Закон

Реформа по конкурсу

02.10.2012
{Реформа по конкурсу} Молдавские Ведомости
 
Реформирование Генеральной прокуратуры является одним из первых пунктов программы действующего правительства. На необходимость модернизировать ведомство, дабы повысить уровень демократии в стране, уже третий год ссылаются наши власти, когда просят очередные транши у своих европейских партнеров.
 
Примерно год назад о важности нововведений в этом учреждении вспомнил и премьер-министр, выступая в парламенте. Тогда часть депутатов особенно возмутили недостаточные меры Генпрокуратуры в деле защиты молдавских коммерческих банков и страховой компании от рейдерских атак.
 
«Реформу по-премьерски» предполагалось начать с увольнения генерального прокурора Валерия Зубко. На эту должность его по соглашению АЕИ-2 возвела Демпартия, политический союзник партии Владимира Филата. Но рейдерский скандал поутих, Зубко остался в кресле, а про реформу Генпрокуратуры успешно забыли. Совместный выход к прессе должен был обозначить новый этап выполнения обязательств перед европейскими партнерами.
 
Вспомнили о реформе
 
Правда, этой осенью, за два года до очередных парламентских выборов, сразу ряд политиков вспомнил о Генпрокуратуре и ее незавершенной реформе. Председатель Либеральной партии Михай Гимпу вдруг назвал эту задачу одним из приоритетов своего политформирования, наравне с принятием новой Конституции, новых Кодексов об образовании и выборах.
 
- Хотим этой осенью окончательно реформировать прокуратуру и дать этой структуре возможность работать на базе европейских стандартов. Она должна быть независимым и демилитаризованным учреждением, - поделился соображениями насчет будущей реформы главный либерал.
 
По мнению наблюдателей, «рвение» либералов ограничивается исключительно желанием восстановить «справедливость» - количество должностей, распределенных по соглашению о создании АЕИ. После избрания президента ЛП осталась без кресла в руководстве парламента, а после увольнения директора Службы информации и безопасности - без рычага силового давления.
 
Гораздо четче себе представляет будущее Генпрокуратуры Владимир Филат. Во-первых, по его мнению, роль руководителя учреждения должна быть существенно снижена, его полномочия сужены. Во-вторых, реформа ведомства должна проходить как компонент общей реформы правосудия, на одном уровне с модернизацией судов и МВД.
 
Сами с усами
 
- В последнее время очень многие говорят о реформе Генеральной прокуратуры. Мол, нужны и демилитаризация, и деполитизация и т.д. Но с конкретными предложениями, со своим видением никто к нам так и не пришел, - с такого заявления начал пресс-конференцию Валерий Зубко.
 
Позже он язвительно заметил: пока «некоторые говорят о реформе и ничего не делают, мы уже давно занимаемся внедрением новшеств в работу Генеральной прокуратуры». Зубко пообещал при необходимости предать гласности каждый шаг ведомства в деле реформ, лишь бы работа его коллег не осталась в тени. Необходимости, по всему, пока нет.
 
- Все же считаю, что огласка нужна не столько перед тем, как что-то сделать, сколько того, что мы готовы делать, а также результатов наших действий, - поделился убеждениями главный прокурор страны.
 
Как выяснилось, самореформироваться молдавские обвинители начали с момента вступления в силу закона «О прокуратуре», принятого парламентом в декабре 2008 года. Тогда в разработке нормативного акта участвовали международные эксперты и действующие прокуроры из европейских стран, в частности Ирландии и Португалии. Даже Венецианская комиссия признала получившийся документ качественным и эффективным. Но у нынешнего руководства Молдовы свое мнение.
 
- Не все положения этого закона позволяют нам добиться высокого уровня. Поэтому были предложены некоторые модификации для улучшения действующего законодательства, - закрутил интригу В. Зубко.
 
