«Проект Степанюка»
Однако коммунисты не стали дожидаться заявлений Цуркана и Степанюка и сами исключили обоих из состава парламентской фракции ПКРМ, а вместе с ними – ещё двоих, Валентина Гузнака и Людмилу Бельченкову.
История началась еще до голосования 7 декабря. Как известно, ПКРМ провела собрания во всех территориальных организациях. Резолюции были практически идентичны – за кандидатуру Лупу не голосовать. 95% молдавских коммунистов, а также самый преданный электорат ПКРМ не хотели голосования фракции за бывшего товарища. В такой ситуации, уже после серии собраний и первого пленума ЦК, на котором было решено в выборах участия не принимать, Виктор Степанюк порядком подставил себя. Во время партийной поездки в один из регионов он заявил о необходимости голосовать за Мариана Лупу. С тех пор Степанюк стал выглядеть в глазах сопартийцев как человек, идущий не против воли руководства, а против общего решения.
Согласно некоторым данным, региональное откровение Степанюка стоило ему тяжёлого разговора в исполкоме ПКРМ. Тем не менее никто не лишал его права на высказывание собственного мнения, в том числе на втором пленуме ЦК, состоявшемся непосредственно в день второго тура голосования.
На пленуме Степанюк оказался в подавляющем меньшинстве. Фактически, кроме него и Владимира Цуркана, за голосование никто не высказался. Называют, правда, имя третьего «отступника» - старейшего из депутатов Ивана Калина. Остальные выступавшие, в том числе ветераны партии, подвергли предложение Степанюка остракизму.
Перспектива ухода Виктора Степанюка из ПКРМ обретала всё более реальные очертания. Его личное влияние в партии быстро снижалось. Ему довольно часто вспоминали результаты выборов в Яловенском районе, который прочно ассоциируется со Степанюком, или в Ниспоренском районе, где он также имел непосредственное отношение к предвыборной работе.
Статистика для бывшего исполнительного секретаря партии и правда неутешительная. Так, на выборах 5 апреля в Яловенах процент поданных за ПКРМ голосов оказался самым низким по стране, а по динамике падения рейтинга с 2005 года район вышел на второе место. Ниспорены, напротив: второе место после Яловен по неутешительным результатам и первое – по уровню падения рейтинга. На выборах 29 июля оба района показали результаты ниже тридцати процентов, причём в «вотчине» Степанюка – Костештах коммунисты получили смешную цифру – 18,76 процента голосов.
Степанюку могли припомнить не только результаты избирательных кампаний, но и то, что последние четыре года он напрямую был связан с системой образования (председатель соответствующей комиссии парламента, затем вице-премьер по социальным вопросам). А в свете событий 7 апреля это было для него совсем уж нежелательно.
В нынешней фракции ПКРМ Виктор Степанюк был менее заметен. На первый план выступили более молодые Юрий Мунтян, Игорь Додон, Григорий Петренко, Анатолий Загородний. Из «старой гвардии» - один из главных идеологов неголосования за кандидатуру от Альянса за евроинтеграцию Вадим Мишин, а также ряд депутатов-регионалов (Елена Бондаренко, Дмитрий Тодорогло), стоящих на той же позиции.
Итак, Степанюк, в паре с Цурканом и при поддержке ещё двоих депутатов, уходит. Вопрос - куда? В отличие от Владимира Цуркана, он не сможет перейти в какую-либо из нынешних парламентских фракций – туда ему ход заказан. Значит, отдельный проект, рассчитанный на левый электорат? Очень может быть. Но для этого надо либо его создавать, на что требуется время, либо сформировать свою команду на юридической базе другой партии. Логичнее всего для этого подходила бы Партия социалистов. Но, судя по настроению ее лидера Вероники Абрамчук, прошедшей в парламент от ПКРМ, такой вариант невозможен. Ещё за несколько дней до «ухода четверых», Абрамчук заявила в радиоинтервью, что возможный уход Степанюка и Цуркана «не повлияет на ПКРМ и ее электорат».
Что тогда? Соцпартия Виктора Морева? «Союз труда» Георгия Симы? Республиканская партия? Или всё-таки регистрация собственного политического формирования со ставкой на то, что действующие власти постараются ускорить процесс регистрации, чтобы у ПКРМ появился конкурент на левом фланге. В случае если такая партия будет создана, Степанюку может пригодиться Владимир Цуркан. По принципу: один возглавляет партию, другой – список.
