История

Путевые заметки туриста в Греции

31.03.2013

Знаменитая таверна на Идре, греческом острове в Сароническом заливе, в двух часах катером на юго-запад от Пирея. После обеда, собравшего десяток гостей, мы просим счет. Он появляется на листке бумаги, в котором нет ничего официального: я удивляюсь и спрашиваю, можно ли получить чек. Замешательство моих греческих друзей. Нет, хозяйка не дает официальных документов. Возможно ли заплатить кредитной картой? Сожалеем, мы действительно сожалеем, но в таверне нет специального терминала. Другими словами, здесь теневая экономика: нет чеков, только наличные, а значит, нет налогов или же налоги символические. Эта таверна далеко не единичный случай: ни один из ресторанов на острове не выдает официальных чеков, а заплатить можно только наличными. Все приличное афинское общество посещает Идру, в том числе премьер-министр Георгиос Папандреу и министр финансов, поэтому нельзя сказать, что мошенничество остается незамеченным.
То же и с небольшими отелями на острове, которые совершенно незаконно увеличивают вместимость. Так одно из этих заведений, название которого я скрою, предлагает 7 комнат по 50 евро минимум. Или 350 евро в день. То есть за четыре месяца туристического сезона (как минимум, поскольку нужно добавить пасхальную неделю) 42.000 евро, несомненно, даже больше, цены варьируются в зависимости от того, как выглядит клиент. Даже если вычесть расходы (уборка, оплачиваемая также вчерную, вода, электричество), в кармане владельца остается симпатичная сумма (я не знаю, что он делает кроме этого), особенно когда вы знаете, что первоначальные инвестиции (работы, оплаченные вчерную, в семейном доме) было минимальными.
 
Весь остров, кажется, работает вчерную: работы в домах производятся без счетов, как об этом свидетельствует друг, встреченный на выходе из банка с конвертом, набитым банкнотами по 100, 200 и 500 евро. «Ты понимаешь, или так, или НДС 23%. В любом случае, если ты потребуешь счет, работы будут отставать». Конечно, бары на набережной выдают чеки, но только на террасе, потому что это на виду. Внутри, однако, все без чеков», -- рассказывает завсегдатай Идры.
 
Так идут дела в Греции, между изворотливостью и «каждый за себя», в то время как страна столкнулась с худшим кризисом в своей истории: государственный долг, который достигнет 161% ВВП в 2012 году, экономический спад, который составит более 4,5 % в 2011 году (против ожидаемых 3,5%, или 10% за три года), бюджетный дефицит, с которым правительство до сих пор не может справиться, даже если многое уже было сделано. Министр финансов Евангелос Венизелос недавно объявил, что заявленная цель ― дефицит в 7,4% ВВП в 2011 году, вероятно, не будет достигнута из-за рецессии. Но это всего не объясняет: даже если налоговые поступления в прошлом году увеличились, они далеки от необходимого. Уклонение от уплаты налогов остается национальным видом спорта, теневая экономика оценивается от 30 до 40% ВВП. Если бы налоговая администрация была не коррумпированной и эффективной (я отсылаю вас к Transparency International, к главе, посвященной коррупции), большая часть греческих проблем могла быть решена.
 
«Мы думали, что Греция была нормальной страной, мы ошибались», ― признаются сейчас в Париже. «Ее проблема не будет решена за год или два. Необходимо помочь ей в создании функционирующего государства, это займет время, что влияет на отношение рынков». То, что нужно было ждать 2011 года, чтобы партнеры Афин, наконец, официально признали факт, известный всем, кто ездит в Грецию, просто ошеломляет. Даже не проводя глубоких исследований, достаточно просто проехаться по Греции, как недавно сделал я в этом августе, чтобы понять, что эта страна все еще далека от Европы, очень далека. Подобное полезное упражнение, которое не претендует на исчерпывающую полноту, позволило бы партнерам Афин отказать Греции во вступление в зону евро, а рейтинговым агентствам избежать слишком высокой оценки греческого долга на протяжении десяти лет ...
 
Я сделал множество репортажей о Греции за последние восемнадцать месяцев (в блоге кликните на слово «Греция» справа, чтобы найти их). Но это страна, которую я знаю давно, регулярно провожу там отпуска (впервые это было в 1981 году, сразу после ее присоединения к тогдашнему ЕЭС). Я видел, как европейские структурные фонды вкладывались в эту страну, как бездонный колодец. Если, начиная с 1988 года, Союз ежегодно выплачивал ей эквивалент 3 - 4% от греческого ВВП, огромную сумму, то ее значительная часть была расхищена: например, шоссе Афины-Салоники, которое более чем через тридцать лет после начала работ до сих пор не завершено, было, как минимум, профинансировано дважды или трижды, благодаря европейским фондам... Что стало шуткой в Греции. Точно так же стратегическое шоссе Афины-Патры (важнейший порт), от Коринфа до сих пор не существует. Однако сюрреалистические куски автодорог были построены здесь и там, как кажется, в угоду некоторым местным шишкам.
 
