Закон

Почем кислород для народа?

30.07.2013
{Почем кислород для народа?} Молдавские Ведомости
Помимо просчетов в планировании, выявлены нарушения при проведении государственных закупок, использовании недвижимости, несоответствие условий договоров реальности, чем бюджету нанесен многомиллионный ущерб.
 
Планировали-планировали, да не выпланировали
 
Исполнение бюджета национальной компании медицинского страхования Счетная палата проверяет ежегодно. От  аудита к аудиту отмечает: планируется одно, а получается совсем другое.
 
В проверяемом на этот раз 2012 году доходы НКМС были предопределены в 3 миллиарда 927 миллионов лей, а расходы – в 3 миллиарда 984 миллиона лей. То есть бюджет планировался изначально с дефицитом в 57 миллионов лей. Но исполнены обе части бюджета были неполностью. Доходов НКМС получила лишь 98 процентов от плана, так как не все было перечислено из госбюджета и не все экономические агенты уплатили за своих работников. Причем такие явления, отмечают аудиторы, похоже, становятся тенденцией.
 
«Если государство выделяет денег меньше, означает ли это, что меньше людей пользуется медицинскими услугами?», - поинтересовался у главы НКМС председатель СП Серафим Урекян. Директор НКМС Мирча Буга на это ответил: «Число пролеченных, напротив, растет, и медучреждения финансируются в 100-процентном объеме. Объясняется этот феномен тем, что недостаток средств компания покрывает из других доходов: оплаты полисов людьми в индивидуальном порядке и размещения остатков средств на депозитном счете, откуда накапливаются проценты». Правда, эти накопления в сумме, ни много ни мало, 250 миллионов лей, НКМС хранит на депозите в небольшом коммерческом банке с не самыми лучшими финансовыми показателями, что весьма удивило аудиторов.
 
Расходная часть бюджета НКМС в 2012 году была выполнена на 99 процентов. Не реализован план был в наибольшей степени в фондах развития и модернизации и профилактики, хотя, что с удовлетворением отметили контролеры СП, в целом суммы, отведенные на обновление медучреждений, увеличились.
 
Важна не система, а исполнение
Финансирование собственно медицинских услуг – основная статья расходов НКМС. Причем из этих средств 51 процент приходится на медпомощь в условиях клиник. Начиная с прошлого года, в девяти клиниках НКМС использовала принципиально новый, как отметил Мирча Буга, «европейский и революционный для Восточной Европы» принцип финансирования: не по количеству случаев лечения, а по их сложности в зависимости от диагностируемой группы заболевания. Причем расчет необходимого для этого больнице бюджета производит специальная информационная программа. Потому тарифы получались у всех разные, а не усредненные, как было раньше. И в этом несомненный плюс. Проект внедрялся при поддержке Всемирного банка и после пилотной апробации в этом году введен для всех медучреждений. Но, как показал аудит СП, и этот метод, по крайней мере, при его применении нашими специалистами, не гарантирует от просчетов. В 6 из 9 клиник, где по нему работали в 2012 году, оказалось на 1051 пролеченный случай меньше, чем было запланировано, а значит законтрактировано НКМС, а в трех оставшихся реальность превысила план на 1841 случай. Тем не менее, НКМС выделила по запросу медучреждений дополнительно к плану 20 миллионов лей, причем, как отметил аудитор СП, главный государственный контролер Юрие Испас, без указания четких критериев, которые лежали в основе этого решения. Помимо этого компания перечислила клиникам еще 24 миллиона лей на покупку некоторых медикаментов, в том числе незарегистрированных в РМ. В то время как, по мнению аудиторов, стоимость этих лекарств была уже оплачена в законтрактированных случаях лечения.
 
Закупки по правилам и без
 
Но наибольшее число, причем наиболее злостных нарушений, аудиторы обнаружили при проведении публичных закупок, что привело к неэффективной и даже необоснованной трате публичных денег. Так, например, на покупку генераторов кислорода, государство потратило вместо планировавшихся по проекту 8,5 миллионов лей 12,9 миллиона.
 
Аудиторам показалась подозрительной и сама процедура организации закупок. Из трех претендентов на поставки оборудования двоим было отказано в участии в тендере по причине не соблюдения незначительных формальностей (отсутствие нужной печати, опоздание со сроками подачи документов). В итоге в закупках участвовал лишь один претендент, что является уже нарушением закона, как заявил член СП Георге Трочин, и именно этот участник предложил самую высокую цену за свои генераторы.
 
Дальше - больше. По первоначальному контракту поставщик должен был доставить оборудование непосредственно получателю, то есть клиникам, центру охраны материнства и детства и РКБ, но затем договор был почему-то изменен и все расходы по растаможиванию, оплате налогов и доставке от границы понесли сами медучреждения, что им стоило дополнительно 2,1 миллиона лей. И вдобавок стоимость самого кислорода, вырабатываемого этими генераторами, в 1,6–3 раза выше той, по которой клиники закупали раньше. Министр здравоохранения Андрей Усатый объяснил эту разницу тем, что получаемый от генераторов кислород медицинский, а не промышленный, а значит, - лучший. Что же касается, самого тендера, в его законности предстоит еще разбираться органам правопорядка.
 
