Закон

Работник - значит «раб»?

11.12.2009, 15:04
{Работник - значит «раб»?} Молдавские Ведомости

Недаром работники часто употребляют слово «хозяин» как синоним слова «шеф», «начальник», хотя самим кажется, что речь идет о собственнике фирме.

Не стоит забывать, что работа, которую не оплатили – это рабская работа. Ситуация, когда работодатель после одно-двухмесячной трудовой деятельности работника отказывается от его услуг и не платит, случается очень часто. Точно так же нищенская, символичная зарплата не что иное, как завуалированное рабство.

По данным трудовой инспекции, более 900 работодателей в Молдове в этом году занимались нелегальным трудоустройством. И так происходит давно. Это уже не тенденция – норма. Неофициальные трудовые отношения – это, главным образом, не заключенный трудовой договор и соответственно «черная зарплата». По словам начальника трудовой инспекции Виктора Цуркан, основные сферы экономики, где происходят подобные нарушения – строительство, сельское хозяйство, торговля, а также охранный бизнес. Выявлять случаи нелегального трудоустройства достаточно сложно, так как работники, чьи права нарушаются, часто сами действуют в интересах работодателя.

«Главная проблема в том, что работники плохо знают свои права и не требуют их соблюдения: заключение индивидуального трудового договора, оформление трудовой книжки, приказа о приеме на работу и прочего. Из-за этого после необоснованного увольнения и невыплаты зарплаты нам бывает очень трудно защитить работника и наказать работодателя. В суде по этой же причине у работника в наличии мало доказательств о трудовой деятельности», - говорит Виктор Цуркан.

Нелегалы в родной стране

На деле вовсе не работник повинен в сложившейся на рынке труда сложной ситуации. Вот что рассказала безработная Светлана: «По образованию я переводчик, но официально трудоустроиться не получается в течение 12 лет. На всех собеседованиях предлагают работать без оформления. Деваться некуда. Жить на что-то надо, поэтому соглашаюсь на чужие условия. В Молдове для себя будущего не вижу, поэтому планирую уехать в Россию. Надеюсь, мой труд там будет оплачен выше.

У меня есть подруга с высшим образованием. Как и я, она мать-одиночка. Так вот ей приходится работать уборщицей за 1000 леев, тоже без официальных документов. Стирает она дома, при этом моющие средства покупает за свой счет. Все работодатели стараются заплатить как можно меньше и выжать из работника как можно больше».

Светлана знает, что по существующему законодательству трудовые отношения должны оформляться письменным договором, а прием на работу приказом, который доводится до сведения работника под расписку в течение трех дней. Ей известно, что работодатель обязан сделать запись в трудовой книжке, если работник трудился на предприятии более пяти дней или открыть трудовую книжку в течение семи дней, если работник не имеет этого документа. Знает она и то, что письменный трудовой договор нужно заключать и перед испытательным сроком. Она открывала Трудовой кодекс и видела там статью, в которой говорится, что отказ в приеме на работу оформляется в письменной форме и что необоснованный отказ запрещен. Ей прекрасно известно, что без индивидуального трудового договора защитить свое нарушенное право крайне тяжело, несмотря на то, что судебный иск работника к работодателю не облагается госпошлиной.

Вот только знания эти не помогают ей официально трудоустроиться. Требовать соблюдения своих прав, в особенности на этапе устройства на работу, часто означает похоронить свой шанс трудоустроиться. В этих условиях потенциальные работники готовы поступиться социальными гарантиями ради возможности хоть что-то заработать.

Но только деньги вперед…

Найти работу сегодня сложнее, чем в прошлом году. За 11 месяцев этого года Национального агентство занятости предложило чуть больше 6 тысяч вакансий, в 2008-м их число приближалось к 13 тысячам. Количество предложений работодателей, поступающих через частные фирмы-посредники, установить сложнее, но, следует полагать, их также стало намного меньше.

К большинству рекрутинговых агентств у тех, кто ищет работу, тоже накопилось немало претензий. Самый частый повод для негодования – взимание денег за поиск работы, вернее, за обещание подыскать хорошую вакансию. Между тем, подобная практика запрещена законом. Статья 7 Конвенции № 181 о частных агентствах занятости, ратифицированная Молдовой в 2001 году, гласит: «частные агентства занятости не взимают с работников прямо или косвенно, полностью или частично никакие гонорары или другие сборы». За это нарушение экономического агента лишают лицензии. Телефон Лицензионной палаты, куда можно сообщить о таких фактах: 27-23-36.

На сегодняшний день в Молдове 24 фирмы предоставляют услуги по трудоустройству внутри страны. На протяжении года ни одна из них не была лишена лицензии. Заместитель директора Лицензионной палаты Татьяна Виеру объясняет это тем, что со стороны соискателей работы на молдавском рынке рабочей силы не поступало жалоб.

А между тем, практика взимания денег – явление отнюдь не редкое. Кстати, поводом для этой статьи стало обращение нескольких читателей с просьбой поднять тему законности поборов фирм-посредников. Читатели указывают разные суммы таких выплат – от 65 до 95 леев. В некоторых случаях мелочно требуют заплатить два лея за заполнение анкеты, состоящей из 100 вопросов, среди которых, по словам нашей читательницы Светланы, есть и такие: «смогли бы вы добить больное животное?». Между прочим, исходя из статьи 6 упомянутой Конвенции, вопросы должны касаться квалификации и профессионального опыта заинтересованных работников и любой иной информации, имеющей к этому прямое отношение.

Гастарбайтерам на заметку

В отличие от рекрутинговых фирм с национальным профилем деятельности, у молдавских компаний, занимающихся трудоустройством за рубежом, лицензии отзываются весьма активно. Только в этом году судебные инстанции лишили лицензий 18 предприятий. Всего же на данный момент, услуги по трудоустройству за рубежом предоставляют 83 экономических агента.

По словам Татьяны Виеру, реальность не сходится с законодательными требованиями. Закон оставляет для таких фирм лишь один источник дохода – плата зарубежных партнеров за подбор трудовых ресурсов. Однако на деле получить деньги у иностранного работодателя за услуги молдавской фирмы очень сложно. Именно поэтому во многих, если не во всех частных агентствах платит работник, а не работодатель. Татьяна Виеру считает, что правительство должно принять постановление с описанием четкой схемой работы подобных фирм. Намекнула госпожа Виеру и о том, что рациональней было бы разрешить агентствам, подбирающим кадры для трудовой миграции, взимать плату за свои услуги у потенциальных работников.

Рекрутинговым фирмам, работающим с национальными работодателями, соблюсти запрет намного легче, так как заключать договора с работодателями не представляет сложности.

Напоследок автор этой статьи сделал телефонный звонок по одному из объявлений, найденных в «Маклере» за вторник, 8 декабря по телефону 578-888 в рубрике «Предлагаю работу». Девушка чрезвычайно обворожительным тоном пригласила меня прийти в офис № 108, расположенный в гостинице «Кишинэу», попросив прихватить с собой паспорт и 95 леев и получить на месте готовый список свободных вакансий. Вопрос «известно ли вам, что брать деньги у соискателя работы, незаконно?» почему-то заставил сотрудницу занервничать, и связь сразу же оборвалась.

Иван ПОГОНЕЦ

Комментарии (0) Добавить комментарии