К такому варианту прибегли социалисты в 2005 году: блок «Patria-Родина» возглавил не Виктор Морев, Вероника Абрамчук или Валентин Крылов, а беспартийный Борис Муравский, так же, как и Цуркан, бывший силовик. В таком составе можно попытаться сохранить образ «команды старых коммунистов», но которой не управляет «сильная рука». Подобный политический проект, разумеется, может быть ориентирован лишь на левый электорат.
Другой обсуждаемый вопрос – кто может уйти вместе со Степанюком? Из числа членов фракции некоторые аналитики называют имена Ивана Калина, Василия Иоввы, Юрия Стойкова. Согласно другим мнениям, Калин вряд ли считает для себя возможным начинать что-то по новой. По поводу Иоввы известно, что он действительно допускал возможность голосования за кандидатуру от большинства, но только после снятия с поста спикера Михая Гимпу и при рассмотрении вопроса об отставке правительства. Весьма сложно представить себе и Василия Иовву идущим на выборы против Владимира Воронина.
Так что версия о попытке создать «фракцию старой гвардии» была маловероятна с самого начала. Во-первых, не так-то легко было бы Степанюку и Цуркану отыскать троих «многосроковых» депутатов, которые откажутся от верной возможности нового избрания ради неясного пока «проекта Степанюка». Не следует также забывать, что её потенциальный лидер – вовсе не один из основателей партии, как его иной раз представляли в СМИ оппоненты Воронина, а бывший депутат «Соцединства». Эта организация влилась в ПКРМ в 1998 году. Какое-то время за Степанюком сохранялась слава «партийца №2», но к 2009 году это осталось в далеком прошлом.
В результате со Степанюком ушли далеко не те, от кого этого могли ожидать. Скажем, экс-министр местного публичного управления Валентин Гузнак, попавший сразу после отставки на 14-е место в списке кандидатов от ПКРМ. После выборов 29 июля некоторые эксперты называли его едва ли не единственным, кто мог бы стать «агитатором за Мариана Лупу» в рядах ПКРМ. Но хватило таких прогнозов ненадолго – Гузнак своего мнения нигде не продвигал.
Создавалось впечатление, что его и так всё устраивает. Да и сидел, вроде, крепко – фракция выдвинула его на пост председателя одной из парламентских комиссий (каковых за ПКРМ уже не семь, как раньше, а «всего» четыре). Поэтому выход Гузнака из фракции оставляет за собой слишком много «почему». Почему, например, молчал раньше? Почему был незадолго до этого избран руководителем одной из региональных организаций? Почему поддерживал при этом «основную» линию партии – неголосование за Мариана Лупу? Возможно, Валентин Гузнак сам не верил, что его коллеги покинут фракцию, и решил не портить себе внутрипартийную репутацию. Но раз уже выход состоялся – предпочёл уйти вместе с ними.
Куда как более неожиданным стал выход из фракции тележурналистки Людмилы Бельченковой. Во всяком случае, для большинства наблюдателей. Слишком многим Бельченкова обязана партии, чтобы её уход сошёл просто за «демонстрацию позиции». Вместе с тем более осведомленные люди ожидали чего-то подобного ещё около месяца назад и связывали возможный уход Бельченковой с тем, что многие заметные коммунисты задаются вопросом: «Кого представляет в парламенте Бельченкова, в то время как вне парламента оказались представители инвалидов, ветеранов Афганистана и других гражданских групп?".
В действительности Бельченкова никого не представляла, кроме своей программы, которая после вхождения журналистки в парламент стала бить собственные рекорды ангажированности и в конце концов оттолкнула даже самых "красных" телезрителей. В то же время можно точно сказать – в отличие от выдержанного профессионала Гузнака, чьи выступления на встречах избирателей наверняка пригодятся будущему «проекту», Бельченкова вряд ли принесёт ему много политических очков.
Так или иначе, но если мы всё же увидим новый левый политический проект, то его главными действующими лицами станут не четыре независимых депутата. Как заметил основной внутрипартийный оппонент Виктора Степанюка Марк Ткачук, «наша (то есть ПКРМ - прим. "МВ")основная часть не в парламенте, а вне его». Примерно по такому же принципу предстоит действовать Степанюку и его потенциальной команде. В конце концов, не Бельченкова будет что-то доказывать избирателям в сёлах, не Цуркан отвечать за создание организаций на местах, а одного Гузнака для таких целей мало.