Такая же участь ждет и проект обновления системы теплоснабжения в Страшенской районной больнице. Здесь также в процессе подготовки к конкурсу фактически расчистили дорогу одной фирме. Для чего, по мнению Георге Трочина, тоже ясно: вместо предусмотренных контрактом более дорогостоящих радиаторов в больнице за ту же цену были установлены дешевые. В законности траты публичных денег в сумме более чем 3 миллиона лей и здесь также необходимо разбираться прокуратуре.
Другое часто встречающееся при госзакупках в здравоохранении нарушение – технические параметры полученного в итоге оборудования не соответствуют оговоренным, из-за чего его затем необходимо либо доукомплектовывать, на что тратятся новые средства, либо оно вообще простаивает без действия.
 
Лекарства есть - и лекарств нет
 
Как это ни удивительно покажется, но другой, уже не впервые называемой аудиторами, проблемой медучреждений, является большой остаток медицинских препаратов на складах. Только в РКБ их накопилось на 24 миллиона лей. Получается, на их покупку тратятся миллионные средства, а они лежат, зато на другие лекарства денег не хватает и пациенты вынуждены их приобретать самостоятельно?!
 
Глава НКМС Мирча Буга объясняет ситуацию тем, что речь идет о специфических медикаментах, чаще всего для лечения гепатита С и В, которые закупаются на весь курс лечения. Кроме того, так клиники страхуются от возможных задержек перечислений из бюджета в начале года, когда и закона о нем еще нет. Тем не менее, аудиторы рекомендовали медикам планировать работу так, чтобы лекарства на складах не залеживались, хранились соответственно нормативам о сроках годности, и государственные деньги, таким образом, тратились более экономно.
 
Еще одно замечание аудиторов – в некоторых клиниках отсутствует единая информационная система использования медикаментов, что делает процесс их применения в отделениях нетранспарентным. Как следствие, в той же РКБ применялись лекарства, полученные из гуманитарной помощи стоимостью выше той, что в аптечной сети.
 
Частно-государственное партнерство со многими неизвестными
 
Помимо исполнения бюджета фонда обязательного медицинского страхования аудиторы СП проверяли и расходование публичных средств двумя крупнейшими медицинскими учреждениями страны – центром охраны материнства и детства и республиканской клинической больницей. Помимо уже названной истории о закупке генераторов кислорода много вопросов у контролеров вызвало и то, как распорядились в РКБ своим имуществом в рамках столь модного сейчас государственно-частного партнерства.
 
Из 2000 квадратных метров свободной площади в РКБ отдали частным партнерам в пользование на 49 лет 1400 метров, причем отбор таких партнеров происходил путем прямых переговоров, а не тендера. В договорах, подписанных между сторонами, аудиторы обнаружили множество неточностей, которые дают возможности для интерпретации не в пользу собственника. Например, обязательство оплатить расходы по модернизации помещений холла клиники, для чего собственно, частнику они и были отданы. Кроме того, самим собственником не была проведена инвентаризация всего имущества.
 
Неоднозначно с точки зрения выгоды для больницы контролёры оценили и частно-государственное партнерство в области услуг радиологической диагностики, для чего инвестору было передано 744 квадратных метра площади РКБ. В результате, отметила аудитор СП старший государственный контролер Наталья Апостол, стоимость услуг, оказываемых частным инвестором, оказалась более высокой, они не включены в пакет обязательного медицинского страхования, из-за чего РКБ понесла необоснованных расходов на сумму 104 тысячи лей. Правда, и в этой ситуации, вердикт законности действий руководства клиники и миниздрава как ее учредителя вынесут правоохранительные органы, как известно, уже занимающиеся этим делом.
 
Бесхозяйственность или безденежье?
Представляя итоги аудита в клиниках, контролеры продемонстрировали присутствующим и небольшой фильм о том, как выглядит сегодня центр охраны материнства и детства: полуразрушенные отделения и столовые, устаревшее оборудование.
 
Заместитель директора Центра Петру Стратулат пояснил, что из-за отсутствия средств в больнице не делали капитальный ремонт уже 30 лет, но при этом не все ее помещения выглядят так плохо. На что председатель СП Серафим Урекян справедливо заметил: «Но ведь хотя бы побелить и покрасить там можно было! Вы ведь получаете миллионы лей, только как их тратите?». К тратам больницы у аудиторов есть вопросы.
 
Так, надбавки к зарплате начислялись работникам по нечетким критериям, непонятно как связанным с результатами деятельности. А речь идет о 29 миллионах лей! В запланированную сумму финансирования клиника не вписалась и запросила у НКМС дополнительно в конце 2012 года 2,5 миллиона лей опять-таки без указания - на что именно.
 
Оставляет желать лучшего и эффективность использования имеющейся у больницы собственности. Не все площади зарегистрированы в кадастровых органах, не всегда разграничены права клиники и частника, которому они переданы. В связи с чем и в данном случае СП свой отчет передает в прокуратуру.
Комментировавший результаты аудита СП министр здравоохранения Андрей Усатый, подчеркнул, что значительная часть замечаний контролеров им признается и уже учтена, а с неэффективным использованием публичных средств в системе будут бороться введением внутреннего клинического аудита.
 
Светлана Романцова

Комментарии (0) Добавить комментарии