Политика

Региональные телодвижения

10.02.2010
{Региональные телодвижения} Молдавские Ведомости
Владимиру Цуркану и Виктору Степанюку действительно удалось привлечь на свою сторону ряд кишинёвских активистов. Это делалось пышно, о переходах заявляли на пресс-конференциях, создавалось впечатление, что за кишинёвскими «раскольниками» последуют и республиканские коммунисты. Но этого не случилось. Пресс-конференций больше нет, а на прошедшем в субботу съезде «Единой Молдовы», как уже писали «МВ», в новой партии «засветились» лишь пара-тройка заметных ПКРМ-овских регионалов.
 
Все дело в том, что «Единая Молдова» по определению малоинтересна региональным функционерам, особенно, когда речь заходит не об идейной, а об административной составляющей. «Партия Цуркана» админресурсом на местах не обладает. Поэтому, решившие расстаться с теперь уже оппозиционной ПКРМ, местные советники предпочитают ей другие партии. Те, которые ещё в 2007 году получили представительство в районных советах и сумели поучаствовать в формировании власти. Наиболее заметными в этом плане являются Альянс «Наша Молдова» и Демпартия.
 
АМН ещё на собственном съезде объявила о «переменах на местах», намекая на будущий уход советников-коммунистов. Но эта партия сейчас сама теряет кадры. А потому самым логичным пристанищем для экс-коммунистов стали именно демократы. К примеру, вскоре после выборов 29 июля стало известно об уходе ниспоренского лидера ПКРМ, экс-депутата Сергея Сококола. Его, кстати, исключали из ЦК ПКРМ на том самом пленуме, когда Степанюк и Цуркан безуспешно пытались уговорить остальных голосовать за Лупу. Сококол же, ещё раньше решил именно к Лупу и уйти. Взяли его там или нет – до сих пор непонятно, но факт, что новый проект экс-коммунистов он проигнорировал. Несмотря на то, что именно Степанюк курировал на выборах его район, поддерживая Сококола в свое время.
 
Еще интереснее рассмотреть те районы, в которых ПКРМ начала терять людей в последнее время. Таких на данный момент всего три – Флорешты, Дрокия, Оргеев. Флорешты не случайно указаны первыми – именно здесь случилось то, чего вряд ли кто-то мог ожидать. А именно – уход одного из «мастодонтов» ПКРМ, Михаила Руссу, с поста председателя района. Известно, что Руссу ради продолжения работы в районе дважды (!) отказывался от депутатского мандата. Известно и то, что возглавляемая им парторганизация долго являлась крупнейшей в стране. Собственно, таковой она является и сейчас. Но всего пары «кадровых ошибок» при выдвижении кандидатов в совет в 2007-м году стало достаточно, чтобы флорештский лидер потерял должность в стопроцентно «красном» районе. Альянс «Наша Молдова» поспешил приписать это событие своим усилиям, однако факты говорят о другом – преемником Руссу стал экс-коммунист, перешедший к демократам.
 
В одном из прошлых номеров «МВ» уже писали о выходе из фракции значительного числа советников-коммунистов Дрокии. От крупнейшей в совете фракции осталось пять человек. И тут ситуация тоже восходит корнями к 2007 году. Тогда ПКРМ недоставало лишь одного голоса до избрания своего председателя района. Но в избрании их представителя никто не сомневался – за кандидата, одного из лидеров дрокиевских коммунистов Вячеслава Белинского, проголосовали бы и несколько «правых» консильеров. Но это – в случае тайного голосования. А коммунисты почему-то настояли на открытом. Согласно данным некоторых источников, этот вариант протолкнула тогдашний лидер парламентской фракции ПКРМ Евгения Остапчук. Так это, или нет, но при открытом голосовании советники от тогдашних оппозиционных фракций не стали подставляться перед своим кишинёвским руководством, и Белинский избран не был. После переговоров председателем стала компромиссная фигура – избранный по спискам ПКРМ, но беспартийный директор офиса «Молдова-Газ» Владимир Калараш. Таким образом, большую роль в районе стали играть «директора», а не «коммунисты». Но, что интересно – дрокиевские советники так и не объявили, к кому собираются примкнуть. А это скорее всего указывает на то, что примкнут они точно не к «Единой Молдове».
 
