Политика

Проблема Румынии в контексте украино-молдавских отношений

27.04.2012
 
Каждое государство в Черноморском регионе привносит в палитру международных отношений в этой части света собственную проблематику, свои особенности, неповторимую конфигурацию политического поведения. Кто-то усматривает главную проблему региона в незрелости украинской государственности, другие исследователи делают акцент на слабости Молдовы… Особенности же нашего подхода заключаются в том, что главной региональной проблемой мы считаем проблему Румынии, двойственности ее внешней, прежде всего, восточной политики. Эту двойственность мы видим в том, что «Румыния … пытается реализовывать одновременно два проекта – этатизированного этнического национализма и демократического европейского развития, и никак не может избежать негативных последствий своего национального проекта».
 
Каковы очертания реальной политики Румынии на восточном направлении?
 
Главное направление – молдавское. Румыния сосредоточила усилия на том, чтобы не только получить доминирующее влияние в Республике Молдова, но и воспользоваться этим влиянием для изменения карты региона. Создаются условия для быстрого переформатирования карты мира в этом «пруто-днестровском углу».
 
Вторая важнейшая цель Румынии, которая только с вступлением в Евросоюз вышла из-под влияния России, это – вывод российских военных формирований из Приднестровья.
 
Крайне неблагоприятный вариант развития событий для Румынии - это возможное усиление координации политики между Россией и Украиной. С учетом ограниченности ресурсов для проведения Украиной активной и эффективной внешней политики, именно координация внешней политики с Россией является для Украины правильным решением.
 
Внешняя политика Румынии имеет сильные традиции. Ее отличают осторожность и прагматизм, тактика лавирования между центрами силы, склонность к «игре на нескольких досках», сочетание глобального и регионального подходов, конъюнктурность, использование метода интернационализации региональных проблем. Особо следует отметить традиционную антироссийскость и проявившуюся в последние десятилетия антиукраинскость внешней политики Румынии.
 
В социологии международных отношений пользуется популярностью понятие «ментальных карт» (mental mapping), введенное Е. С. Толманом в 1948 г. Используя этот термин, можно охарактеризовать пространственные характеристики восточной политики Румынии, основанной на историко-географических картах Транснистрии, Бессарабии или Буковины. С помощью ментальных карт «Большой Румынии» мы можем создать эскиз политического портрета румынской власти, в котором проглядываются черты скомпрометированной в 20 веке геополитики национал-социализма.
 
Экстраполируя идею ментальных карт на любые исторические периоды, румынская историография создает антиисторический образ «вечной Румынии», как вариант современной параисторической и политической утопии. Ментальные карты румынской истории – это язык румынской власти, важный инструмент продвижения определенной версии исторического развития и национального сознания в молдавское и украинское сознание.
 
В чем состоит проблема Румынии?
 
На ее внутриполитические состояние, на ее внешнюю политику, на психологическое состояние ее лидеров и всего политического класса в той или иной мере оказывает воздействие политическая фрустрация, недостижимость ее амбициозных целей, которые существуя в латентной форме, проявляются, прорываются «наружу» то в виде эпатажных высказываний политических лидеров, государственных руководителей на тему оправдания участия Румынии во Второй мировой войне на стороне фашистской Германии, то в виде научных исследований на тему «молдавского сепаратизма», то в форме такого радикального политического поведения, как «ползучая паспортизация» населения в Республике Молдова, Одесской и Черновицкой областях Украины.
 
Возможности отвоевать спорные территории, надеюсь, остались в 20 веке. Инструмент удовлетворения геополитических амбиций, показавший свою эффективность в веке 21-м – международный суд, который, как известно, помог Румынии получить контроль над значительной частью черноморского шельфа, ранее принадлежавшего независимой Украине. Используется европейское международное право.
 
На службу решения румынских проблем поставлены мощные ресурсы Европейского союза, союзников по евро-атлантическому сообществу, союзу НАТО. В этом состоит новый вызов, новая острота проблемы.
 
Восточная политика Румынии за последние годы не отличается стабильностью. Еще при И. Илиеску в 1991 г. была сделана попытка официально предъявить претензии на Бессарабию, но во время своего второго президентства И. Илиеску признал суверенитет Республики Молдова, установив отношения с этим государством как приоритетные. В настоящее время кризисное развитие Европейского союза, самой Румынии, в которой значительно выросла социальная напряженность, способствует радикализации и идеологизации румынской восточной политики. Неудачи во внутренней политике всегда создают предпосылки для отвлечения внимания обманутого народа с помощью радикальной внешнеполитической риторики.
 