Жак Делор, бывший тогда президентом Европейской комиссии, было забил тревогу в 1993 году из-за расхищения европейских денег в Греции. Но ему тут же дал по рукам Франсуа Миттеран, его большой друг, в то время премьер-министр. Андреас Папандреу, отец нынешнего главы правительства, жаловался на эти дурные манеры... «Что я могу сделать, если меня не поддерживают государства?», ― вздохнул тогда создатель европейской региональной помощи (в 1988). В то время в Брюсселе шутили по поводу греческих тракторов, оснащенных стерео благодаря структурным фондам... Двумя годами ранее, во время переговоров по Маастрихтскому договору, я задал вопрос относительно способности Греции интегрироваться в зону евро Пьеру де Буасье, одному из французских переговорщиков. «Греция ― наш дом отдыха, мы можем себе это позволить», ― ответил он мне с презрением. Действительно. Мы видим, что отказ видеть реальность, то есть страну, управляемую настоящей мафией (Папандреу-отец был создателем этой системы), существует давно.
 
Все это несколько улучшилось в последние годы, но еще далеко от нормы. Так Мишелю Барнье в начале десятилетия, когда он был комиссаром структурных фондов, пришлось вести упорную борьбу за европейскую поддержку создания кадастра. В 2011 году этого кадастра, который был бы чрезвычайно полезен для налоговых инспекторов, по крайней мере тех, кто не коррумпирован, до сих пор нет... Результат: незаконное строительство стало правилом (кстати, в нарушение экологических норм), а участие государства свелось к тому, что для исправления ситуации оно заставляет регулярно платить налоги, но не осмеливается снести эти постройки.

Более серьезно: европейские деньги используются для поддержки потребления, вместо инвестирования в инфраструктурные проекты, исследования (Греция самая последняя в ЕС по государственным и частным инвестициям в этом стратегическом секторе) и образование, чтобы подготовить завтрашний рост.
 
Не случайно, что Греция импортирует в три раза больше, чем экспортирует. Она, к примеру, стала одним из ведущих европейских рынков автомобилей класса люкс: во время отпусков я никогда не видел, за исключением Германии, столько Porsche, Audi, Mercedes, BMW (от 1-й серии до X5), Lexus и всего остального... Автомобильный парк (там больше автомобилей на душу населения, чем во Франции) никак не связан с реальным богатством страны. Так перед скромным домом в историческом центре Янины я мог видеть в гараже два немецких автомобиля, стоивших около 100 тысяч евро. Везде признаки легких денег, денег, полученных благодаря европейской региональной помощи и зонтику евро, который позволил государству бездумно влезть в долги и нанять несколько сотен тысяч государственных служащих, которые часто обязаны должностью только своей политической лояльности.
 
Это оказало влияние на структуру цен, которые не зависят от реальности. Так, во время перехода на евро, греческие кафе не усложняли себе задачу: кофе за 250 драхм стало стоить 2,50 евро, вместо 75 центов (1 евро = 340,750 драхм). Тот же рост во всем, обед в таверне обходится от 12 до 15 евро... Ничего удивительного, что плоские телевизоры есть в самом жалком кафе, а владельцы ездят на BMW. Неудивительно, что уровень инфляции в последнее десятилетие составляет от 3 до 5%... То же самое касается цен в отелях (которые имеют мало общего с низкими доходами «поколения 700 евро»), цен на одежду и т.д. Поразительно, что самая популярная купюра не 10 или 20 евро, как во Франции, а 50 евро. Банкоматы также часто выдают банкноты 100 евро ...
 
Цены, несмотря на кризис, не снижаются, напротив, многие коммерсанты их повысили, возмещая недавнее увеличение НДС, что усилило бегство потребителей (и, следовательно, банкротства). Так что предстоит долгий путь для восстановления конкурентоспособности страны, которая, не развивая промышленность или же полагаясь на экспорт своей сельскохозяйственной продукции (не так легко найти греческие продукты за пределами Греции, фета обязана своей репутацией ложной датской фете), должно способствовать росту туризма, своему основному богатству. Перед лицом турецкой конкуренции и низких цен, будет не так легко образумиться.
 
Разумеется, есть изменения в поведении, там и здесь, но это исключение. Так на острове Лефкас все, кажется, находится под контролем, в самой маленькой таверне выдают чеки и принимают платежи по карте. Если на Идре таверны и отели мошенничают, то здесь отели находятся под присмотром налоговых инспекторов. Кроме того, катера, которые привозят туристов на пляжи, в настоящее время оснащены кассовыми аппаратами. Интернет-пользователи сообщили мне, что на Корфу (населенном немцами и англичанами) или же на многих островах архипелага Киклады налоговая администрация, по видимому, делает свое дело. Но ясно, что правительство сначала стригло там, где было легче, принявшись за зарплаты государственных служащих и пенсии. Буржуазия (свободные профессии, коммерсанты, предприниматели) до сих пор почти полностью ускользает от налоговых органов, как и владельцы крупных состояний (не говоря уже о судовладельцах и церкви, которые по закону освобождены от налогов). Просто из-за отсутствия компетентной и некоррумпированной администрации (для сбора налогов правительству пришлось создать элитное налоговое подразделение SDOE).
 
Чтобы избежать повторения ошибок прошлого, когда Грецию считали нормальной страной, Германия добилась того, чтобы структурные фонды впредь управлялись не Афинами, а специальной европейской администрацией во главе с... немцем. Кроме того, приватизация объемом 50 миллиардов евро будет проводиться не правительством, а независимым учреждением, состоящим из греков, но также европейцев, чтобы деньги вновь не испарились. Однако способность греков к сопротивлению хорошо известна. Европейцы рискуют еще долго платить за греческую ошибку.
 
Переводика.ру

Комментарии (0) Добавить комментарии