Два описанных района можно отнести к своеобразному «красному кольцу» электорального поля. Во Флорештах коммунисты на всех возможных выборах стабильно набирают больше пятидесяти процентов. В Дрокии в 2005 году до этого показателя им недостало всего 0,2 процента, а в 2009 – 0,3. В Оргееве, в отличие от этих двух районов, сложилась совсем другая ситуация. С 2007 по 2009 годы этот район был единственным помимо «степанюковских» Яловен и Ниспорен, где рейтинг ПКРМ снижался буквально на глазах.
 
Ситуация в Оргееве для коммунистов начала ухудшаться после смерти представлявшего этот район депутата Алексея Иванова (вице-председатель бюджетной комиссии, известный выступлениями в защиту нацменьшинств). Новый парламентский куратор, старейший из депутатов Иван Калин, отнюдь не являлся примером повышенной коммуникабельности. Как результат, оргеевские коммунисты оказались предоставлены сами себе, и к 2007 году здесь наметился негласный конфликт за место кандидата в примары города. Хотя главной проблемой стали даже не внутренние разногласия, а самоуверенность лидеров. Одержавший на какой-то момент верх кандидат в примары Ион Насалчук был настолько уверен в победе ПКРМ, что не предпринимал ничего, чтобы этой победе хоть чем-то поспособствовать. Источники в Оргееве приписывают ему фразу «выиграем – тогда и разбираться будем». Как результат, в райсовете фракция ПКРМ сократилась до неприлично малых размеров – притом, что, в отличие от тех же Яловен, здесь у коммунистов не было по-настоящему подготовленных оппонентов.
 
Второй тур выборов примара вообще оказался провальным – Насалчук получил лишь 25% голосов избирателей. Как он после этого умудрился быть избранным на съезде ПКРМ в центральный комитет и попасть (хоть и на непроходном месте) в список кандидатов в депутаты – до сих пор непонятно.
 
Другой оргеевский лидер, Евгений Писов, в прочем тоже не остался не у дел – потеряв пост председателя района он, как отмечают источники, задействовал отношения с тогдашним премьером Василием Тарлевым. Что и сделало его довольно быстро (и вместе с тем ненадолго) вице-министром культуры и туризма. На данный момент и Писов и Насалчук уже не с ПКРМ. В «Единой Молдове» они тоже не замечены. Возможность их появления во фракциях бывших оппонентов крайне маловероятна – не возьмут. Вот и получается, что сейчас вчерашние коммунисты просто плетутся вслед за большинством в совете – со всеми и ни с кем одновременно.
Александр Тома

Комментарии (9) Добавить комментарии

  • x

    КУДА КУДА ЧТО НЕ ЯСНО ОНИ ВСЕ ЗА ОДНО. Убеждена в одном что многие ПОЛИТИКИНЕДОСТОЙНЫ представлять в ПАРЛАМЕНТЕнаши интересы. ПЕРЕБЕЗЧИКАМ НЕТ ВЕРЫ.

  • x

    Да он на нашего винипуха похож .Маленький , хитренький , жадненький - И МЕД ЛЮБИТ .

  • x

    Да пусть он станет хоть БАБАЕМ он как и всеостальные ПСЕВДОДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ партии уже так ДОСТАЛИ ВСЕХ своими тупымиРЕФОРМАМИ. НЕ понятно куда смотрит ЕССША ПАСЕ ОБСЕ и прочие структуры.

  • x

    партия Единая Молдова была продана Анной Ткач за 12 тыс. евро, но с расчетом второго заместителя в партии

  • x

    Цуркан стал председателем дочерней партии ЛДПМ . фигня бывает разная зелена и красная , но самая опасная фигня зелено-красная .Цуркан потомок генерала власова .

  • x

    у МУ нет будущего. Мифическая партия

  • x

    Они не предали ВОРОНИНА . Они предалиИЗБИРАТЕЛЕЙ которые голосовали за ПКРМ

  • x

    Прочитав название новой партии,созданнойгосподином Цурканом "Единая Молдова"невольно приходит на ум ассоциация,чтоМолдову "едят" изнутри вот уже 20 лет.СначалаВоронин,у которого вовремя отобрали кость четверо в команде по одному не решились,а терерь и Цуркан хочет погрызть,пока там есть немного мяса.Но тут подбегает большой пес с запада и утверждает,что эту кость у меня отобрали и подбросили вам,она моя-отдайте ее мне по добру,либо я отберу ее у вас подкупом.

  • x

    noi pe şobolanii nu primim SĂ TRAIASCĂ PCRMSUS MOLDOVA. SUA VORONIN ŞI COMANDA LUI