Эксперты не исключают, что в обозримом будущем румынский экспансионизм найдет свое новое проявление на официальном уровне. Проблема Румынии состоит, в частности, в использовании этой страной «окон возможностей», ситуаций, которые предоставляет динамика международных отношений, международные процессы. Если ситуация в мире обострится, а зависимость от «центров силы» ослабеет, восточная политика Румынии вне всякого сомнения радикализируется, как это бывало в истории уже не однажды.
 
Проблема Румынии объединяет Украину и Молдову. Вместе с тем есть существенные отличия в понимании этой проблемы в наших странах, общественного восприятия этой проблемы и ее интерпретации. С одной стороны, и Молдова, и Украина озабочены возможными угрозами их суверенитету со стороны Румынии. С другой стороны, близость молдавского и румынского государств, сходство молдавского и румынского народа только осложняют ситуацию. В отличие от Украины, которая едина и на Западе, и на Востоке в своих симпатиях к Молдове, и однозначной поддержке независимости и суверенитета Республики Молдова, в самой Молдове есть прочная и широкая социальная база для так называемого унионизма, объединения Молдовы и Румынии. Процесс трансформации партийно-политической надстройки, выражающей и защищающей интересы этой социальной базы, не завершен. Значительная часть граждан Молдовы воспринимает, например, Либеральную партию, ее ярких лидеров М. Гимпу и Д. Киртоаке как маргинальные силы. Но унионизм в Либерально-демократической партии и ее талантливого лидера В. Филата – это выражение политической респектабельности той же системы взглядов на геополитическое будущее Молдовы.
 
Украина в тесном контакте с молдавскими экспертами и экспертами, которые работают в украинском Причерноморье, могла бы предложить Румынии План действий, направленных на кардинальное улучшение украино-румынских отношений. Принципиальной основой такого плана может быть осуждение Румынией преступлений, совершенных в период оккупации 1918-1940 и 1941-1944 гг. Важнейшее решение, которое должно быть принято – заключение договора с Молдовой о границах без всяких оговорок, признание ныне существующих границ. Румыния может отказаться от идеологии унионизма хотя бы на официальном уровне, прекратить государственную поддержку соответствующим организациям в Молдове. Было бы правильным изменить и поведение в отношении молдавского и румынского меньшинств на Украине.

Владимир КОРОБОВ,
заведующий кафедрой философии и социологии Херсонского национального технического университета, директор Центра исследований южно-украинского пограничья, кандидат социологических наук.
 
(Выступление Владимира Коробова состоялось на международной научной конференции «Присоединение Бессарабии к России в свете многовекового молдо-российско-украинского сотрудничества», прошедшей в Кишиневе 1-5 апреля 2012 г.)

Комментарии (4) Добавить комментарии

  • x

    Генерал Лебедь давно ужинает в другом месте

  • x

    Кого могут защитить румыны? даже своих граждан - депортированные цыгане из Франции и то не смогли А Генерал Лебедь однажды сказал - примерно -Если Будете злить Россию то Я буду обедать в Кишиневе а ужинать в бухаресте

  • x

    "С другой стороны, близость молдавского и румынского государств, сходство молдавского и румынского народа только осложняют ситуацию"- автор слишком мягко выразился. Надо было сказать- "идентичные народы". Ну, а упрямцу- сколько бы Россия не растягивала губу, она у нее не безразмерна. Найдут и на нее управу. Недаром Америка расположила свои установки в Румынии. Пусть Россия позаботиться о своих народностях, которые поработила, и которые все чаще выражают недовольство. И, если уж Россия "защищает" свои 150 тысяч граждан в Приднестровье, так Румыния и подавно должна защищать свои 250 тысяч и учитывать еще миллион поданных заявлений на получение гражданства.

  • x

    Если настоящая публикация не преследует цели прославления "ярких лидеров" ЛП и "талантливого лидера"ЛДПМ , то мне представляется целесообразным публикация большего количества выступлений , и в особенности выступления историков . Относительно настоящего материала следует подметить очень важный момент , хотя объяснить его нетрудно . Я имею в виду полное невнимание к роли России в данном вопросе . Но это все еще впереди , все поправимо .