Возможные составные части «проекта Степанюка» скорее могут быть набраны из тех людей, которые были связаны с ПКРМ в течение восьми лет ее нахождения у власти, но которым в определенный момент оказалось с ней не по пути. Это могут быть и простые активисты, которых в определенный момент что-то не устроило (начиная от проблем в своей сельской организации и заканчивая непризнанием меморандума Козака), и бывшие примары населенных пунктов, и некоторые действующие местные руководители. Добавим к этому несколько крупных производственных предприятий, на которые он ещё сохраняет влияние. В любом случае основную движущую силу Виктору Степанюку придется искать в регионах. А также решить еще один непростой вопрос - времени. Его до новых досрочных выборов остается не так уж много.
Раду Берилэ
Новости по теме
- Сегодня, 10:11
- Вчера, 17:38
- Вчера, 15:58
- Вчера, 09:03
- Вчера, 06:11
- 21.01, 18:17
- 21.01, 18:05
- 21.01, 12:13
- 21.01, 11:58
- 21.01, 11:21
Комментарии (13) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 10:11
- Вчера, 17:38
- Вчера, 15:58
- Вчера, 09:03
- Вчера, 06:11
- 21.01, 18:17
- 21.01, 18:05
- 21.01, 12:13
- 21.01, 11:58
- 21.01, 11:21
честно было бы если бы четверка сложила бы теперь и мандаты депутатов
Sunt si eu de parere ca e o analizabuna, pertinenta a fenomenului
ЗЛЫЕ ВЫ, УЙДУ Я ОТ ВАС...
vse conecino oceni umnie, odnaco vi vse nicego ne znaete, i nicogda ne uznaite, a vseo tak prosto, vopros teni vsegolisi v nescolico sot tiseaci evro,. vot i vseo.
5058 " Ненависть--месть труса за испытанный им страх"(Артур ШОПЕНГАУР).
Именно это и произошло 16.12.09 на
пленуме клоунов--пкрм. И самое важное :
ушли из партии коммерсантов и маразматиков--достойные. Остался один
презренный мусор--43 примата во главе
с вожаком воровской стайи. Мирон
Гагауз украл 31 миллионов лей. Кто
больше--бабуины ? ? ?
Я всегда говорила - у этой красной любовницы на уме только карьера. Вот и вован для нее уже отработанный материал...
Насчёт блудливой теленаёмницы Бельченковой лучше Аси уже не скажешь, а вот что касается Цуркана с компанией, то учитывая их активнейшую вовлечённость в "пердпринимательскую" деятельность, можно робко предположить, что указанным смутьянам было сделано предложение (скорее всего со стороны одной из правоохранительных структур подконтрольной могучему Альянсу) от которого они конечно же не смогли отказаться. Так сказать своя рубашка (маршрутка, табачок и проч.) ближе к телу. Это -самое простое объяснение, а все политологические экзерсиссы насчёт неких политстратегий и тайных электоральных раскладов - пустые словеса. Ничего они не создадут и никого не привлекут - чётвёрка "отважных" просто трусливо отсидится в парламентских кустах, пока их бывшему партайгеноссе Воронину В.В, злопамятные деятели АЕИ будет настукивать по башке.
Грамотный комментарий. Другие авторы вместо анализа несут игошда полный бред
Пусть еще и депутатские мандаты сложат, это будет по честному.А их выход врядли связан с неголосованием за Лупу. Скорее всего и Степанюк, и Цуркан претендовали на роль преемника.А, что с ними дальше будет, время покажет.
не исключено, что статью накропал Каврук - уж очень статейка с левой резьбой. прям как в Пульсе. с**вились "ведомости"...
О Бельченковой можно сказать одно:"Ах,я такая непредсказуемая...Такая неожиданная вся"...
Спасибо за очень содержательны и главное правильный анализ, вот из таких статей можно почерпнуть полезное!!!! Браво автору!!!
Госпожа Узун переняла моду Дмитрия Чубашенко.И придумала псевдоним. Стиль и почерк Узун. Думаю судьба этой журналистки такаяже как у Бельченковой. Поковыряется в красном а потом плюнет и уйдет. В никуда!!!