Расследование

Ползучая аннексия

18.05.2012
 
Еще 9 ноября 1918 г., то есть за три дня до формального окончания Первой мировой войны, Бухарест – по собственной инициативе – объявил о разрыве Бухарестского договора 1916 г. со странами Антанты, поскольку этот договор ограничивал права Румынии на буковинские земли за рекой Прут. 
 
Положения договора предусматривали присоединение к Румынии после окончательной победы стран Антанты южной части Буковины по р. Прут (северная, заселенная преимущественно украинцами, должна была отойти к России), всей Трансильвании по р. Тиса, всего Баната по р. Дунай и сохранение в собственном составе бывшей болгарской Южной Добруджи. Но отказавшись в одностороннем порядке от Бухарестского договора 1916 г. в той его части, что касалась Северной Буковины, к тому времени оккупированной румынскими войсками, румынская сторона потеряла возможность требовать выполнения обещаний, данных ей Антантой, на послевоенной Версальской конференции. На что ей, кстати, указала английская делегация.
 
Невероятные приращения территории и населения Румынии стали реальностью уже в 1919–1920 гг. Щедрое вознаграждение состоялось даже без фарсовых плебисцитов (как, например, в Верхней Силезии, которую возрожденная Польша, по сути, отобрала у побежденной Германии, изгнав из спорных территорий более 200 тыс. немецкого населения, а затем грубо извратив итоги народного волеизъявления 20 марта 1921 г.). Вероятно, определенную роль в таком развитии событий сыграла роль регионального жандарма, взятая на себя Бухарестом в подавлении Венгерской Советской Республики (март – август 1919 г.), украинского освободительного движения в Северной Буковине и просоветских настроений в Бессарабии.
 
В конце 1917 г. в Петрограде состоялся Октябрьский переворот, и новое Советское правительство начало мирные переговоры с Четверным Союзом о немедленном заключении «справедливого мира без аннексий и контрибуций». По сути, такая односторонняя инициатива революционного Петрограда стала предательством западных Союзников по Антанте, вступивших в Первую мировую войну в августе 1914 г. в защиту Сербии и России. В международном праве, по крайней мере для того исторического времени, смена правительства не могла служить достаточным основанием для отказа от внешних обязательств государства.
 
Лондон и Париж стали лихорадочно искать возможность сохранения если не прежнего Восточного фронта, то хотя бы его подобия. 7 (20) января 1918 г. румынское военное командование с согласия представителей Антанты отдало приказ своим войскам перейти р. Прут и вступить в Бессарабию. При этом делалась попытка объяснить румынскую военную акцию как гуманитарную операцию в помощь местному населению и российской армии.
 
Кремль расценил этот шаг как агрессию против России. 13 (26) января 1918 г. Советское правительство постановило прервать дипломатические отношения с королевской Румынией. В его Заявлении в частности указывалось: «Покрытая преступлениями румынская олигархия открыла военные действия против Российской Республики». То есть констатировалось недружественное действие со стороны соседнего государства, хотя война формально не объявлялась.
 
18 (31) января 1918 г. в Кишиневе собрался ІІІ Бессарабский губернский съезд, который высказался за власть Советов и против отторжения области от революционной России. Председатель съезда В.М. Руднев был арестован и расстрелян на следующий день по распоряжению румынских оккупационных властей. Вместе с Рудневым были расстреляны еще 45 депутатов – более чем показательный урок для противников объединения с Румынией.
 
Тем временем ленинскому правительству удалось осуществить военное давление на оккупированную румынами Бессарабию силами российской Дунайской флотилии и местных повстанцев. На основании русско-румынского соглашения от 5–9 марта 1918 г. Румыния обязывалась отвести свои войска из Бессарабии в течение двух месяцев, отказывалась от каких-либо административных функций и согласилась не предпринимать «никаких военных, неприятельских или других действий против Советской республики».
 
Но ситуация вновь переменилась. После заключения в марте 1918-го Брестского мира Советская Россия потеряла реальную возможность оказывать поддержку просоветским (и пророссийским) силам в Бессарабии. Этим немедленно воспользовались власти Бухареста.
 
Решено было сделать ставку на якобы самоопределение населения Бессарабии. Поскольку с ІІІ губернским съездом у румынских властей отношения не сложились, решено было обратить внимание на Сфатул Цэрий (Совет страны). Этот исполнительный (а не законодательный) орган был сформирован после решения Всероссийского военно-молдавского съезда 21 октября 1917 г. Он был сформирован в составе 150 депутатов, 138 из которых были кооптированными, а не избранными.
 
