Просветление Юрия Ивановича Рошки
12.07.2013
Совместно с ними построили свой общий дом на землях от Карпат до Приднестровья. Никогда не было скандалов или, Боже упаси, столкновений с согражданами других языков или другой веры: с русинами/украинцами, с венграми/чангэй, с немцами/сасы, позже с гагаузами и болгарами.
В 1989 году, пользуясь обстоятельствами, молдаване от мала до велика вышли на площадь, воодушевленные единой верой и единым стремлением: «Унире, молдовень!» (Объединяйтесь, молдаване!); лимба молдовеняскэ ‒ лимбэ де стат! (молдавскому языку ‒ государственный статус!). Подавляющее число молдаван поддержало эти призывы, потому что они соответствовали национальным устремлениям, утверждали их языковую и этническую идентичность.
В первый и последний раз в ту пору сердца всех молдаван и подавляющего большинства интеллигенции «бились вместе». Отвечая на многовековые стремления и насущные требования молдаван, союз писателей 16 марта 1989 года опубликовал свой проект «Государственный язык: принципы функционирования», 1 статья которого предусматривала: «Государственный язык МССР является языком народа, который дал название республике...». Следовательно, молдаван. Следовательно, язык ‒ молдавский.
17 мая 1989 года газета «Молдова Сочиалистэ»опубликовала проект закона о статусе государственного языка МССР и о функционировании языков на территории республики (в редакции, предложенной институтом языка и литературы АН МССР). Глава I «О статусе государственного языка Молдавской ССР» предусматривала: «В целях совершенствования национальных отношений в Молдавской ССР, обеспечения нормальных условий функционирования молдавского языка (...) Верховный Совет Молдавской ССР постановляет:
Дополнить Конституцию (Основной Закон) Молдавской ССР статьей 70.1 со следующим содержанием:
«Статья 70.1. Государственным языком Молдавской Советской Социалистической Республики является молдавский язык, который функционирует на основе латинской графики...». Проект закона был обсужден и принят на собрании коллектива института языка и литературы АН МССР 25 апреля 1989 года.
«12 мая 1989 года состоялось общее собрание Академии Наук МССР. На нем академики и члены-корреспонденты главного научного центра республики абсолютным большинством проголосовали за то, чтобы молдавский язык был декретирован государственным языком в Молдове» («Молдова Сочиалистэ», 17 мая 1989 года). Итак, весь цвет интеллигенции Молдавии мыслил и чувствовал так же, как молдавский народ. Деятели науки и искусства, самые высокие научные форумы, авторитетные творческие объединения публично демонстрировали твердую уверенность, что молдавский язык должен быть языком государственным. Народ им поверил и последовал за ними, потому что это было единое стремление, единое желание.
Сегодня добрая часть интеллигенции публично демонстрирует иные убеждения. И удивляется, что народ ей больше не верит и больше за ней не идет.
Перепись 1989 года установила, что подавляющее большинство граждан Молдовы ‒ 2 794 949 назвали себя молдаванами (64,5 процента населения); 95,4 процента назвали свою родную речь лимба молдовеняскэ. В ходе переписи 1989 года лишь 2 477 (0,1 процента) жителей Республики Молдова декларировали себя «румынами».
Такой была на 30 июня 1990 года этническая и языковая ситуация в стране, которую ее основатели молдаване назвали Молдова.
30 июня ‒ 1 июля 1990 года в Кишиневе состоялся II съезд народного фронта Молдовы, который расколол молдавское общество, разрушил территориальную целостность Молдовы (в результате кровавого инцидента в Дубэсарь, «похода фронтистов на гагаузов», преступного нападения на Бендеры), привел население в состояние ужасающей бедности, унизительной нищеты, а с 2005 года отдал Молдавское Государство на политический, идеологический и экономический произвол румынских неофанариотов.
Период со II съезда фронта Ю.И.Рошки до президентско-партийных подлостей и тупостей Миши Гимпу останется самым унизительным и постыдным в современной истории Молдовы.
