История

Послевкусие Этноджаза

01.10.2010
{Послевкусие Этноджаза} Молдавские Ведомости
О публике
 
Она удивительна. Своей всеядностью. В принципе. У нас будут одинаковые по мощности аплодисменты что заезжей «звезде» - цирюльнику, что - всемирно известному аккордеонисту. От доброты нашей и неискушенности. В определенной ситуации, это даже хорошо, потому, что в таком специфическом зале, как зал этноджаз фестиваля, когда на смену авангарду приходит классика, затем какое-нибудь неведомое молдавскому уху этно из далекой Якутии (причем, особая ветвь, известная только узкой группе искусствоведов), важно поддерживать градус общего настроения.
 
Раскупленные билеты и отчаянные комментарии на форумах социальных сетей всех, кто не смог, но очень хотел попасть - свидетельство того, что не попсой единой жив наш человек, и джазовая публика окончательно сформировалась. 
 
Хотя, конечно, невзирая на стабильное «Брависсимо!», каждый год, путем импровизированного соцопроса, легко можно определить фаворитов. В нынешнем выпуске, невзирая на разные вкусы, публика выделила три группы и один проект. Это Trio d’en bas, ироничные французы, сочетающие разные стили, Shahab Tolouie Trio (три чешских музыканта во главе с солистом из Ирана), играющее персидское фламенко, Bester Quartet из Польши, четыре года назад носивший знаменитое имя «Краков Клезмер бэнд», микширующий, ассимилирующий классику, джаз, авангард и балканское этно. И международный проект «Порт культуры», который объединил в поисках гармонии молдавский «Trigon», латвийскую группу Валтса Пуче и грузин из уже знакомой Кишиневу группы «The Shin». Но топ в джазе – понятие весьма условное. Я подозреваю, что у одной молодой художницы под впечатлением от совсем не простой, я бы сказала, атмосферной музыки трио «Хадук» в ближайшем времени родится новая картина, а может, и не одна. Она сидела – и делала наброски. А что вы думаете? Пару лет семейное трио сербов спровоцировало написание романа известным нашим журналистом и писателем. А фотограф Гульнара Вышку задумала прогремевшую зимой фотосессию «Ночь притворств» на прошлогоднем этно джаз фестивале.
 
… Моя приятельница, разорившись на все четыре вечера, сказала буквально следующие слова: «Такой концерт действует не только на ум и душу, не только получаешь эстетическое удовольствие, но еще такая музыка правильно резонирует с твоим телом. И ты излечиваешься. Становишься как новенький и здоровый!!».
 
О музыкантах
 
Всякий раз наш фестиваль – это такой буйный этно-замес, что стремительное погружение, одно за другим, в разные чаны фолко-джаза требуют потом долгого переваривания. Сейчас, с точки зрения потрясений, это было, в первую очередь, уже упоминавшееся Shahab Tolouie Trio. Откровенно говоря, заявленное в программе персидское фламенко настораживало, потому что ситуации, когда на самом деле жанр носил более чем условный характер, уже случались, со сцены вполне можно было ожидать что-то концептуальное, разобраться в котором под силу только профессионалу. Оказалось, аннотация не врала. Кто бы мог подумать, что персидский фолк и фламенко могут столь гармонично сочетаться, что неискушенное ухо и не выделит два, на самом деле, совершенно разных мелоса. Иранец пел свои народные песни, аккомпанируя на гитаре испанской музыкой – удивительное звучание!
 
Австрийский струнный квартет под названием Radio. String. Quartet. Vienna – вот это как раз для тех, кто больше ценит оригинальные интерпретации, нежели изначальную гармонию. Что касается именно этих музыкантов, к слову, лауреатов множества конкурсов, то они в эпицентр своих творческих изысканий на каком-то этапе определили музыку Джона Маклафлина, развивавшего рок-направление в мировом джазе, а если еще точнее, Оркестр Джона Маклафлина Махавишну. Между прочим, этот квартет активно сотрудничает с Клаусом Пайером, одним из лучших аккордеонистов Европы, покорившим Кишинев год назад (это было одно из самых ярких выступлений за всю историю фестиваля). Конечно, молодые музыканты интересны и сами по себе, но если бы еще и тандем струнных с аккордеоном Пайера послушать «вживую» – был бы отдельный праздник.
 