Готовя инсценировку «свободного волеизъявления народа», румынские оккупационные власти 27 марта 1918 г. расстреляли тех депутатов Сфатул Цэрий, которые выступали против присоединения Бессарабии к Румынии (все расстрелянные за исключением украинца Чумаченко были этническими молдаванами), и в тот же день провели открытое и поименное голосование в присутствии вооруженных румынских военных. Несмотря на протесты крестьянской фракции и некоторых других групп, удалось получить большинство, которое приняло Декларацию об объединении с Румынией. Документ предполагал широкую автономию, уважение прав национальных меньшинств, конституционные гарантии прав и гражданских свобод и т.п.
 
Ползучая аннексия Бессарабии происходила на фоне военных неудач Румынии в конфликте с Германией и Австро-Венгрией. 7 мая 1918 г. в Бухаресте был подписан мир с Центральными государствами, за которым Румыния теряла 6 тыс. кв. км довоенной территории (из них около 600 кв. км предполагалось присоединить к австрийской Буковине). Но Четверной Союз одновременно признал за побежденной Румынией «права» на большую часть оккупированной ею Бессарабии. 
 
Принимая поддержку Четверного Союза в деле отторжения части территории побежденной России, Румыния тем самым привязывала себя к Центральным державам, превращалась в их фактического военного союзника. Ее «права» на Бессарабию теперь юридически опирались на отказ Советской России от территорий, оккупированных австро-германскими союзниками вследствие заключения Брестского мира. Государства-победители России согласились уступить часть территории побежденного ими враждебного государства своему новому фактическому союзнику.
 
Победи Четверной Союз в мировой войне, и легитимизацию включения Бессарабии в состав Румынии можно было бы считать состоявшейся. Но мировая война дала неожиданный поворот. Провал начатого в мае 1918 г. генерального германского наступления на Париж, усиление американской помощи Антанте, буржуазная революция в Германии 8–9 ноября 1918 г. разрушили и эту циничную сделку. В Бухаресте решили обратиться к праву наций на самоопределение, декларированном в известных «14 пунктах» президента США В. Вильсона
 
В конце ноября 1918 г. по инициативе т.н. Молдавского блока без предварительной публикации в прессе и рассылки повесток было созвано внеочередное заседание Сфатул Цэрий. В нем приняли участие 48 депутатов из списочных 162.
 
Съезд был неправомерен, поскольку для правомерности решений минимальный кворум должен составлять не меньше трети – 54 депутата – от всего состава Сфатул Цэрий. Однако было принято решение о безусловном присоединении края к Румынии. В результате Бессарабия была лишена даже «провинциальной автономии». Сразу же после этого Сфатул Цэрий был распущен королевским декретом.
 
Против кулуарного решения остро протестовали те депутаты Сфатул Цэрий, которые не принимали участия в заседании. Однако их мнение уже никого не интересовало.
 
В Париже 28 октября 1920 г. между Великобританией, Францией, Италией, Японией и Румынией без участия России и Украины и проведения плебисцита (референдума) был подписан договор о передаче Бессарабии Румынии. Статья 9 этого договора провозглашала, что «Высокие договаривающиеся стороны пригласят Россию присоединиться к указанному договору, как только будет существовать признанное ими российское правительство». Это обещание так никогда и не было выполнено.
 
Следует также указать, что Парижский протокол от 28 октября 1920 г. не был ратифицирован Японией (как стороной договора), поэтому он остался без международной правовой силы. Не признали его также США и ряд европейских государств.
 
***
 
Румынские власти летом 1940 г. воспринимали утрату Бессарабии как закономерную. Косвенным свидетельством этого может служить обращение румынского премьер-министра Джигурту, направленное Гитлеру накануне переговоров в Крайовой и Второго Венского арбитража. В нем румынский руководитель делал попытку разграничить уже свершившуюся потерю Бессарабии с возможностью новых уступок государственных территорий в пользу Болгарии и Венгрии: «Бессарабия объединилась с Румынией в конце Первой мировой войны (…). Мы не боролись за это объединение, и, между прочим, это объединение не было одной из целей, какие мы преследовали в великой войне (…). Поэтому (…) понятно, почему наш народ согласен с уступкой без всякой борьбы».
 
Владимир Макарчук, доктор юридических наук, профессор Национального университета «Львовская политехника»

Назарий Рудый, кандидат юридических наук, Львовский госуниверситет внутренних дел
 
(Выступление состоялось на международной научной конференции «Присоединение Бессарабии к России в свете многовекового молдо-российско-украинского сотрудничества», прошедшей в Кишиневе 1-5 апреля 2012 г.)

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    Представляю себе жизнь народа в "Венгерской Советской Республики " под руководством Бела Куна. Позже в Крыму он развернул такой красный терор, что даже видавшим вида большевикам стало не по себе.И его быстро отозвали.