На своем II съезде (31 июня ‒ 1 июля 1990 года) НФМ принял резолюцию О восстановлении в правах этнонима «popor român» и глоттонима «limba română». Заявляя безграмотно и смехотворно о том, что «употребление этнонима «попор молдовенеск» (корректно: «молдовенеск») и глоттонима «лимба молдовеняскэ» (корректно: «молдовеняскэ») осуществлялось в целях денационализации румын (несуществующих, к тому же «бессарабских». – авт.) и создания псевдонауки для оправдания аннексии румынских земель Россией», фронтисты потребовали от парламента изменение Закона о функционировании языков на территории Республики Молдова», чтобы «привести его в соответствие с исторической правдой (в понимании Рошки лично) и научной истиной» (известной только Рошке лично)... Еще потребовали, чтобы «парламент дал указание (так опубликовано. ‒ авт.) соответствующим инстанциям, чтобы в процессе замены удостоверений личности (паспортов) граждан РМ этноним «ROMÂN» (прописные буквы, так у Рошки) был восстановлен (?) в своих правах (?). Тогда же фронтисты предложили парламенту «поменять название восточнопрутской румынской (?) государственной формации, переименовав ее официально в «Republica Română Moldova» (Act de identitate, 1995. P. 26).
Выбросив, подобно политической кукушке, одного за другим из фронтистского гнезда своих конкурентов (Долганюка, Мокану и др, последним выброшенным стал Кубряков), Рошка усердно занялся теоретической (перепечатыванием собственных деклараций) и практической (блокированием улиц школьниками и студентами, смутно понимающими, что творят) мотивацией своих резолюций и призывов. С марта 1993 года до последнего времени Рошка пять раз ‒ как и В.И.Ленин! ‒ издал (в том числе в научных томах Ieşirea din întuneric, 1995. P. 42 ‒ 44; Exerciţii de luciditate, 2000. P. 7 ‒ 8) манифест «Chestiunea glotonimului nu poate fi abordată separat de cea a etnonimului» («Вопрос глоттонима не может обсуждаться отдельно от этнонима»), настойчиво призывая сообщников «не обсуждать вопрос о глоттониме «лимба ромынэ» отдельно от этнонима «попор ромын», предупреждая, что «основным элементом», из-за которого будет дана великая битва (bătălia cea mare) ‒ «popor român», а не «moldovenesc».
О том, что в Молдове проживают более 3 миллионов молдаван, которые на протяжении 700 лет всегда открыто проявляли свою веру и убежденность в том, что они ‒ молдаване, об их правах, об их воле быть молдаванами в настырно перепечатанном столько раз манифесте Рошки ‒ ни слова.
Попытка очень румынского журналиста (ныне горячо любимого самим Тимофти!) Николае Негру напомнить о широко известной «неоспоримой истине, что лишь часть бессарабцев (sic!) называют себя «ромынь» и называют свой язык ‒ «ромыняскэ», вывела из себя Рошку, «потому что заявить о существовании лишь одной части «осознанных» ромын, допуская, что другая часть, таким же образом, может называться молдовень..., значит, принять правила игры противника... Значит, согласится с теорией, согласно которой, человек «свободен» (кавычки Рошки) выбирать себе любую национальность, которую принимает или признает», теорию, понимаемую как «принуждение, под ширмой неких «демократических норм» (кавычки Рошки). Следовательно, Рошка отвергает «теорию, согласно которой, человек свободен выбрать национальность»; насмехается над «демократическими нормами».
Трудно поверить, но, вопреки тому, что все научные книги Ю.И.Рошки посвящены «выходу из темноты» (Ieşirea din întuneric), в том числе при помощи «упражнений по просветлению» (Exerciţii de luciditate), вопреки другим научным опусам, Рошка остался таким же непросвещенным (întunecat), как и в начале, в 1990 году. Это удручающее состояние, эту драматическую ситуацию Ю.И.Рошка мужественно, как подлинный атлет румынизма, сам лично признает. В начале августа 2012 года еженедельник «Săptămîna» опубликовал небольшую информацию, которая потрясла мир (румынизаторский): «После 20 лет, 2 августа 2012 года, в передаче «Fabrica» Юрий Рошка решительно заявил: «Барахтаемся в зоне интеллектуального инфантилизма, этноцентризма, примитивной трактовки национальной проблемы... Много лет занимался этой темой. Изучил вагоны книг по этой проблеме. Вывод очень прост. Этнолингвистически (1) являемся той же этнолингвистической (2) единицей, нелепо отрицать, но менталитет ‒ разный и на этом... баста. Менталитет разный, а это ‒ фундаментальный вопрос. Двести лет отдельной жизни продиктовали разность менталитета. И это не стирается ни в 24 часа, ни в 20 лет. Это ‒ не хорошо и не плохо. Это ‒ фундаментальный вопрос».
