Почему патриоты отказываются от своей страны
25.05.2012
В январе текущего года мы провели второй социологический опрос и на его основе – продолжили исследование по проблемам геополитического выбора Молдовы и отношения к этому выбору ее граждан. Как и в первый раз, опрос был проведен в городах и иных населенных пунктах (включая сельскую местность) Молдовы. Репрезентативной аудиторией также являлись совершеннолетние граждане Молдовы, имеющие право голоса. Всего было опрошено 1500 респондентов в 10 населенных пунктах.
Первый этап исследования показал, что лишь 12% населения Молдовы являются ярыми сторонниками объединения с Румынией. Однако, очевидно, что в культурной и политической жизни страны унионистские идеи и настроения занимают значительно более важное место, ни в коей мере не соответствующее реальному числу сторонников подобных взглядов. Отчасти это объясняется «элитным» характером «румынского проекта». Второй этап исследования подтвердил: идея интеграции Молдовы и Румынии поддерживается значительным числом государственных и муниципальных служащих, занимающих руководящие посты.
Однако дело не только в этом. В молдавском обществе существуют массовые настроения, способствующие усилению прорумынской внешнеполитической ориентации молдавского государства. При этом сами носители таких настроений могут сдержанно или даже негативно относиться к идее объединения Молдовы и Румынии.
Первый этап исследования показал, что при определенных изменившихся условиях сторонников аншлюса Молдовы может стать значительно больше, в том числе за счет патриотов молдавской государственности. В этой связи второй этап нашего исследования был направлен на идентификацию латентных носителей прорумынских настроений в молдавском обществе.
В молдавском обществе существуют устойчивые культурные и политические мотивации, способствующие укреплению молдавской государственности. Однако оценка гражданами текущей экономической ситуации и перспективы дальнейшего развития молдавской экономики превратилась в главную угрозу для независимой молдавской государственности. Граждане Молдовы сомневаются в будущем собственного государства, несмотря на то, что являются его патриотами. Более того, экономические мотивации, господствующие в молдавском обществе, подталкивают граждан к фактическому отказу от суверенитета.
Наиболее важными выводами с практической точки зрения представляются следующие:
- Доля тех, кто выступает за незамедлительное объединение с Румынией, составляет примерно 12% от общего числа населения, и не демонстрирует тенденции к снижению или росту. Однако среди сторонников менее жестких взглядов обнаружилось относительно большое число «разочаровавшихся», которые пополнили ряды колеблющихся и неопределившихся. Особенностью данной группы является ее принадлежность к гуманитарной интеллигенции, которая не вошла в нынешний состав бюрократической элиты. Таким образом, при изменении культурной политики центральной власти, появлении масштабных проектов, выделении больших средств на содержание учреждений культуры число жестких сторонников «румынского курса» может несколько возрасти.
Кроме того, исследование позволило обнаружить значительное число «профессиональных румын» в бюрократической элите и гуманитарной интеллигенции. Можно предположить, что приверженность прорумынским взглядам помогает сделать карьеру в сфере госуправления или в области культуры.
- Всего лишь 4% от числа опрошенных являются убежденными носителями прорумынской идеологии, для которых курс на интеграцию с Румынией явно обусловлен не столько экономическими, сколько политическими мотивами. Среди них доминируют представители бюрократии, а также учащиеся и студенты.
- В целом по стране по своему социальному положению носители прорумынских настроений явно занимают доминирующее положение в обществе. Такие взгляды характерны для 36% руководителей предприятий и учреждений, 44 % сотрудников правоохранительных органов, 30% педагогов и работников культуры и науки, 28% государственных и муниципальных служащих.
Прорумынских взглядов придерживается 30% промышленных рабочих и 28% сельскохозяйственных работников.
Люди, занимающиеся физическим трудом, стремятся найти трудоустройство за рубежом. Студенты также стремятся найти работу в странах ЕС или получить возможность продолжить там образование. Для этих социальных групп румынское гражданство становится своеобразным пропуском в европейское пространство. При этом культурные, этнические и языковые различия в данном случае отходят на второй план. Более того, политические убеждения и культурная идентичность могут противоречить тем моделям социального поведения, которые формируются под воздействием экономических мотиваций. Так, в русскоязычных Бельцах, где на выборах неизменно побеждает Партия коммунистов Молдовы, 78% жителей считают приемлемым получение румынского гражданства ради трудоустройства за рубежом. В некоторых молдоязычных регионах подобное мнение пользуется меньшей поддержкой.
· Существенно увеличилось число колеблющихся и не определившихся (52%). Это произошло, прежде всего, за счет граждан, которые рассматривали наличие румынского паспорта исключительно как средство получить доступ в развитые страны Европы. Однако из-за расширяющегося экономического кризиса в Европе румынское гражданство уже не гарантирует улучшение личного социально-экономического положения. Впрочем, это не мешает росту числа тех граждан, которые хотели бы по экономическим соображениям иметь румынский паспорт, даже оставаясь при этом сторонниками молдавского государственного суверенитета.
