть в новом подходе к назначению заместителей министров положительные стороны. «Это укрепит вертикаль власть внутри министерств, а значит, повысит результативность работы отраслевых структур», - убежден Цырдя.
 
И все же, прежде всего, он трактует новую формулу назначения замминистров, как тактический ход в межпартийной конкуренции членов АЕИ. «Филат очевидно переиграл партнеров по Альянсу, - говорит политолог. – ДПМ и ЛПМ постарались в рамках новой коалиции существенно ограничить свободы правительства и премьера – решения только большинством голосов, право вето для министров, обсуждения в рамках Совета АЕИ. В ответ ЛДПМ протащила идею с партийными замами и госсекретарями-профессионалами (о них «МВ» писали в №4(1350) от 18 января – прим.). То есть у Филата, у которого уже больше министерств, станет и больше представителей в правительстве. А непартийные госсекретари будут «смотрящими» премьера в министерствах».
 
В период затяжных поствыборных консультаций лидеры ЛДПМ, ДПМ и ЛПМ неоднократно заявляли о важности последовательности и преемственности в принятии решений. Выражаясь простым языком, это означает, что сегодняшние руководители страны хотели бы четкого подчинения своим распоряжениям по всей вертикали полученного по алгоритму куска власти.
 
Кроме того, даже после воссоединения в АЕИ-2 партии коалиции хотят лишить союзников возможности присоседиться к «чужим» достижениям. Это как минимум облегчит им избирательную агитацию на выборах, случись они в будущем декабре или через четыре года. А по большому счету успехи, даже формальные, в деятельности министерств будут работать на расширение численности и укрепление электорального веса партий, которым эти министерства отошли по алгоритму.
Наталья Узун

Комментарии (0) Добавить комментарии