Рошка вводит публику в заблуждение или просто лукавит, заявляя, что «изучил вагоны книг», пока просветлел. (Не верим, что он такой ‒ совсем «întunecat»). Он родился и сформировался (как и все наши министры образования) в молдавской этнолингвистической и этнопсихологической среде... Позже, ведомый чужими идеологическими поводырями, одурманенный их песнями, сообразил, что попал в другой «менталитет». И лишь в августе 2012 году заметил, что попал впросак или, как говорят, попал пальцем в небо.
Любопытно, чем были загружены «интеллектуальные» вагоны Рошки. Банальности, которые треснули Рошку по голове лишь в августе 2012 года, известны давно, очень давно...
Следует отметить: вопреки его «фундаментальному» просветлению, Рошка не аннулировал ни одну запятую в своих многочисленных антимолдавских, антигосударственных резолюциях, протестах, заявлениях, решениях.
По всей видимости, «Ieşirea din întuneric» ‒ выход из темноты, из лицемерия Рошки еще не начался. Да поможет ему Всевышний...
Василе СТАТИ
Новости по теме
- Вчера, 16:03
- Вчера, 14:54
- Вчера, 11:23
- Вчера, 10:55
- Вчера, 10:37
- Вчера, 10:34
- Вчера, 06:00
- Вчера, 06:00
- 28.11, 16:47
- 28.11, 16:44
Комментарии (9) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 16:03
- Вчера, 14:54
- Вчера, 11:23
- Вчера, 10:55
- Вчера, 10:37
- Вчера, 10:34
- Вчера, 06:00
- Вчера, 06:00
- 28.11, 16:47
- 28.11, 16:44
treiasce , treiasce limba ojeniasct si pomint bubuiascte
Если не предложить молдаванам культурный вариант глобализации и пустить это на самотек - тогда образуется человеческий тип как в негритянских гетто.
Для нас такие люди как Рошка или Стати, люди несомненно ценные. В смысле политики, в коннотации котов, которые разнообразят молдавский мартовский день. В остальном - так себе, крикуны провинциальные. Одно ясно: молдоване и румыны - две ба-а-альшие разницы.
Iuda ,iuda ramina pe viata....
К концу этого века должны исчезнуть большинство наций и национальных групп численностью менее 10 млн. Это жизнь - глобализацию не отменишь просто так. Единственный выход - сгрупировать их в более крупные национальные образования.СССР рухнул, потому что попытался объединить молдаван, чукчей и таджиков.Объединять нужно тех, кто достаточно близок друг к другу по истории, культуре. А что предлагает Стати?
Мы обучены , мы задыблены быть в постоянной разорванности : Или мы возвеличиваем на пьедестал героя , или опускаем в ад преступника . Все причастные к активной кампании обожествления этого господина , прекрасно знают нашу родовую болезнь и , ублажая себя хорошими поминками , старательно подносимые им героем публикации , пытаются еще раз видеть в каждого читателя рафинированного болвана .Стати заметил , что герой публикации еще не начал выходить из лицемерия , а я хочу сообщить своему читателю , что сам Стати пребывает в том самом лицемерии . Обидно , что СМИ не пытаются обрабатывать тот пласт общества , где еще пребывают остатки порядочности .
Существует закон масштабов: чем ниже падение, тем выше подъем. Юра упал в свое время очень низко, треснулся лбом о дно и очнулся от националистического дурмана. Теперьхотя бы не падает, а пытается встать на ноги, чтобы начать подъем. И было бы нехорошо лупить его дубиной и не пускать это делать. Давайте конструктивно напоминать ему о злокозненном прошлом, при этом помогая идти вперед, а не отгоняя назад. У всех людей в прошлом - много грязи и преступлений. У Рошки их много, но он был открытым, не творил пакости втихаря. как это свойственно большинству. И так же открыто и весело сегодня позиционирует себя как государственника.
Этот Иуда большая мразь
согласна с автором статьи, его "заблуждения" и ему подобных обошлись очень дороги жителям Молдовы. Все еще живы в памяти события тех далеких и не очень далеких лет. Я ему не судья, но я ему не верю.