Весьма показательно, что число тех, кто хотел бы получить румынское гражданство, чтобы облегчить поиск работы в ЕС, составило 74% от общего числа опрошенных. А это значит, что в их число входят не только умеренные, но и жесткие противники прорумынского курса, то есть при определенных условиях они готовы отказаться от своей позиции в обмен на личную выгоду.
· Доля граждан Молдовы, которые выступают за интеграцию с Румынией по политическим и культурным мотивам, по-прежнему заметно меньше числа носителей пророссийских настроений (в данную категорию граждан можно отнести от 36% до 44% от общего числа населения). При этом за истекший год внутри группы сторонников пророссийских настроений более четко обозначилось ядро носителей крайне жесткой антиевропейской (не говоря об антирумынской позиции).
По нашим данным, группа жестких носителей антиевропейских настроений, выступающая против вступления в ЕС, составляет примерно 14% от числа граждан Молдовы. И что интересно, данная группа неоднородна! В нее входит и категория граждан (около 8%), которая стоит на изоляционистских позициях. При этом они считают, что у Молдовы не должно быть долговременных внешнеполитических целей. Причем это та категория лиц, которая не откажется от своих убеждений даже в ущерб своим экономическим интересам.
Для нас, с исследовательской точки зрения, эта группа является неким «открытием». На данный момент нам лишь понятно, что представители данной категории граждан достаточно равномерно присутствуют в шести из десяти регионах, в которых проводился социологический опрос, они организационно никак не оформлены и не имеют между собой координационных связей. Они не входят в число сторонников «молдавизма», неотъемлемой частью которого является восточная внешнеполитическая ориентация, но соприкасаются с ними по многим принципиальным вопросам.
Показательно, что доля жестких противников европейского курса не зависит от языка, доминирующего в том или ином регионе. Так, в русскоязычных Бельцах противники курса на присоединение к ЕС составляют 10% (в среднем по стране 14%), а в ряде молдоязычных регионов (Кагул, Хынчешты, Оргеев) составляет от 16% до 18%.
К слову, наибольшее число противников присоединения к ЕС проживают в Сороках, где значительную часть населения составляют этнические украинцы.
Таким образом, можно с уверенностью говорить об отсутствии каких-либо массовых политических мотиваций, угрожающих существованию независимой молдавской государственности. Напротив, существует некоторая опасность того, что в молдавском обществе по мере усиления экономического кризиса в ЕС будут усиливаться изоляционистские настроения.
Отказ от сохранения государственного суверенитета может быть обусловлен экономическими мотивами, прежде всего, необходимостью искать работу за рубежом. Поэтому, если политическая элита Молдовы не сумеет предложить в ближайшие годы экономическую модель, позволяющую резко увеличить занятость в промышленном и сельскохозяйственном производстве, развитие молдавской государственности столкнется с серьезными трудностями.
(Выступление состоялось на международной научной конференции «Присоединение Бессарабии к России в свете многовекового молдо-российско-украинского сотрудничества», прошедшей в Кишиневе 1-5 апреля 2012 г.)
Новости по теме
- Сегодня, 13:13
- Вчера, 17:09
- Вчера, 16:07
- Вчера, 14:50
- Вчера, 08:00
- 23.11, 14:00
- 23.11, 10:00
- 23.11, 08:00
- 22.11, 14:29
- 21.11, 07:54
Комментарии (2) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 13:13
- Вчера, 17:09
- Вчера, 16:07
- Вчера, 14:50
- Вчера, 08:00
- 23.11, 14:00
- 23.11, 10:00
- 23.11, 08:00
- 22.11, 14:29
- 21.11, 07:54
Посмотрите,какую Европу готовят нам наши национал идиоты,не думая на два шага вперед www.youtube.comwatch?vkabPWp51zQ4
"Граждане Молдовы сомневаются в будущем собственного государства, несмотря на то, что являются его патриотами. Более того, экономические мотивации, господствующие в молдавском обществе, подталкивают граждан к фактическому отказу от суверенитета". Вот это очевидный фактор. И самое страшное то, что власть придержащие в Молдове, особенно последние евроинтеграторы, ничего не делают для изменения ситуации. Вот недавно опубликованные, и по моему, принятые в первом чтении, направления развития до 2020 года, ничего общего с развитием Молдовы не имеют. Тоесть никто в правительстве и парламенте не понимает или не хочет понимать, что нам нужны рабочие места, а не болтовня о тех или иных интеграциях. А если бы они задумались над этим, то сразу бы и вырисовалась реальная линия на интеграцию, то есть вектор интеграции.