Закон

Почему комиссары меняют показания?

17.09.2010
{Почему комиссары меняют показания?} Молдавские Ведомости
Бывший министр внутренних дел Георге Папук и экс-комиссар полиции мун. Кишинев Владимир Ботнарь обвиняются в жестоком обращении с молодыми людьми во время протестов в апреле прошлого года. На этой неделе рассматривающий дело суд сектора Центр заслушал показания свидетелей: тогдашних комиссаров и вице-комиссаров полиции секторов Кишинева.
 
Забывчивость и «механические ошибки»
 
Началось все с того, что в понедельник на заседании суда бывший вице-комиссар полиции сектора Рышкановка Валентин Кукош, который сейчас работает там же, но в должности комиссара полиции, изменил свои показания. Он заявил, что «личный состав, который тогда находился в здании парламента, покинул учреждение по указанию тогдашнего комиссара полиции сектора Рышкановка Серджиу Паю». На вопрос судьи, по какой причине он ранее в письменном виде заявлял, что указание покинуть парламент поступило от бывшего комиссара столицы Владимира Ботнаря, В. Кукош ответил: «Думаю, что произошла ошибка, я что-то перепутал. Сейчас могу с уверенностью заявить, что указание поступило от комиссара Серджиу Паю».
Следующим изменил свидетельские показания сам Серджиу Паю, которые сегодня состоит в должности комиссара полиции сектора Ботаника. На заседании суда, которое прошло на следующий день, 14 сентября, он сказал, что во время протестов ни от кого не получал указаний отступать из здания парламента. Хотя во время уголовного преследования говорил, что действительно дал указание вывести из здания раненых полицейских, не уточняя, впрочем, от кого именно получил этот приказ. Паю сказал суду следующее: «Думаю, произошла ошибка во время заявлений, техническая или я сказал что-то ошибочно».
В тот же день свои показания изменил и бывший комиссар сектора Центру Григоре Пулиска. В настоящее время он работает в Главном управлении оперативной службы МВД. Пулиска, в частности, заявил, что получил указание сформировать группу сотрудников полиции, которые находились бы в резерве, утром 7 апреля, а не 6 апреля, как сообщал ранее. «Я ошибся с данными, - сказал Г. Пулиска в суде, - я получил указание от Владимира Ботнаря создать резервную группу, но 7-го, а не 6 апреля, как я говорил ранее. Это механическая ошибка».
Изменил свои показания и комиссар полиции сектора Чеканы Корнелиу Гроза. Он сказал, что 7 апреля прошлого года получил приказ о выводе личного состава из парламента от тогдашнего заместителя министра внутренних дел Андрея Шумлянского. Ранее в ходе уголовного следствия К. Гроза говорил, что соответствующий приказ поступил от тогдашнего комиссара муниципия Кишинев Владимира Ботнаря.