Структуризация и оптимизация
 
Так, появился орган самоуправления прокуратуры - Высший совет прокуроров, состоящий из дисциплинарной и квалификативной коллегии. После внесения поправок именно эта структура стала решать все, что касается назначения на должность, проведения рабочей деятельности и увольнения прокуроров.
 
Также появились территориальные прокуратуры и специализированные: антикоррупционная, военная и другие. В то же время количество прокуроров значительно снизилось: с 900 в 2009 году до 600 в 2010-м. «Оптимизацию» кадров прокуратуры обещано продолжать.
 
А в сентябре 2012 года Генпрокуратура обзавелась новым подразделением – юридическим отделом по внедрению реформы. Планируется еще один отдел – по борьбе с оргпреступностью. Предполагается, что у него будет четыре территориальных филиала. Правда, появление этого отдела приурочено к либерализации визового режима со странами Евросоюза. Хотя точного срока открытия границ пока нет, группа молдавских прокуроров уже набирается опыта по части борьбы с ОПГ у своих коллег из Румынии.
 
- Очень важно, что благодаря изменениям в законодательстве прокурор будет нести ответственность за дело с момента возбуждения уголовного процесса до вынесения решения судом. В его действия больше не сможет вмешиваться вышестоящий прокурор. Вмешательство будет возможно только в том случае, если в прокуратуру поступит жалоба со стороны причастного к делу гражданина, - уверил журналистов генеральный прокурор.
 
Правозащитников вам в помощь
 
Окончательное решение, как и в каком направлении должна развиваться Генпрокуратура, остается за парламентом. Высший совет прокуроров разработал Программу стратегического развития, которую представит законодателям на утверждение уже этой осенью. Но сначала прокуратура решила посоветоваться с правозащитниками. С этой целью намечено провести публичные дебаты. Однако ряд НПО уже готовы включиться в деятельность по оптимизации правоохранительного надзора.
 
Председатель Национального совета участия Сергей Остаф сходу выдвинул перечень из 20 предложений и принципов по улучшению работы Генпрокуратуры. Среди них, в частности: улучшение механизма выявления внешнего или внутреннего влияния на прокурора, создание электронной статистической системы учета всех дел и введение оценки результатов работы прокуроров.
 
А вот представительница Transparency Internetional Лилия Каращук заметила на пресс-конференции, что еще по закону от 1994 года Генпрокуратуре предоставлена автономия. «Но мы прекрасно понимаем, что в нашей стране невозможно быть полностью автономным», - заметила эксперт.
 
Кроме того, ее насторожило, что к реформе Генпрокуратура приступает с багажом сомнительного прошлого. Из него правозащитница вырвала исключительно имена членов ДПМ. Напомнила об отсутствии внимания к причастности депутата Плахотнюка к рейдерским атакам и к осуждению депутата Гумы румынским судом на четыре года за мошенничество.
 
Примечательно, что задор неправительственных организаций дать лучший совет прокурорам предупредило посольство США в Молдове. Оно объявило конкурс для НПО на тему, кто лучше подготовит пособия по обучению, работе и дисциплине прокуроров. Это во многом объяснило подготовленность НПО к предварительной дискуссии перед прессой.
 
Примет ли подобные рекомендации во внимание Генпрокуратура, Валерий Зубко не уточнил. Впрочем, он воздержался и от оценок поступивших предложений.
Сергей Манастырлы

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    Про демократические реформы уже давно вс сказано: а вы друзья как ни садитесь вс в прокуроры не годитесь. Кадры решают вс. Демократическим реформами и конкурсами аппендицит не удалишь необходимо силовое недемократическое вмешательство. Прокуроры и судьи за время демократического правления пропитались взяточничеством , потеряли сво нравственное основание и Зубко в том числе, ибо не выполняет своей главной обязанности наблюдение за законностью, ибо законы для прокуроров и судей, включая Конституцию, носят декларативный характер. Примените 307 статью УК И ТОЛЬКО ТОГДА ДОКАЖИТЕ ЧТО ВЫ ЧТО-ТО СТОИТЕ. Реформа без реформирования кадров лапша на уши.