После выступления группы 3ART - речь идет о местном проекте, в который собрались два тригоновца - Александр Аркуш (саксофон) и Гари Твердохлеб (перкуссия), и молодой музыкант Дан Брума, более известный широкой общественности в качестве волонтера фестиваля – и это было достойно, виртуозно, и глубоко, подчас, слишком, как, впрочем, все то, что обычно предлагают отечественные джазмены, - появление Ченгетай Зарембы из Зимбабве обескуражило. После интеллектуальных музыкальных пассажей молдавской команды довольно сложно было перестроиться на такую «простую» музыку. Многие в зале и остались при своем первоначальном впечатлении. На самом деле в этой кажущейся безыскусности африканской певицы стоило разглядеть столь редкую естественность, удивительную искренность. Да и сам материал – южно-африканский этнос в европейской джазовой системе координат – звучал свежо, оригинально. Ритуальные пляски племен под губную гармошку французского музыканта, соул, элементы рок-н-ролла, латины, блюза… дикий замес от нескладной высокой девчонки с энергетикой заласканного очаровательного ребенка. «Моя музыка – она как радуга. Есть музыка «одного цвета», а есть такая, что переливается всеми цветами. Мне кажется, я должна быть вам понятна, потому что вы тоже живете в очень красивой стране, и ваши люди очень красивы. Я пою о любви, и могу петь только о ней. О любви ко всему прекрасному», - сказала Ченгетай.
 
На прошлогоднем фестивале из состава группы «Хадук» был Стив Шехан, американский музыкант, но, тем не менее, повлиявший на развитие современной музыкальной культуры Франции. Наконец, давняя мечта организаторов – привезти все трио – сбылась. Дидье Малерб играет на дудуке – в 2002 году Дидье играл с легендарным Дживаном Гаспаряном, на его юбилейных концертах. Лерой Эрлих, показалось, освоил все существующие струнные инструменты. Вместе они создают очень атмосферную, психоделическую музыку, которая вполне способна погрузить в транс… Некоторые и погрузились. «Очи черные», и все остальное, от чемпиона мира по цыганской гитаре Харри Стойки, привели в чувства самых впечатлительных, вернули воспаривший дух в тело.
 
Отдельным абзацем о «Порте культуры»». Еще одно название проекта - «Великая музыка малых народов». Цель – поиски гармонии. Поиски межнациональные: участвуют наш «Тригон», грузинский «Шин» и латышская группа во главе с Валдисом Пуче. Фанаты «Тригона» наверняка помнят их летний концерт, вместе с музыкантами Латвии. Нынешнее выступление всех трех групп на фестивальной сцене - яркий эксперимент, который отличается не только неожиданными сочетаниями национальных звукорядов с этно совершенно другой страны, но и привлечением дополнительных форм. Это была не только блестящая коллективная импровизация замечательных музыкантов, но еще и вокальные диалоги и хореография.
 
Об организаторах и спонсорах
 
Даже у кризиса могут быть свои положительные черты. Звезды мирового уровня легче соглашаются на скромные гонорары. Но обратная сторона медали – отечественных спонсоров почти и не осталось. Их и в прежние времена было не густо. Сейчас, признаться, благодаря баннерам удалось запомнить одну из минеральных вод. Разве что Moldcell остается верен себе и даже, как говорилось на пресс-конференции, увеличил финансирование.
 
И, конечно, иностранные фонды, прежде всего, Франции. Ее активное участие в нашем фестивале можно было отследить давно: из года в год в Кишинев приезжало много музыкантов из этой страны, сохраняющей лидирующую роль в области мировой культуры (в том числе, с точки зрения финансовой поддержки внутренним и европейским проектам). В том числе такие гиганты джаза, как Ришар Гальяно и Луис Склави. Очень помогает фестивалю и Австрия.
 
О прессе
 
Буквально пару слов. Несмотря на солидный список медийных партнеров, поддержка со стороны СМИ, прежде всего, со стороны расплодившихся телевидений, носит весьма поверхностный характер. Редкие разрозненные сюжеты, в которых стенд-апов больше, чем записей со сцены, никак не воссоздают атмосферу фестиваля. Сложить себе впечатление об EtnoJazz-e человеку, не побывавшему в зале, невозможно. Создать полноценный дневник фестиваля, с отрывками выступлений каждой из групп – на это никто так и не пошел. О прямой трансляции четырех вечеров культового, известного во всем мире фестиваля, тем более, речи не идет. Какое там? В нашей стране двадцать четыре часа в сутки куются новости. Даже если их у нас нет…   
Иоанна Макарь

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    Мне удалось побывать на втором концерте. Если бы не не музыканты из Польши, то я бы решила, что вечер пропал зря.Французы с солисткой из Зимбабве просто выпали из общей концепции джаза. Пришлось слушать. 3ART откровенно слабо выступили. И вообще, видимо Ethno, накладывало рамки, а хотелось слушать просто мастерство и импровизации. Народные мелодии честно, раздражали. Хотя польский квартет успешно сочетал и мастерство, и импровизациями порадовал, и народность была не навязчива, а в гармонии.Поэтому организаторам, спасибо.Еще очень приятно была удивлена наличием публики, слушающей джаз, зал был полный. А я думала, что все умерло в 80-е, когда в Кишинев приезжали "Арсенал" и "Аллегро".