«Когда я был с личным составом в парламенте, протестующие начали бросать в нас камни. На первом этаже парламента был дым, и тогда я услышал по радиосвязи от заместителя министра Шумлянского приказ отступать и переходить в заднюю часть здания. Тогда было несколько звонков, поэтому, возможно, я заявлял ранее, что приказ отдал Владимир Ботнарь», - объяснил судье комиссар сектора Чеканы. Он добавил, что первыми из парламента вышли студенты Академии полиции, затем сотрудники из секторов Буюканы и Чеканы, а потом и полка «Scut».
«Это существенно меняет дело»
Скорее всего, новые показания комиссаров обеспечат крутой поворот в судебном следствии по делу. Но почему они появились только сейчас? Причиной этого стоит поинтересоваться еще и потому, что дача ложных показаний в нашей стране карается законом.
Состав преступления, предусмотренного статьей 312 УК РМ «Ложное показание, заключение или неправильный перевод» предполагает, что, когда свидетель дает показания, его предупреждают о наличии ответственности в случае, если он говорит неправду. Поэтому, по общему правилу, свидетель должен «собраться», вспомнить все детали происшедшего и в точности их описать.
В случае, если он этого не сделает, его ожидает наказание в виде штрафа в размере до 6 тыс. леев, или неоплачиваемый труд в пользу общества на срок от 180 до 240 часов, либо лишение свободы на срок до 2 лет. Также санкция этой статьи предполагает возможность лишения виновного занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет. В случае же, если ложные показания связаны с обвинением в совершении тяжкого преступления, совершены из корыстных побуждений или сопряжены с искусственным созданием доказательств, они наказываются штрафом в размере 4-8 тыс. леев, либо лишением свободы на срок до 5 лет. Наказание говорит само за себя, подчеркивая, что дача ложных показаний – преступление серьезное.
Конечно, некоторая «погрешность», допущенная невольно, в словах свидетеля может быть. Специалисты в юридической психологии давно доказали, что на показания свидетеля влияет и его восприятие, и стресс, который он испытывает, глядя на совершающееся преступление, и личные эмоции по этому поводу, и результат обсуждения этих событий с другими очевидцами, и многое другое… И за это его никто наказывать не станет, потому что такова, как говорится, человеческая природа.
Но вот только в «деле Папука и Ботнаря» наличие этих факторов предположить сложно. Ведь свидетели, изменившие показания – не просто стрессоустойчивые люди, много лет прослужившие в полиции, но и юристы, которые точно знали о наличии такой ответственности и возможных последствиях. Да и уровень их ответственности, учитывая серьезность дела, должен быть выше, чем у обычных граждан в аналогичных ситуациях.
А в нашем случае комиссары и вице-комиссары полиции «путают», от кого именно получили приказ, что это был за приказ и какого числа это произошло. Причем ошибки в своих прошлых показаниях буквально в течение двух дней обнаруживают …четыре свидетеля. Даже обычному стороннему наблюдателю это покажется странным. Что происходит с этими уважаемыми людьми, трое их которых и сегодня возглавляют четыре крупных комиссариата в стране? Ответ на этот вопрос должны искать правоохранительные органы.
Пресса и общественная важность
Одновременно с этими заявлениями свидетелей прокурор Серджиу Рошу, поддерживающий обвинение по делу, выступил с ходатайством о том, чтобы сделать процесс закрытым, на основании того, что «свидетели могут сослаться в своих показаниях на какие-либо документы под грифом «секретно». Судья не поддержал инициативы, и тогда на следующий день прокурор выдвинул другое ходатайство – о том, чтобы процесс хотя бы прекратили снимать. Подсудимые и их адвокаты поддержали просьбу. В итоге суд запретил видео и фотосъемку, разрешив журналистам лишь делать несколько кадров до начала каждого судебного заседания.     
Впрочем, это, конечно же, не остановит интерес к громкому делу, решения по которому с нетерпением ждет общественность. Ведь оно действительно будет показателем законности и демократичности в нашей стране.
Хочется также надеяться, что правоохранительным органам удастся разобраться в причине столь резкой перемены свидетельских показаний, и виновные будут наказаны. Ведь даже обычному человеку ясно, что массовые изменения в показаниях сотрудников правоохранительных органов – вещь для правового государства ненормальная. И кто-то в любом случае должен понести за это ответственность: либо сами свидетели, либо тот, кто повлиял на них с целью изменения показаний – во время следствия или сейчас. Ведь за это тоже есть уголовная ответственность: статья 314 УК РМ «Понуждение к даче ложных показаний» предусматривает штраф в размере от 4 до 10 тыс. леев или лишение свободы на срок до 3 лет.
Анна Литвиненко

Комментарии (2) Добавить комментарии

  • x

    Oare cu ce scor se va reîntooarce PC-ul ?

  • x

    Ничего странного в том, что комиссары и их замы, бывшие и настоящие поменяли показания. Всем теперь становится ясно, что комми вероятнее всего вернутся к власти, соответственно вернется к власти и продолжит беспредельничать г-н Папук, так же как продолжит свое самодурство г-н Ботнарь. Вот и страхуются начальники, ведь никто из них, как любой нормальный человек, не хочет лишиться должности и всех вытекающих из этих должностей приятных мелочей. А те которых сняли новые тянитолкаи из АЕИ, надеются таким образом вернуться на свои прежние теплые ответственные места.